Природоохранная прокуратура комментировала ситуацию в Бузулукском бору

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор Евгений Бугуцкий побывал на прямой линии в редакции и ответил на вопросы читателей.

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор Евгений Бугуцкий побывал на прямой линии в редакции и ответил на вопросы читателей.
Диана Черникова

 Оренбуржцы пожаловались на портящие воздух предприятия и автобусы, несанкционированные свалки и загрязнение водоемов, отсутствие доступа на пляж и другое.  

- Сегодня много разговоров вокруг ужесточения экологического законодательства. На каком этапе сейчас этот процесс?

- Меня и моего орского коллегу приглашали на семинар в Москву, где выступали наши руководители из Генеральной прокуратуры, непосредственные руководители по линии окружающей среды. По итогам проверок 2016 – 2017 годов Генпрокуратура представила 20 докладов по целому ряду направлений: охране природы, недропользованию, лесопользованию, утилизации твердых бытовых отходов и т.д. На каждую из этих инициатив Президент РФ наложил свою резолюцию. Эти инициативы призваны упростить жизнь населению.

- То есть мнение региональных ведомств в формировании федеральных инициатив все-таки учитывают?

- Безусловно. Те, кто находится на «земле», первыми воспринимают дефицит каких-то норм. Об этом мы сообщаем прокурору области. В областной прокуратуре формируется перечень проблем, в том числе и законодательного характера, а после передается в Москву.

- Что изменится после принятия этих инициатив, у прокуратуры «развяжутся руки»?

- Не это наша цель. Любая инициатива имеет цель улучшить жизнь граждан, и некоторые изменения не связаны с ужесточением законодательства. К примеру, с 1 января этого года граждане могут спокойно приходить и собирать валежник, ранее доступ был закрыт. Мы будем следить за правоприменением этого закона исполнительными органами власти в лице областного министерства природных ресурсов, лесничеств. Другой пример - выбросы в атмосферу. В основном мы «бьем по хвостам», когда ЧП произошло, люди жалуются на посторонний запах в воздухе, испытывают дискомфорт.

- Выбросы в воздух вредят здоровью. Раз людей потравили - обошлось, но ведь есть накопительный эффект, последствия которого очень серьезны для здоровья…

- Нет таких исследований и методики определения взаимосвязи конкретного выброса и проблем со здоровьем у определенного человека. А нам как юристам нужно предоставить доказательства в суд, поэтому доказать тот самый «накопительный эффект» практически невозможно. Необходимо фиксировать каждый выброс по методике с разных точек, а также фиксировать воздействие данного химического вещества на здоровье конкретного человека. Когда мы идем в суд с обращениями горожан, их справками из поликлиники, адвокаты, представляющие интересы промышленной компании, говорят: «А где доказательство прямой причинной взаимосвязи конкретно этого вещества с самочувствием больного?» Конечно, есть более точные обследования для определения этой взаимосвязи, но это время и деньги. Если человек, проявив настойчивость, как-то может оценить причиненный ему вред, то ущерб природе почти невозможно оценить. Сегодня в законодательстве есть плата за пользование природой и плата за негативное воздействие, но это не ущерб. К примеру, коптит труба у завода, вредные вещества попадают в воду, почву, деревья начинают сохнуть и деградировать. Как это оценить? То же самое можно сказать и о свалках ТБО. Сейчас переходный период. Региональное министерство строительства области является исполнителем федерального закона. Уже к 1 июня определится региональный оператор, который будет производить расчеты.

- Сегодня много разговоров вокруг нефтяных разработок в Бузулукском бору. Как вы оцениваете ситуацию?

- Курировать Бузулукский бор я начал с момента вступления в должность, а это произошло не так давно. Сразу скажу, вопрос серьезный и делать скоропалительные заключения здесь нельзя. Проблема требует всестороннего изучения ретроспективой. Сейчас много информации в социальных сетях появляется, и не вся достоверная. Здесь не надо никого слушать, а верить фактам. В 60-е годы в бору пробурили дебетовые скважины по 200 атмосфер на точке. Если скважина рванет, то зальет весь бор. Их необходимо переконсервировать. Кто это будет делать? Министерство природных ресурсов РФ определило, что консервировать будет хозяйствующий субъект, но ему позволят за это пользоваться нефтью. Все эти скважины находятся на землях промышленности. Они хоть и внутри бора, но земли выведены из национального парка. В этом вопросе нет нарушений. То есть получается, что добыча ведется не на землях Бузулукского бора, а на промышленной территории.

ecologynow.ru

- Здравствуйте, я живу в Оренбургском районе. Время от времени промышленники преподносят сюрпризы в виде аварий и превышений ПДК по сероводороду. Кто-то их контролирует?

- Конечно! Ни одна из таких аварий не остается без внимания. Есть соответствующие санкции, которые применяются к предприятиям, осуществляющим добычу или выброс. Если говорить конкретно, вы имеете в виду последний случай с Паникой. Это вызвало определенный резонанс, информация в СМИ проходила. Нашим ведомством возбуждено дело об административном правонарушении в отношении организации, то есть юридического лица, и рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности конкретного человека, должностного лица. В ситуации разбирались и Россельхознадзор, и Росприроднадзор. Проверка в стадии завершения, все виновные будут привлечены к ответственности.

- Я слышала, что природоохранное законодательство ужесточат. Как это отразится на местном уровне?

- Все решения принимаются на федеральном уровне. Есть у законодателей мысли по поводу ужесточения той или иной ответственности. Но, на мой взгляд, и существующих санкций достаточно. Но дело ведь не только в многомиллионных штрафах. Важнее понимать причину, по которой произошло ЧП. Даже многократное увеличение штрафа для крупной промышленной организации может не быть весомым аргументом. Она его заплатит, и все благополучно забудется. Очень важно выяснить, в чем конкретно причина. В прошлом году была авария под Оренбургом. Причина – нарушение норм при ремонте оборудования. Подрядная организация допустила нарушение, произошла авария. Оренбург сутки задыхался. Наша задача - установить факты и принять меры, которые в будущем не позволят нарушить закон.

- Меня зовут Елена, звоню из Кувандыка. В прошлом году, как только городскую свалку сделали платной, за чертой города начали появляться несанкционированные. За что мы платим деньги? Кувандык погряз в мусоре. Во дворе жилого дома № 1 на улице Мира появилась свалка. Там и срубленные деревья, и стройматериалы. Кто должен за этим следить?

- Вы верно говорите. Деньги люди платят, и управляющая компания, которая берет на себя ответственность за вывоз мусора, должна за этим следить. Вам необходимо обратиться с заявлением в местную прокуратуру, эта проблема не будет оставлена без внимания. Прокуратура призывает управляющие компании и местные органы власти исполнять природоохранное законодательство, ликвидировать несанкционированные свалки. При необходимости принимаем меры реагирования. До 2017 года обязанность по ликвидации несанкционированных свалок в посадках, на дорогах лежала на муниципальной власти. Сейчас эта обязанность с них снята. В настоящее время воплощается в жизнь новый закон, который предусматривает создание единого регионального оператора. Мы надеемся, до 1 января 2019 года этот процесс завершится. Мы с вами констатируем, что живем в переходный период.

- Как пресечь появление несанкционированных свалок?

- Действительно, данный вопрос является злободневным для всех без исключения жителей области. На территории муниципальных образований под складирование отходов занято около двух тыс. гектаров земли, накоплено более 1 млрд. 301 млн. тонн отходов. Инвентаризация объектов размещения отходов показывает, что из 12 городов и 35 районных центров области только на территориях девяти муниципальных образований имеются специализированные объекты, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов: в Оренбурге, Бугуруслане, Соль-Илецке, Новосергиевке, Медногорске, Бузулуке, Гае, Орске и Ясном. В целях решения проблем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, с начала 2015 года в законодательство об отходах производства и потребления внесены значительные изменения, коренным образом затрагивающие полномочия органов власти всех уровней, права и обязанности хозяйствующих субъектов и поэтапно, вплоть до 2019 года, реформирующих всю систему обращения с отходами. В частности с 01.01.2016 к полномочиям субъектов РФ отнесены полномочия по утверждению территориальных схем в области обращения с отходами, определению регионального оператора в области обращения с отходами и регулированию их деятельности. В области разработана и утверждена территориальная схема обращения с отходами, согласно которой область поделена на три зоны: Центральная, Восточная и Западная, которые в свою очередь поделены на 14 кластеров, в каждом кластере будет предусмотрен полный цикл обращения с отходами - сбор, обработка, утилизация. В целях определения регионального оператора разрабатываются нормативная документация. Органами прокуратуры на постоянной основе осуществляются проверки исполнения законодательства в данной сфере. В  2017 году природоохранная прокуратура совместно с ОНФ и  контролирующими органами проводила проверку исполнения законодательства о несанкционированном размещении отходов на поднадзорной территории, учитывались сведения, отраженные на интерактивной карте свалок Общероссийского народного фронта. В рамках координации деятельности для организации и проведения проверок на поднадзорной территории территориальным прокурорам направлена информация о 136 несанкционированных местах размещения отходов, в 84 случаях информация подтвердилась. С целью устранения выявленных нарушений прокурорами подготовлено и направлено в суд 23 исковых заявления о понуждении органов местного самоуправления ликвидировать места несанкционированного размещения отходов, часть из которых рассмотрена и удовлетворена, другая находится в стадии рассмотрения, внесено 17 представлений об устранении выявленных нарушений.

- В прошлом году предприниматели вырубили тополиную рощу. Местные жители были в шоке. Был суд, но никто никакой ответственности не понес. Простым людям штраф за елку срубленную выписывают, а тут целая роща!

- Кувандык входит в зону ответственности моего коллеги – орского природоохранного прокурора. С моей стороны было бы неправильно комментировать действия не поднадзорных мне органов. Есть земли лесного фонда, есть городские. И те и другие относятся к категории защитных, их рубить нельзя, если только не было выдано разрешений от министерства лесного и охотничьего хозяйства или местной администрации. Почему было выдано разрешение, нужно спросить должностных лиц соответствующих государственных органов. Почему не понесли ответственность, необходимо выяснить. Я вам советую обратиться за разъяснениями к орскому природоохранному прокурору.

- Добрый день, меня зовут Мария. Дачные автобусы как начинают газовать, с трубы валит черный дым. Все транспортные средства должны проходить ТО. В городе и так нечем дышать, газзавод чадит, аварии случаются, а тут еще автобусы пыхтят…

- Проблема многомерна и всем известна. Автобусы должны проходить техническое обслуживание прежде, чем они получат допуск в рейс. Здесь вопрос к юридическим лицам, которые этот осмотр делают, а также к органам Госавтоинспекции, которые принимают данные этого осмотра. Законность действий этих организаций может проконтролировать прокурор города и области. Для меня как для природоохранного прокурора  важен аспект воздействия выхлопов на окружающую среду. Напрямую мы эти данные сопоставить не можем. Экологическая служба ведет мониторинг. Если мы видим превышение в сравнении с предыдущими годами, то можем направить службе, ответственной за эксплуатацию транспортных средств, предложение провести проверку. Когда вы в следующий раз увидите такой автобус, позвоните в любую государственную природоохранную организацию, ваше обращение по подведомственности будет передано.

- Евгений Владимирович, я каждое лето езжу купаться к озеру возле деревни Дворики в Сакмарском районе. В прошлом году кто-то засыпал дорогу, которая ведет прямо к озеру, а предприниматель отсыпал свою дорогу, поставил шлагбаум. Какие-то алкоголики берут с нас за въезд по 100 рублей. По кадастровой карте это сельхозугодия. В 2008 году предприниматель взял в аренду 26 гектаров. На том берегу по кадастровой карте заповедная зона, но там чьи-то коттеджи, доступа к водному объекту нет.

- Эта информация – тема для отдельной проверки. Если это земли сельхозназначения и оформлены как пашни, если их назначение иное и оформлены они как земли отдыха, то Россельхознадзор может проверить. На вопрос доступа к воде может ответить федеральное агентство по рыбной ловле, можете написать на мое имя заявление. Необходимо провести проверку. Закон не запрещает брать землю в аренду и устраивать там рекреационную зону, но и оформление должно быть соответствующим. При этом препятствий в  доступе к воде быть не должно, пешком люди могут пройти к любому водному объекту. Мы ежегодно проводим проверки и выявляем массу нарушений.

- В поселке Кушкуль до 2006 года было озеро, мы там рыбачили и купались. Потом кто-то его засыпал и сделал там напрямую дорогу. В данный момент оно сухое, территория заросла камышом. Местные жители пытались раскопать. И ручьи-то бьют…

- Дорога через озеро – однозначное нарушение, нужно обращаться в правоохранительные органы. Но искать ответственных лиц по прошествии10 лет малоэффективно. Нужно решать вопрос, что делать, чтобы озеро спасти. О причинах маловодья нужно спрашивать ученых, но для начала задавать вопрос местной администрации. Если органы власти не отреагируют, вы вправе обратиться в прокуратуру.

- Еще один вопрос. С моста над Уралом, который расположен по дороге в Ивановку, по весне бросают огромные бетонные плиты, чтобы лед разбить, но потом плиты не забирают. Рыбаки часто лодки режут. Человек нырнет, ударится о плиту, может не вынырнуть…

- Спасибо за информацию, проверим.

- В озере Коровьем, расположенном рядом с СНТ «Соловушка», дачники обнаружили дохлую рыбу.

- Озеро обрастает домами, дачами, новыми жилыми массивами. Цивилизация его поглощает без остатка. Соблюсти режим достаточно сложно. Вопрос упирается в контроль, правильную позицию органов власти. Нужны своевременные сигналы. Констатация факта ничего не несет. Необходимо проводить биологический анализ, выяснять причину гибели рыбы.

- Горят леса. Кто виноват и что делать?

- Лес занимает 709 000 гектаров, что составляет 4,6% площади области. Это относит регион к безлесным территориям России. Ситуация в лесном хозяйстве области очень сложная, одна из основных задач - обеспечение охраны лесов от пожаров, поскольку высокая хозяйственная освоенность территории области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно вблизи границ земель лесного фонда, часто повторяющиеся засухи, вызывающие иссушение травяного покрова, лесной подстилки, влекут за собой высокую пожарную опасность в лесных насаждениях. Из года в год прокуратурой выявляются многочисленные нарушения законодательства в области пожарной безопасности в лесах в деятельности всех лесопользователей. При проведении проверок арендаторов лесных участков устанавливаются факты отсутствия необходимого перечня противопожарного инвентаря. В деятельности организаций и предприятий, производящих рубки лесных насаждений, выявляются факты ненадлежащего хранения заготовленной древесины (вблизи лесов), ненадлежащей организации работ по отчистке лесов от порубочных остатков, что также создает риски возникновения лесных пожаров. По всем выявляемым нарушениям принимаются соответствующие меры реагирования, в том числе по постановлениям прокурора виновные лица привлекаются к административной ответственности, решениями судов по искам прокурора возлагаются обязанности устранить имеющиеся нарушения. В рамках борьбы с декриминализацией лесной отрасли органами прокуратуры регулярно выявляются факты незаконных рубок лесных насаждений.

- Какие правовые рычаги вы используете?

- По данным фактам материалы проверок незамедлительно направляются в органы расследования для принятия решения о возбуждении уголовных дел. Например, в 2017 году по материалам природоохранной прокуратуры было возбуждено три уголовных дела, в текущем – одно. На поднадзорной территории в истекший период этого года возникло 22 пожара на землях лесного фонда, два пожара на землях особо охраняемых природных территорий (Национальный парк «Бузулукский бор»). Причиной возгорания на землях лесного фонда стал переход огня с сопредельной территории (земли сельхозназначения, степь и т.п.) в 19 случаях и в трех случаях непосредственно на землях лесного фонда. На землях ООПТ один пожар, переходящий с сопредельной территории, в одном случае непосредственное возгорание на территории ООПТ. Площадь очага на момент обнаружения составила 19,8 га на землях лесного фонда и 7,8 га на землях ООПТ. Площадь территории, пройденная пожаром, составила 217,13 га, в том числе на землях ООПТ, 7,8 га - покрытая лесом, 14,2 га - не покрытая лесом, в том числе на землях ООПТ - 0,81 га. За апрель 2018 года затраты на тушение пожаров на землях лесного фонда в целом составили 139 023,16 рубля, на землях ООПТ – 74,3 тыс. рублей. Ущерб, причиненный лесному фонду от лесных пожаров, составил 35 667,25 рубля в денежном выражении, 193,8 м3 – объем деревьев, пострадавших от пожаров, на землях ООПТ - 934 398 рублей и 12 м3 древесины. За 12 месяцев 2017 года размер ущерба без понесенных затрат составил 1116 тыс. рублей, 313,6 м3 древесины.

- Как спасти лес от пожара?

- Вопрос исполнения законодательства об охране лесов от пожаров является приоритетным в деятельности Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры. На протяжении ряда лет в пожароопасные периоды выявляются многочисленные нарушения законодательства как в деятельности лесопользователей, так и контрольно-надзорных органов.

В преддверии наступления пожароопасного периода 2018 г. Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой в рамках координации деятельности территориальных прокуроров и межведомственного взаимодействия на базе Бузулукской и Бугурусланской межрайонных прокуратур с участием прокуроров Грачевского, Курманаевского, Первомайского, Тоцкого, Северного, Асекеевского районов, руководителя ФГБУ «Национальный парк «Бузулукский бор», руководителей ГКУ?? «лесничеств» указанных районов, а также руководителей районных отделов МВД проведено межведомственное совещание, посвященное в том числе вопросам исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах. По итогам проведенных совещаний выработан механизм взаимодействия, запланировано с рядом территориальных прокуроров проведение проверок исполнения лесного законодательства при осуществлении санитарно-оздоровительных и противопожарных работ, в том числе в пунктах приема и отгрузки лесоматериалов. Прокурорам районов предложено с привлечением лесничих провести оценку готовности лесопользователей к пожароопасному периоду. В марте текущего года в целях активизации работы в указанном направлении деятельности, профилактики правонарушений прокурорам Илекского, Тюльганского, Первомайского, Асекеевского, Ташлинского, Сакмарского, Саракташского, Оренбургского, Пономаревского районов, Бузулукскому и Абдулинскому межрайонным прокурорам направлены сведения о лицах, не представивших отчеты об охране и защите лесов от пожаров за 4-й квартал 2018 г. Помимо этого, на первое полугодие 2018 года совместно с прокурорами Шарлыкского, Тюльганского, Ташлинского, Акбулакского, Бузулукского, Бугурсланского районов запланировано проведение проверки исполнения государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на территории соответствующих лесничеств. В рамках декриминализации лесной отрасли и противодействия незаконному обороту древесины спецпрокуратурой ежегодно выявляются факты нарушений законодательства, связанные с работой в системе ЕГАИС учета древесины и сделок с ней. По фактам неразмещения (несвоевременного размещения) в системе ЕГАИС деклараций о сделках с древесиной с 2016 года по настоящее время природоохранной прокуратурой к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 50 лиц.

- Кто несет ответственность за запах газа и утечку нефтепродуктов?

- Оренбургская область относится к числу территорий с достаточно сложной экологической обстановкой. По выбросам загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников Оренбургская область стабильно входит в десятку российских регионов-лидеров, наносящих наибольший ущерб окружающей среде, а в ПФО область значительно превышает по этим показателям такие не самые благополучные в экологическом плане субъекты РФ как, например, Самарская область и Пермский край. На территории области на постоянной основе осуществляют деятельность порядка 50 недропользователей, осуществляющих добычу углеводородного сырья (данная цифра плавающая), которыми разрабатывается более 140 месторождений нефти, газа и газового конденсата. Ежегодно ими добывается свыше 23 миллионов тонн нефти, более 3 миллиардов м3 попутного (растворенного) нефтяного газа, почти четверть миллиарда м3 газового конденсата. Основную массу выявляемых правонарушений в деятельности указанных предприятий составляют нарушения, непосредственно касающиеся выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данные нарушения законодательства выражаются в несоблюдении предприятиями проектных документов в части утилизации добытого попутного нефтяного газа. Вместе с тем, получив лицензию на добычу углеводородов, предприятия берут на себя ответственность по соблюдению всех условий недропользования, в том числе предусмотренных и проектными документами. Реализация мер по утилизации попутного нефтяного газа является многоступенчатой, предусматривает разработку, согласование, утверждение технической документации, изыскание дополнительных финансовых средств.

- Привлекаете ли Вы к ответственности промышленные предприятия за нарушения?

- Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой отдавалось предпочтение именно судебной форме защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку важно добиться реального устранения нарушения закона, а судебное решение, помимо прочего, подкреплено силой государственного принуждения, возможностью возбуждения уголовного дела за уклонение от его исполнения, что является подчас необходимым стимулом для реального устранения нарушений закона. Всего с 2014 года прокуратурой предъявлено более 20 таких исковых заявлений, часть из которых исполнены, часть в стадии исполнения. Не оставались без внимания прокуратуры и аварийные ситуации, возникающие при добыче нефти и газа. Так, в ходе проверки по факту аварии на восточном участке Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения, произошедшей 20.09.2017, установлено, что авария сопровождавшаяся выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произошла в результате производства ремонтных работ, вследствие чего в п. Самородово было зафиксировано превышение уровня предельно допустимой концентрации сероводорода в 13,4 раза (уровень высокого загрязнения). В связи с выявленными нарушениями законодательства по постановлениям прокурора ООО «Бузулукская нефтесервисная компания», производившее ремонтные работы, привлечено к административной ответственности. По данному факту Оренбургским межрайонным следственным отделом СК РФ по Оренбургской области возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: «Ущерб природе не оценить!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру