Идея акции, как сообщают организаторы, родилась не в столице, а в регионах, и быстро нашла отклик у коллег в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В мессенджерах были созданы чаты, куда за несколько дней вступили тысячи водителей. Они призывают друг друга не работать с вечера 14 декабря, чтобы своим отсутствием нанести сервисам ощутимый финансовый ущерб и заставить их пересмотреть систему.
Требования — общие, проблемы — разные
Если в крупных городах основные претензии — это высокие комиссии агрегаторов (достигающие 30% и более) и рост сопутствующих затрат, то в Оренбуржье главная боль водителей — низкие доходы. По их словам, заработок зачастую едва покрывает расходы на бензин и обслуживание машины. При этом, как отмечают пассажиры, дешёвых поездок в городе почти не осталось: минимальная стоимость маршрута начинается от 300 рублей, а в часы пик цены взлетают.
Между «заявленной» и реальной зарплатой — пропасть
В сводках по вакансиям цифры выглядят внушительно: средняя зарплата таксиста в Москве в ноябре превышала 450 тысяч рублей. Однако эта сумма — до вычета всех расходов. После уплаты комиссии агрегатору, страховок, затрат на топливо и (у многих) аренды автомобиля (около 120 тыс. рублей в месяц), на руки при 12-14-часовом рабочем дне остаётся гораздо меньшая сумма. В регионах изначальная сумма доходов соответственно меньше.
Разобщённость и сомнения в эффективности
Несмотря на активность в сети, среди самих водителей нет единодушия. Многие поддерживают идею протеста, но сомневаются, что акция будет массовой и что она заставит агрегаторов пойти на уступки. Значительная часть водителей, для которых это единственный источник дохода, просто не могут позволить себе суточный простой. Организаторы, понимая это, подчёркивают, что не призывают к нарушению закона, а лишь объявляют общероссийский «выходной день».
Эксперты полагают, что некоторые водители действительно поддержат акцию, но глобальных сбоев в работе сервиса, скорее всего, не произойдёт. Конфликт, однако, обнажил системную проблему: разрыв между экономическими требованиями агрегаторов и возможностями большой части водителей. Экономисты отмечают, что тарифы регулирует рынок: пока есть множество водителей, готовых работать на текущих условиях, искусственное повышение цен агрегатором приведёт лишь к оттоку пассажиров в общественный транспорт, каршеринг или к услугам нелегальных перевозчиков.
Таким образом, возможная акция — это скорее громкий сигнал о глубоком кризисе в отрасли, чем инструмент для немедленных перемен. Его услышат ли те, от кого эти перемены зависят, покажет время.