Как оренбургским дачникам решить проблемы с безопасностью и прозрачностью коммунальных услуг

Садоводческие товарищества требуют внимания от государства.

Садоводческие товарищества требуют внимания от государства.
Диана Черникова

В редакции «МК» в Оренбурге» прошла «прямая линия» с председателем Оренбургского областного некоммерческого союза садоводов Галиной Дроздовой. Она рассказала о проблемах дачников и ответила на животрепещущие вопросы садоводов, поступившие в редакцию.

- Галина Ивановна, недавно союз садоводов назывался городским, сейчас уже областной. С чем это связано?

- У нас в регионе 320 садовых обществ только жителей областного центра, из которых 250 входят в наш союз. Всего в регионе 200 тысяч садоводов по области, 100 тысяч живут в Оренбурге. Жители города имеют участки на территории Оренбурга, Оренбургского и Сакмарского районов. Мы раньше были городским союзом садоводов, но жители Оренбургского района захотели создать еще один союз. Считаю, что решение это неудачное. Сейчас собираем по 10 рублей с участка. Создание дополнительных структур увеличит расходы. С 2016 года наш союз стал областным, поскольку сюда входит не только Оренбург, уже Соль-Илецк вошел, консультирую СНТ из Орска. Так проще аккумулировать все проблемные вопросы.

- Финансовый вопрос всегда вызывает самый большой интерес. Недавно вышло постановление о субсидиях на возмещение затрат на возмещение расходов на инженерные коммуникации для садовых и дачных товариществ. Что это за субсидии и реально ли они помогают садоводам?

- Да, такие субсидии есть, выделяются ежегодно на поддержку садоводов. Но это очень маленькая сумма, которая в последние 7 - 8 лет не увеличивается. Это 3 миллиона 360 тысяч рублей на всю область. Получить субсидию достаточно проблемно. К примеру, если сейчас человек будет делать скважину официально, то это выльется в миллиона полтора. Если же просто привлечет частников, то выйдет дешевле – 400 - 500 тысяч рублей, но документов не будет. Для того чтобы получить копейки, нужно сделать скважину в пять раз дороже, и субсидия разницу не покроет.

- А субсидия покрывает только процент от затрат?

- Нет, делят на всех заявившихся. Если заявились желающие с документами на три миллиона, то хватит на всех. Если же хотят получить на пять миллионов, то делают пропорцию – получат все, но не факт столько, сколько хотели. Получается, вся субсидия «размазывается». На наш взгляд, нужно ввести не точечную, а системную поддержку садовых обществ. 

- Оксана, СНТ «Оазис» в поселке Заречье. Слышала, что все счетчики на электроэнергию надо выносить на улицу. Действительно ли это так и для чего это нужно?

- По закону индивидуальные узлы учета, то есть счетчики, должны размещать на границе баланса разграничения. Это опора либо граница участка. Это нужно для того, чтобы проверяющие могли беспрепятственно снять показания. Если есть какие-то сложности с расположением счетчика, то это надо обсудить с сетевой компанией и с вашим председателем.

- Еще вопрос о разведении костров. Запрет еще действует?

- Категорически запрещено разводить открытый огонь, когда объявлен особый противопожарный режим, а он сейчас действует. Штрафные санкции увеличены - от 3 тысяч рублей на физлицо. Если председатель не проводит работу, не оповещает садоводов о запрете, то штраф наложат на товарищество, это еще больше - от 50 тысяч рублей. И деньги эти опять же возьмут со взносов дачников.

- Наталья Николаевна, СНТ «Газовик», пос. Южный Урал. Всегда вносили через кассу платежи, а сейчас председатель говорит, что будем платить по квитанции, как коммунальные платежи в городе. Будет так?  

- С января меняется порядок оплаты. Сейчас провожу с председателями семинары и разъяснительную работу. У нас с Системой «Город» уже заключены соглашения. Скорее всего, все перейдут на такие платежи, но пока еще есть организационные моменты. Вот, кстати, СНТ «Оазис» одно из первых перешло на Систему «Город», уже не кассир принимает взносы и платежи, а все через систему – на расчетный счет, все прозрачно.

- Соседи на дачном участке напротив газпромовской Павловки разводят пчел. Невозможно рядом находиться. Что делать?

- Разведение пчел – это нецелевое использование участка. Нужно написать заявление в правление, председатель сам проверит этот факт. Затем он должен сообщить об этом в Минсельхоз, которое нас курирует. Нельзя не только пчел на дачах разводить, но и птицу. Пять-шесть курочек еще терпимо, но когда по сотне голов, да еще и скот – это уже не садоводческий профиль. Хотя сейчас, как говорят, можно, но только по согласованию с соседями.

- Нужно ли делать межевание участка, мы покупали его 4 года назад?

- Межевание участка делается один раз. Если вы купили участок с проведенным межеванием, то не надо. Однако если его нет, то с января 2018 года оно необходимо для любой сделки по земельному участку.

- Мария, СНТ «Ивановские сады». Будет ли здесь проводиться газификация?

- Пока этот вопрос не рассматривался. Мы встречались в Минсельхлозе, сейчас выносим на обсуждение вопросы по газификации некоторых массивов, но газификация «Ивановских садов» пока не на повестке дня.

- В СНТ «Степное» нет света. По какой причине люди сидят без электричества?

- Действительно, в этом товариществе уже двое суток как отключили свет. Причина в больших долгах. У «Степного» долг примерно 900 тысяч рублей, у «Сокола» - 160 тысяч рублей. Задолженность образовалась, когда люди проживали в зимний период, отапливали дома электричеством, а это от 6 тысяч рублей в месяц. Долги по электричеству – не только проблема этих СНТ. У нас разрешена прописка на дачах, разрешено проживание, но не продумано коммунальное обеспечение. Если раньше дачи были рассчитаны на летний период, то нужны были вода, свет и дороги. Сейчас, когда домики отапливаются еще и зимой, когда люди здесь проживают круглогодично, надо организовывать индивидуальный учет. Сегодня мне звонит женщина из СНТ, не ругается, хотя ситуация аховая: встала утром - света нет, воды нет. Ребенка в садик собирать, ей на работу – ни чайник вскипятить, ни умыться. Пришла с работы, привела детей – ни искупать, ни покормить. Жить им больше негде. Разве это допустимо?

- А почему возникают такие ситуации, что люди вообще отрезаны от цивилизации?

- Вина в этом только Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». Они дали свет. Председатель к ним обращался – мол, давайте точечно вести контроль за потреблением, там, где люди живут. Но дело вот в чем. Стоит ТП, на ней узел учета, в каждом домике счетчик. На индивидуальном счетчике нагорает, и жители оплачивают это количество по 1,97 рубля за киловатт. Но на сами ТП, на которых электричество с высоковольтной линии понижается с 10 до 0,4, тоже есть траты электричества. Даже если отключены все домики, все равно на общем счетчике нагорает, потому что есть коэффициент трансформации – потеря в проводах, провода старые, есть скрутки и есть энергия, которая затрачивается на трансформацию. Эта потеря от 12 до 25 процентов от общего потребления. Если человек заплатил 100 рублей по индивидуальному счетчику, то 25 рублей за потери кто заплатит? Эта разница будет накапливаться как долг на садовом товариществе. Председатели (деваться некуда) попытались накручивать сверху 25%, но прокуратура запретила - дескать, с какой стати потребитель платит еще что-то? А Энергосбыт заключает договор на товарищество на ту сумму, которая на общем счетчике. Люди возмущаются: «Мы же платим!».

- Напрямую люди могут заключать договоры?

- Заключают! Но на то, что на индивидуальном счетчике они платят поставщику электроэнергии. Все, что к садоводам в домики поступает, все равно проходит через общий счетчик, - и опять у СНТ долг. Никому дела нет, говорят, это председатели не работают…

- Получается, отключают свет скопом всему СНТ вне зависимости, платили люди лично или нет?

- Да, отключают на трансформаторе. И даже если люди платят напрямую, то также остаются без света. А если десяток человек найдется, кто зимой домик отапливает, но не оплачивает, то большой долг быстро наберется. Страдают все. Я еще в 2012 году ставила этот вопрос. Решается все просто: человек хочет проживать - ставит узел учета, получает энергию за 1,97 рубля/кВт, но все потери включаются в членские взносы. Заранее председатель не знает, какое количество нагорит, так что сразу договариваются, что включаться будут эти 12 – 25 процентов. Но прокуратура не на нашей стороне, Департамент по тарифам тоже.

- В СНТ «Сокол» такая же проблема?

- Свет отключили и у них, хотя в СНТ «Сокол» учет организовали, председатель отключила тех, кто должен. Проблема будет решена, когда будет организован индивидуальный учет и когда будут отключать конкретного должника, а не целиком товарищество.

- Михаил, ДНТ «Лидения», пос. Кушкуль. На даче вода подается через центральную скважину. Но вода соленая, в такой можно и рыбу, и сало солить. Соседи сами пробурили скважину – вода еще соленее. Клубника с таким поливом гибнет. Что можно сделать?

- Скорее всего, придется делать новый централизованный водовод. Иногда пласты проходят на 130 - 140 метрах. Нужно объединяться и искать водоносные пласты. Можно инициировать вопрос о подключении к Сакмарскому водозабору. Вода будет хорошая, питьевая. Но встает вопрос о стоимости. У собственного водозабора себестоимость ниже. По опыту других товариществ, к примеру, на Сулаке, для полива оплата за каждый кубометр выходит очень дорого. Давайте проведем совещание, пригласим специалиста по скважинам, бывшего председателя, он водой у вас занимался, знает о ситуации.

- Второй вопрос. С трассы до наших дач 700 метров, и это только до начала самих дач. У кого участки дальше, совсем долго идти. А многие здесь пенсионеры, пожилые. Планируется ли проложить круговую дорогу, чтобы автобусы ходили мимо «Лидении»?

- Все говорят, что надо… Но чтобы сесть и провести расчет - до такого еще не дошли. Тут уж, как говорится, дитя не плачет - мать не разумеет. Надо выносить этот вопрос на обсуждение.

- Жалуются ли дачники на общественный транспорт в этом году?

- Работа общественного транспорта оставляет желать лучшего. Конечно, хочется, чтобы в понедельник и четверг транспорт ходил, но тут уже экономическая составляющая. Финансирование садоводческих маршрутов - из областного бюджета. На дачных рейсах нет подсадки, обновления пассажиропотока: утром автобус идет пустой с дач, вечером пустой на дачи. За холостые рейсы дотация из бюджета, но этого недостаточно, поэтому предприниматели на эти рейсы не идут. Я разговаривала с руководителями перевозок в администрации: если что-то не так в организации транспорта, нужна обратная связь с конкретикой: такой-то маршрут шел тогда-то переполненным, такой-то в это время сошел с рейса…

- Есть случаи, когда председатель собрал деньги с дачников и себе в карман положил?

- Это очень сложно доказать. Бывает и такое, но обычно председателя просто стараются переизбрать. Был один вороватый председатель, так он нашел хорошего адвоката, тот и говорит, докажите, что те 3,5 тысячи садовод отдал недобровольно.

- Альфия Рауфовна, СНТ «Искра», Ростоши. Соседние участки заброшенные, на них растет бурьян, который ползет к нам, их вишня валит наш забор. Участок и не продают, и не ухаживают за ним…

- У вас активный председатель, подходите к нему. Мы сейчас ведем борьбу с заброшенными участками. Но не вздумайте сами ничего делать, даже из хороших побуждений, это все-таки частная собственность. Председатель направит хозяину уведомление. Потом, если реакции не будет, уже через административную комиссию будем привлекать к ответственности. 

- Заброшенные участки СНТ может продавать?

- Нет, эти участки в любом случае имеют собственника. Если председатель провел работу по передаче расчетов в Систему «Город», то мы начнем работу по выявлению собственников и привлечению их к ответственности по финансовому содержанию. У нас есть прецедент, когда человек не оплачивал, пока задолженность по оплате не сравнялась с долгом по платежам. И судебные приставы изъяли эти участки в счет долга.

- Каким образом эти участки изымались из собственности?

- Это очень сложно сделать. Например, человек не платит три года. Мы посчитали членские взносы, электроэнергию – набегает за три года 15 тысяч рублей. Пишем исковое, это еще плюс 2,5 тысячи, в судебные заседания ходим. К основному долгу добавляется тысяч десять судебных издержек, задолженность уже 25 тысяч рублей. Следующий год снова не платит – снова подаем в суд. Набегает уже 35 тыс. рублей. Отдаем исполнительный лист судебным приставам. Председатель СНТ сообщает им, что есть у должника садовый участок. Кадастровая стоимость его – 42 тысячи рублей. Приставы описывают имущество, так как 35 и 42 тысячи соотносимы, выставляют его на торги. За 42 тысячи рублей участок не покупают – снижают до 35 тысяч. Опять не покупают - пристав предлагает СНТ забрать его в счет долга. Поскольку общество эти затраты имело, то забирает, бывшего владельца лишают собственности, участок переходит к товариществу. Оно это имущество может реализовать, но за сумму не менее 35 тысяч рублей. Можно изъять участок, если его кадастровая стоимость невысокая. Если взять Ростоши, то не получится, поскольку там кадастровая стоимость участка по полмиллиона - это ж какие долги надо иметь! В Оренбургском районе стоимость гораздо ниже. Но изъятие участков – это не массовое явление, а пока прецедент. На данный момент изъято четыре участка.

- Бурьян из-за необрабатываемых участках - это одна беда. На соседнем заброшенном участке собираются бомжи, к нам залезли, обворовали. Они ходят по нашей дорожке и заглядывают на все приличные участки, присматриваются. Что с этим делать?

- Очень хороший вопрос, поскольку это большая проблема, что на дачах проживает неизвестно кто. Мы сейчас прорабатываем систему по организации правопорядка на дачах. Необходимы меры вплоть до того, чтобы проверять присутствующих на дачных массивах – кто что делает. Один председатель не справится, здесь нужна помощь и миграционной службы, и правоохранительных органов.

- Получается, охрана дач за этим обычно не следит?

- У нас есть на массивах охрана, но ее оснащенность оставляет желать лучшего в большинстве случаев. Так охранник подошел к этому бомжу – и его убили. Таких случаев не должно быть. У нас на массивах страшные хищения, а борьба с этим не ведется. Сводка по городу: 159 нарушений, 120 из них - кражи. А остальное что? Это уже убийства, избиения. Надо уже думать не об имуществе на дачах, а о людях, об их сохранности. Не одного председателя избили… Подходит председатель, говорит, костры нельзя жечь, а его запросто могут послать. С сотового телефона с дач не дозвониться, пока свяжешься – пришибут.

- А как полиция реагирует на такие сообщения?

- 26 апреля Оренбургское МВД проводило совещание, председатели СНТ там озвучивали конкретные случаи. Говорят, звоним в полицию: «У нас тут конопля, весь огород засажен…» Именно засажен, а полиция не приехала. Лично при мне звонит председатель в полицию: «У нас здесь машина-наводчица координирует действия тех, кто на участке отрезает провод, металлическую будку на металлолом увезти собирается, номера такие-то, пробейте!» Они не приехали, не посмотрели…

- На дачах многие строят дома для постоянного проживания, семьями живут с детьми. Безопасность – это актуально.

- По этому вопросу сегодня утром, буквально перед «прямой линией», я встречалась с областным министром сельского хозяйства Михаилом Масловым. Говорили именно о системном подходе к обеспечению всем необходимым дачных и садоводческих обществ, об их комфорте и безопасности. Встретила понимание по этому вопросу. Вполне возможно, у садоводов области вскоре будут позитивные перемены.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2018

Заголовок в газете: Удачного лета!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру