Экс-главный архитектор Оренбурга рассказал о том, как сейчас застраивается город

Экс-главный архитектор Оренбурга рассказал о том, как сейчас застраивается город
архив "мк в оренбурге"

Продолжение материала бывшего главного архитектора Оренбурга Александра Агафонова

Взгляд на современный областной центр специалиста с огромным опытом – это очень ценно. В своем материале заслуженный архитектор РФ, главный архитектор города Оренбурга с 1980 по 1990 год Александр Агафонов расставил все по своим местам.

Город имеет несколько магистралей, которые связывают его с окружающим миром. Как правило, магистрали с насыщенным движением, ширина их должна быть не менее 70-80 м. Проспект Братьев Коростелевых – одна из них в западном направлении, связь с Самарой, Москвой. Но, видимо, у администрации свои представления на этот счет, и от Нагорной улицы в сторону выезда проспект застраивается 18-этажными жилыми домами с грубейшими нарушениями градостроительных норм. Вместо 20 метров защитной зеленой полосы от жилья до проезда транспорта оставлено только 1.5 – 2 м. Видимо,  «профессионалы»  администрации решили, что Россия при таком «развитии» в недалеком будущем перейдет на гужевой транспорт, оставив в этом месте ширину магистрали как улицу села – 35 м.

Есть опасность, что такая участь ждет и проспект Гагарина – магистраль (уже перегруженную) в восточном направлении. Между улицами Бузулукской и Сенной снесли 2-этажные здания маневренного фонда. Появилась необходимость обустроить эту протяженную магистраль  по всем правилам градостроительства, которые требуют между линией застройки жилыми домами  и проездом автотранспорта устраивать зеленые зоны. Зеленый бульвар – это тот случай, о котором сейчас много говорят, – «Комфортная среда проживания». Поэтому нужно создавать бульвар на всем протяжении от 23-го микрорайона до улицы Маршала Жукова. Зеленая зона длиной несколько километров с пешеходным тротуаром, велосипедными дорожками, с открытыми спортивными площадками, зонами тихого и активного отдыха взрослых и детей. Это стало бы началом создания настоящей комфортной среды, которую давно ждут жители города. Но город не сможет без помощи губернатора справиться с этой благородной задачей. 

И пора, наконец, прекратить «профессионалам», не знающим градостроительных терминов: застройки и красная линия, вносить свои абсурдные предложения о строительстве на месте двухэтажек многоэтажных жилых домов, тем самым уменьшая ширину магистрали.

Не избежал «экзекуции» и центр, особенно в пределах бывшей крепости. Безвозвратно уничтожена его Юго-Восточная часть по переулкам Южному, Почтовому, Мастерскому и улицам Челюскинцев, 8 Марта, Правды до переулка Дмитриевского. По всей его территории строятся многоэтажные жилые, административные, торговые и другие питейные и увеселительные заведения, которые требуют большого притяжения автотранспорта. Из-за отсутствия автопарковок он вытесняет пешехода с тротуаров и парализует движение узких улиц.

Такая «реконструкция» уничтожает историческую достоверность, масштаб и неповторимые черты, которые отличают города. Исчезает эпоха, дух времени наших предков.

Улицы города перегружены транспортом, необходимо использовать каждую возможность их расширения. Это ясно всем, кроме чиновников города.

Улица Краснознаменная имела такую возможность: от 8 Марта до Маршала Жукова. Однако на месте сквера, с грубейшими нарушениями норм градостроительства, возведены многоэтажные здания Арбитражного суда и Газпромнефти. Здания построены с большим отступом от линии застройки этого квартала, вплотную к проезду автотранспорта. Даже узкий тротуар вдоль зданий упирается в крыльца входов.                   

Эта же ошибка повторяется и с противоположной стороны улицы, где уже много лет идет монтаж восьмиэтажного дома, у которого даже нет дворового участка.

Результатом этих «деяний», из-за отсутствия парковок улица забита машинами, затрудняя движение проходящего транспорта из центра города.

Эту возможность за последние 20-25 лет потеряли многие улицы города. 

Достаточно разных «чудес градостроительства» в городе, которые не имеют ничего общего с комфортом. Разного типа убогие киоски, ларьки захламляют улицы, засилье навязчивой, глупой рекламы раздражает.

Да и можно ли говорить о каком-то комфорте вообще, если на город с численностью 540 тысяч жителей, всего один общественный туалет?!

Недавно мне привезли из Турции генплан и дизайн-проект нового жилого района г. Антальи, который начинает строить компания «Сур Япы». Примерно такой же район, как по улице Салмышской, площадью 130 га, населением 70 тысяч человек. В этом районе все сделано для удобного и счастливого комфортного проживания человека. Жилые дома разноэтажные, но не выше 12 этажей, одноподъездные, размещены на живописной местности, не затеняя друг друга. По центру жилого района проходит широкий зеленый бульвар с малыми архитектурными формами, зелеными лужайками, органично вписываясь в обширный парк. Воссоздан красивый ландшафт с разными породами деревьев, создающих гармонию цвета, тишины и покоя, которые нарушает только пение птиц и журчание воды на перекатах искусственного водоема, размещенного по всей длине бульвара и парка. Подобное благоустройство осуществляется и во дворах жилых групп.

На территории двора нет ни одной автомашины. Да и автопарковки не предусмотрены. Многоэтажные автопарковки находятся на окраинах района, но тоже в шаговой доступности.

Для взрослых предусмотрены домашние офисы, магазины, культурные зоны, библиотеки, амфитеатры, сельские площади, лечебные учреждения, спортивные комплексы, торговые улицы и торговые центры. Для молодежи стала идея создания просторной площади, где ребята могли бы свободно общаться. Многофункциональные футбольные и баскетбольные площадки, беговые дорожки, кафе на берегу водоемов и, конечно, учебные заведения.

Для детей, кроме игровых площадок во дворах, предусмотрены плавательные бассейны, велосипедные и прогулочные дорожки. Даже для братьев наших меньших – уличных животных и птиц – задуманы специальные зоны и сооружения. Два диаметрально противоположных подхода к градостроительству, созданию комфортной среды проживания и жизнедеятельности человека.

Строительство в г. Оренбурге исключает всякую возможность сделать город комфортным, вряд ли это удастся и нашим потомкам. То, что строится и как строится, перейдет ко многим будущим поколениям, ибо «летопись в камне» создается на века.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2020

Заголовок в газете: Некомфортная среда обитания. Продолжение

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру