В реках Оренбуржья можно будет плавать

В реках Оренбуржья можно будет плавать
Елена Анифатьева

О состоянии рек и водоемов Оренбургской области в 2020 году

Наступило календарное лето. На улице июньский зной. И, несмотря на самоизоляцию и прочие запреты, связанные с пандемией, народ семьями повалил на берега водоемов, чтобы насладиться природой и погодой. И хотя пляжи еще не открылись, и даже заявок на открытие не подали, на песке и гальке уже замечены десятки отдыхающих. Ведь реки и прочие водоемы в нашем регионе – самые любимые зоны отдыха.

В минувшем году некоторые из них вызвали тревогу в обществе, начав стремительно мелеть.

Редакция «МК в Оренбурге» обратилась с запросом о состоянии водных объектов на территории области в региональное министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений.

Урал… Урал…

Урал. Согласно Википедии – река в Восточной Европе, протекает по территории России и Казахстана, впадает в Каспийское море. Является третьей по протяженности рекой Европы, уступает по этому показателю только Волге и Дунаю. Длина – 2 428 километров. Площадь водосборного бассейна – 231 000 квадратных километров.

И вот эта самая третья по протяженности река в минувшем году разочаровала и напугала народонаселение Оренбуржья.

Там, где водная артерия проходит через областной центр, она очень сильно обмелела. Утратила глубину и чистоту. Дошло до того, что в популярных мессенджерах зазвучали призывы не дожидаться милости от властей, а взять и привести Урал в порядок.

Тогда в стихийную акцию влилось порядка 30 человек. Чистили заиленное дно, убирали тину и мусор, который некоторые несознательные граждане оставляли на берегах загибающегося водоема. Это, конечно, не особо помогло, но моральное удовлетворение участники получили.

Большие надежды оренбуржцы возлагали на новый весенний паводок. Зима обильно засыпала регион снегом. И это давало надежду на то, что талые воды восполнят дефицит воды в Урале.

Но – не случилось… Паводка практически и не было. Если всего каких-то десять лет назад вода могла доходить до окраинных домов в районе Чкалова – Гагарина, то в последние годы, к великой радости тех, кто живет в пойме и коммунальщиков, Урал почти не разливается.

Итак, Урал в большой опасности. Его обмеление грозит глобальной экологической катастрофой. Собираются ли власти спасать третью по протяженности реку Европы?

Вот что ответили в региональном министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений:

– Процесс понижения уровня воды в реке Урал и его притоках в нашей вододефицитной области продолжается 20 последних лет.

Согласно сведениям отдела водных ресурсов по Оренбургской области Нижне-Волжского БВУ и Оренбургского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, основной причиной снижения уровня воды в реках и бассейнах Урала следует признать климатические особенности региона, которые отличаются засушливостью, цикличностью и контрастностью.

В последние годы практически по всему бассейну реки Урал наблюдается снижение суммы летних и годовых осадков. Колебания климатических характеристик привели к снижению среднегодовых и максимальных расходов практически во всех частях бассейна.

По данным многолетних наблюдений, 2019 год оказался самым маловодным годом за последние 50 лет…

Итог – во всем виноват климат. Возможно, глобальное потепление. Эта официальная версия разительно отличается от «народных» гипотез.

Граждане винят в обмелении главной реки большое количество частных полей, особенно бахчей. В числе причин – строительство элитных поселков, предусматривающее наличие дамбы. Правда, где эта дамба, никто не знает. Но она вроде как и есть.

Проблема с наполнением Урала глобальна. Как же ее будут решать? И будут ли?

На спасение Урала – сотни миллионов

Вот что на этот вопрос ответили в природном ведомстве:

– Устранение проблем бассейна должно базироваться на анализе причин сложившейся ситуации, выявлении наиболее острых тем, их ранжировании и разработке рекомендаций, направленных на их решение. Это сложнейшая многокомпонентная задача, требующая одновременного учета десятка природных и социально-экономических факторов.

Для улучшения экологической ситуации в бассейне реки Урал федеральными и областными органами государственной власти осуществляется ряд мер: руслоочистительные и дноуглубительные работы, залужение земель и облесение прибрежных защитных полос, строительство берегоукрепительных и очистных сооружений, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, внедрение систем оборотного водоснабжения, установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установление границ зон затопления, подтопления и другие.

Общий объем затраченных средств на финансирование водоохранных работ на территории Оренбургской области за 2019 год составил 520 695,6 тысячи рублей, в том числе средства федерального бюджета 105 857,6 тысячи рублей.

Ряд водоохранных мероприятий осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области» государственной программы «Восстановление природных ресурсов Оренбургской области».

Объединить усилия общественности в направлении охраны водных ресурсов, особенно малых рек и родников, призван федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология», в рамках которого проводится Общероссийская акция по уборке водоемов и их берегов «Вода России». Основная цель акции – снижение нагрузки на водные объекты и популяризация идей бережного отношения к воде среди населения.

Река Урал является трансграничным водным объектом, протекающим по территории двух государств, – России и Казахстана.

В настоящее время в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассматривается вопрос о разработке федерального проекта по оздоровлению реки Урал, целью которого является улучшение экологического состояния бассейна реки, улучшение качества воды, повышение водности.

Предложения в составе мероприятий проекта содержат, в том числе, и проведение руслоочистительных работ в границах города Оренбурга.

В августе 2019 года было проведено обследование участка русла Урала в границах города Оренбурга, планируемого к расчистке от донных отложений с целью определения степени заиления, экологического состояния водотока и его воздействия на окружающую среду.

После определения источника финансирования будет решаться вопрос о проектно-сметной документации.

Согласно полученному журналистом ответу, работы ведутся. Причем – масштабные. Одних только громких акций – целых несколько.

Однако очень хочется увидеть результат этой самой деятельности. И как можно скорее.

«Майорка»

Не только Урал в минувшем году приковал к себе внимание населения. Нехватка воды в других объектах также обеспокоила народонаселение.

Например, знаменитая «Майорка». В минувшем году любимое многими отдыхающими живописное место Сакмарского района напугало своих поклонников тем, что попросту опустело. И русло впадающей в него реки пересохло. Остались только лужи.

Учитывая ситуацию с Уралом, это многих напугало. Как оказалось – зря.

Вот что рассказали в Минприроды по поводу опустевшей чаши «Майорки»:

– Майорское водохранилище является объектом сезонного регулирования. По правилам эксплуатации ежегодно опорожняется в осенний период для проведения регламентных работ по ревизии затворов и очистке ложа водохранилища. В настоящее время оно наводнено в полном объеме.

Водоем очистили и подготовили к новому летнему сезону.

Черновское водохранилище

Еще одно – Димитровское или Черновское водохранилище стало объектом обсуждения в соцсетях, и не только, в минувшем году.

У журналиста «МК в Оренбурге» была возможность своими глазами убедиться в том, что зона отдыха напоминает большое обмелевшее озеро.

По словам местных жителей, причина в корейских арендаторах полей. Работники засыпают в воду селитру и льют ее на бахчи. В результате некогда очень красивое и любимое многими местными туристами и рыбаками место отдыха стремительно гибнет. И вода уходит на глазах изумленной публики.

Что будет в этом году, пока неизвестно. А в ведомстве по поводу Димитрова ответили следующее:

– Черновское водохранилище построено в целях орошения земель сельскохозяйственного назначения Черновской оросительной системы.

Наполнение водохранилища целиком зависит от объема притока в период весеннего половодья.

В последние три года в связи с маловодностью объем притока сократился с 17, 5 миллиона кубометров в 2018 году до 3,7 миллиона кубометров в 2020 году. Процент наполнения водохранилища составил 63 % в 2018 году и 36,4 % в 2020.

Тем не менее водохранилище обеспечивает постоянные санитарные пуски в реку Черную и необходимый забор воды для полива сельскохозяйственных культур. Иными словами, снова виноват климат. А к корейцам какие претензии? Для чего водохранилище создавалось, для того и используется. А то, что на его берегах много желающих отдохнуть – личное дело каждого.

Вода в Оренбуржье

Как же обстоят дела с водными объектами области в целом? Исходя из анализа прохождения паводка в 2020 году, можно ожидать улучшения экологического состояния водных объектов в бассейне реки Урал в сравнении с 2019 годом.

Максимальный уровень подъема воды в реке Урал у города Оренбурга составил 398 сантиметров (в 2019-м – 264 сантиметра), в реке Сакмаре у села Татарская Каргала – 474 сантиметра против 350 сантиметров в 2019 году.

Объем Ириклинского водохранилища на 14 мая 2020 года составляет 92 % против 82 % на конец половодья 2019 года. Наполнение продолжается.

Аккумуляция воды в водохранилище позволит гарантированно осуществить необходимые сбросные расходы для пополнения реки Урал в летне-осеннюю межень.

Вот такой оптимистический прогноз. То есть паводок в этом году был сильнее, чем в прошлом, и это дает надежду на то, что в реках области можно будет полноценно купаться, а не мочить стопы.

Правда, сейчас у населения другая напасть – карантин и самоизоляция. Так что когда официально можно будет поплавать, неизвестно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 3 июня 2020

Заголовок в газете: Водное богатство региона

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру