В Заксобрании Оренбургской области большинством голосов приняли спорный законопроект, который в разы увеличивает стоимость патентов для индивидуальных предпринимателей. Критики нововведения называют его «ударом по малому бизнесу» и указывают на отсутствие экономического обоснования.
С 1 января 2026 года предприниматели Оренбургской области столкнутся с кардинальным изменением патентной системы налогообложения. Региональные депутаты утвердили закон, который не только устанавливает новые жесткие ограничения для применения «упрощенки», но и кратно, вплоть до 20 раз, увеличивает потенциальный доход, используемый для расчета стоимости патента.
Что меняется для предпринимателей?
Патентная система, действовавшая с 2013 года, позволяла ИП заменить несколько налогов одним платежом. Теперь для нее вводятся строгие лимиты по физическим показателям:
Аренда: жилых помещений — не более 200 кв. м; нежилых — до 500 кв. м (собственных) и 150 кв. м (арендованных).
Транспорт: для пассажирских и грузовых перевозок — не более 10 автомобилей.
Торговля и общепит: не более 15 объектов с общей площадью до 300 кв. м.
Одновременно с этим произошла массовая переоценка стоимости патента. По мнению авторов инициативы из комитета по бюджетной политике, это позволит местным бюджетам ежегодно получать дополнительно до 600 млн рублей. Однако, как отметил депутат Максим Щепинов, эти расчеты могут не оправдаться, так как многие предприниматели «просто не осилят новое налоговое бремя».
Критический рост: в 5, 10 и даже 20 раз
Сравнительный анализ, проведенный депутатом ЗС, руководителем фракции КПРФ Максимом Амелиным, показывает шокирующую динамику роста.
Ремонт и пошив одежды: стоимость патента вырастет в 5,4–9 раз в зависимости от муниципалитета.
Занятия спортом и фитнесом: увеличение в 11,7–20 раз. В менее развитых территориях (3-я группа) предпринимателям придется платить в 20 раз больше.
Кейтеринг (выездное обслуживание): рост в 9,8–15,7 раз.
Услуги платных туалетов: подорожают в 4,7–7,6 раз.
При этом для сельхозпроизводителей (растениеводство) рост увеличен вдвое, что ближе к индексации с учетом инфляции.
«Предлагаемый пересмотр носит характер резкого и экономически необоснованного повышения налоговой базы, значительно опережающего как индекс потребительских цен, так и реальную динамику доходов малого бизнеса», — подчеркнул Амелин.
Во время обсуждения законопроекта представители оппозиции пытались «буквально вымолить» послабления для бизнеса, предлагая оставить старую систему или пересмотреть ее не так кардинально.
Депутата Александра Трубникова, в свою очередь, оскорбило не само повышение, а выражение коллег о том, что проект закона «принимают на коленке». «Давайте уважать труд коллег», — заявил он.
Эксперты и депутаты-критики указывают на ключевую проблему: закон не содержит детального экономического обоснования. Отсутствуют расчеты по рентабельности, анализу выручки и статистики по видам деятельности. В результате для массового набора разнородных услуг установлены одинаково высокие ставки, что свидетельствует о механическом, шаблонном подходе.
Последствия для региона
Фактически, нововведение усиливает налоговую нагрузку на те территории, где бизнес и так наиболее уязвим. Рост стоимости патентов в экономически слабых муниципалитетах (3-я группа) в процентном соотношении оказался выше, чем в крупных городах (1-я группа). Это может привести к массовому закрытию малых предприятий в сфере услуг, особенно в глубинке, где платежеспособный спрос ограничен.
Принятые изменения ставят под удар будущее тысяч индивидуальных предпринимателей Оренбургской области, вынуждая их либо уходить в тень, либо закрывать дело. Властям региона, вероятно, вскоре предстоит оценить не только фискальный эффект, но и социальную цену этого решения.