Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев в ходе прямой линии с жителями дал поручение, которое может стать переломным для местной системы перевозок. Он потребовал в обязательном порядке оснастить весь общественный транспорт региона, включая коммерческие маршрутки, терминалами для безналичной оплаты (валидаторами).
На реализацию проекта отведен весь 2026 год. А уже с 2027 года любой автобус или маршрутное такси, не оборудованное таким устройством, будет отстранено от выхода на линию. Это требование — серьезный шаг к полной цифровизации расчетов за проезд и повышению прозрачности отрасли.
Контраст с Оренбургом: «наличка есть наличка»
Ситуация в соседней Оренбургской области на этом фоне выглядит контрастно. Несмотря на наличие в городе современных автобусов, оплата картой до сих пор стала нормой не везде, особенно в утренние часы при отсутствие мобильного интернета! В Оренбурге еще хорошо помнятся времена масштабных забастовок местных перевозчиков, протестующих даже против введения бесконтактной системы оплаты картой.
Как отмечают пассажиры, многие водители по-прежнему предпочитают работать только с наличными. Сдача порой выдается своеобразным способом — мелкими «пятачками», вставленными в прорези старого куска поролона, который лежит рядом с водительским местом. Этот «лайфхак» наглядно демонстрирует насколько отрасль все еще далека от цифровых стандартов.
«Внедрение безналичной оплаты — это не просто технологический апгрейд. Это удар по серым схемам. «Наличка» — это неучтенная выручка, возможности для ухода от налогов и непрозрачные финансовые потоки. Там, где перевозка — это семейный или частный бизнес с давними традициями, сопротивление будет сильным. Жесткая позиция властей, как в Самаре, — единственный способ сломать эту инерцию. В Оренбурге, судя по всему, у перевозчиков пока больше рычагов влияния, чем политической воли у властей для проведения такой реформы».
Для пассажиров безналичный расчет — это прежде всего удобство и отсутствие проблем со сдачей. Для города и региона — это прозрачность, контроль за доходами перевозчиков и возможность планировать субсидии на основе реальных данных о пассажиропотоке.
Пока Самарская область ставит амбициозные цели на 2027 год, оренбуржцам, судя по всему, еще предстоит долгий путь к тому, чтобы просто расплатиться за проезд банковской картой в любом автобусе.