Как в Оренбургской области обстоит дело с занятостью
Безработица. Когда-то это страшное слово звучало только в репортажах из стран победившего капитализма. Сегодня это и наша реальность. Страх за свое будущее даже на рабочем месте стал чем-то неотделимым. Сейчас каждому могут найти замену. Кадрами не дорожат. И т. д. и т. п. Еще один негативный фактор рынка труда – низкие зарплаты.
Вынуждены выживать, порой совмещая несколько ставок или вообще – работ.
Приходится выкручиваться
Эксперты известного портала по поиску работы hh.ru выяснили, что 29 % жителей области, работающих по найму, имеют дополнительные источники дохода. Это либо подработка, либо вторая работа. Есть те, кто параллельно развивает свой бизнес. Как правило, небольшой.
Больше всего подрабатывающих в сфере «Маркетинг/Реклама/PR» (69 %) и «Искусство/Развлечения/Масс-медиа» (67 %). Свое дело имеют представители высшего менеджмента (28 %), сферы искусства и масс-медиа (27 %), а также продаж (25 %).
Добавляют бонусы в семейный бюджет сдачей жилья те, кто трудится в сфере транспорта и логистики (21 %), а также административный персонал (14 %) и специалисты, работающие в области строительства и недвижимости (13 %) и сельского хозяйства (12 %).
17 % представителей высшего менеджмента, 16 % работников сферы информационных технологий и 13 % работающих в финансовой сфере получают доход от ценных бумаг.
Журналисты «МК в Оренбурге» провели опрос на улицах областного центра и выяснили, что среди горожан есть те, кому удается совмещать сразу три работы.
– Главное сегодня – закрепиться в госучреждении, – поделился секретом один из прохожих. – В наше неспокойное время это хоть какая-то гарантия. И прошлогодний локдаун (опрос проводился до введения нерабочей недели (Прим. ред.) это очень хорошо показал. Мы сидели дома, но зарплату нам платили.
На вопрос «Почему у человека сразу три работы?», – мужчина, представившийся Олегом, улыбнулся:
– С миру – по нитке… Основной доход низкий. А у меня семья и дети. Хочешь, чтобы они жили нормально, умей вертеться.
Большим подспорьем было проведение праздников для представителей культуры и искусства. Это была очень хорошая подработка. На Парнасе мало платили всегда. И служители муз постоянно подрабатывали. Однако пандемия covid-19 лишила их львиной доли доходов. Нет мероприятий – нет заработков.
В качестве подработки представительницы различных профессий выбирают индустрию красоты. В основном – делают маникюр. Мужчины – таксуют.
Почти каждый из респондентов делал акцент на том, что если бы на основной работе платили достойно, они бы «не дергались».
По официальным данным, средняя заработная плата в Оренбуржье превышает 32 тысячи рублей. По факту – 20 тысяч и меньше. Конечно, на такие деньги прожить очень сложно. И приходится выкручиваться.
Кадры утекают и хотят кофе
Несмотря на сложные времена, не чуждо области такое понятие, как текучка. Люди увольняются с одного места и ищут другое в поисках лучшей доли.
Эксперты hh.ru провели исследование, согласно которому сделали вывод, почему люди бросают одну работу и гонятся за другой.
43 % респондентов главной причиной ухода с прежнего места называют слишком маленькую зарплату.
Особенно это чувствуется в транспортной сфере и среди административного персонала. Кадровый голод именно в пассажирских перевозках оренбуржцы ощущают на себе. Водители недовольны суммами, которые им платят. При этом работа достаточно тяжелая и ответственная. На тебе полный салон людей. Это должно оцениваться иначе. Но у работодателей, львиная доля которых на оренбургских маршрутах – частники, свое видение.
27 % трудоспособного населения уходят с работы из-за скучных задач. Ну не нравится делать то, что говорит начальник. Подвигов, вероятно, трудовых, хочется.
Еще 18 % увольняется из-за большого объема работы. Это тренд нынешних работодателей – малой кровью достигать больших целей. Накидать на одного сотрудника воз задач, как на целый отдел, а платить по ставке, как одному.
Самые редкие причины смены места деятельности – семейные обстоятельства, неудобное местоположение офиса, конфликты с начальством.
Еще одно исследование от hh.ru – сотрудникам оренбургских офисов не хватает тихих зон и кофеварок.
Главной целью экспертов было выяснить, изменилось ли отношение жителей региона к офисному пространству из-за пандемии, какие преимущества они видят в работе из офиса и чего не хватает для комфорта. Респонденты ответили следующим образом и выделили такие преимущества,
как отсутствие отвлекающих факторов (36 %), возможность неформального общения с коллегами (28 %), более четкая координация работы команды (43 %), эмоциональная поддержка коллег (21 %), а также более высокая эффективность работы (32 %). Кроме того, 11 % отметили, что в офисе стабильный Интернет для звонков и видеоконференций.
Взгляды 24 % на рабочее место совсем не изменились, а у некоторых появились иные предпочтения. 27 % хотели бы, чтобы в офисе было больше тихих зон для сосредоточенной работы, 31 % – зон для расслабления , 24 % предложили бы добавить кофеварку, а 6 % хотели бы, чтобы их офис увеличился.
Вакансии востребованные и не очень
Редакция «МК в Оренбурге» обратилась в региональное министерство труда с запросом о состоянии рынка занятости.
«На сегодня в региональной базе службы занятости населения 15,8 тысячи вакансий для людей с различным уровнем образования и квалификации. Это почти на 2,6 тысячи больше, чем на аналогичную дату прошлого года. В качестве безработных зарегистрированы 9,9 тысячи оренбуржцев.
Больше всего вакансий на обрабатывающих предприятиях (1,8 тысячи) и в торговле (1,7 тысячи). В образовании и здравоохранении по 1,3 тысячи предложений о работе.
Наиболее популярными вакансиями на сегодняшний день являются:
врач, учитель, слесарь, электрогазосварщик, электромонтер, продавец, администратор, повар, каменщик.
Нужны в области и представители новых профессий: веб-дизайнеры, копирайтеры, логисты, офис-менеджеры, топ-менеджеры, промоутеры, финансовые аналитики и др.
В базе вакансий редко встречаются профессии: библиограф, биолог, конюх, корректор, свиновод.
Среди соискателей много инженеров, юристов, экономистов, бухгалтеров, менеджеров, медицинских сестер, воспитателей, поваров, продавцов, администраторов, охранников», – ответили в ведомстве.
Количество вакансий значительно превышает число тех, кто ищет «место в офисе». Только предложения, увы, не отвечают спросу. Вот и получается, что работа вроде бы есть. Но ее нет. Замкнутый круг.