Житель Оренбурга много лет не может получить положенное по закону жилье
В редакцию «МК в Оренбурге» обратился дважды майор в отставке Андрей Демин. У него серьезная проблема – 24 года мужчина бьется за положенные по закону квадратные метры собственного жилья, но никак не может их получить.
На службе Отечеству
Хорошая была традиция в Советском Союзе – бесплатные квадратные метры. Работающий человек мог спокойно обзавестись квартирой, не тратя на это свои кровные. После распада страны процветающего социализма льготы по улучшению жилищных условий сохранились у некоторых категорий граждан. Например, у военных. Однако не всем посчастливилось получить от государства обещанное. История Андрея Демина – яркий тому пример.
Андрей Александрович посвятил свою жизнь службе родной стране. Ушел в армию в 18 лет, да в ней и остался. Служил в Вооруженных силах сначала СССР, затем РФ с 1978-го по 1995 год. Ушел на пенсию по состоянию здоровья. Стаж во внешних войсках составил 17 лет и один месяц.
Когда покидал ряды ВС, в звании майора, положенную по закону квартиру не получил. Однако в очередь его поставили еще до отставки.
– Я пришел в администрацию, подал документы в жилищную комиссию. Меня поставили в очередь.
Подтверждая свои права на квартиру, Андрей Демин апеллирует Кодексом РФ и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», где черным по белому написано – положено. Завершив карьеру военного, по сути, сменил только род войск – перешел на службу в милицию. Снова охранял покой граждан, только уже в пределах Оренбурга. Согласно условиям получения жилплощади, Демин встал на учет. И стал ждать.
На службе все было хорошо. И в милиции дослужился до майора, был начальником дежурной части штаба Дзержинского РОВД. Покинуть любимую работу пришлось из-за пошатнувшегося здоровья. Получил инвалидность. А вот обещанного жилья так и не увидел. И вместо заслуженного отдыха и занятий собственным здоровьем Андрей Александрович начал проходить все круги администраций, чтобы добиться справедливости и въехать, наконец, в свое жилье. Мужчина устал скитаться по углам и перевозить свою семью.
– Мне дали две недели, чтобы нашел новую квартиру, – грустно поделился Андрей Александрович.
Переписка с различными инстанциями превратилась в настоящее личное дело. Сколько порогов пришлось обить. И все это потому, что из очереди майор в отставке Андрей Демин таинственным образом исчез!
«Не состоите»
– Когда я пришел в жилищную инспекцию, мне сказали, что моей фамилии в очереди нет, и не было! – рассказывает Андрей Демин. – Как не было? Я лично встал на учет, отдал все необходимые документы. Но мне продолжают доказывать, что я в списках не значусь.
Демин обратился в городской архив и получил следующую выписку:
«Из распоряжения администрации города Оренбурга от 26.03.1993 года № 221-р «Об утверждении протокола № 5 заседания городской жилищной комиссии при главе администрации города от 10.03.1993 года: Слушали:
Прием в очередь на кооперативное строительство. Постановили: Считать целесообразным принять в очередность на кооперативное строительство следующих граждан: 2.3. Демина А. А., военнослужащего в/ч 96568, выслуга 15 лет. Нет жилья». Документ подписан прежними руководителями города.
Демин встал не в общую очередь, а, по совету председателя городской жилищной комиссии, на кооперативное строительство. Но это же тоже очередь!
Однако данный факт нынешнее руководство жилинспекции упорно отрицает.
Вот какой ответ получил от чиновников отставной майор: «В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы после 01.01.2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. Органами исполнительной власти субъектов РФ по месту принятия на учет обеспечиваются жильем граждане, уволенные с военной службы, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005. Вы на таком учете в администрации города не состоите».
Получается, что Андрей Демин никаких документов не приносил в 1993 году. И ни в какую очередь не вставал. Но ведь есть выписка из протокола заседания жилищной комиссии! И Демин не понимает, почему руководство не берет ее во внимание! Более того, управление нашло еще одну отговорку: «По вопросу очередности на кооперативное жилье сообщаем, что право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов было предусмотрено Жилищным кодексом РСФСР, действующим до 01.03.2005. Ведение и сохранение данных списков не предусмотрено действующим законодательством. Жилищным кодексом РФ не предусмотрено обеспечение граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов».
Иначе говоря – сам виноват, не туда встал. А прежний закон, увы, уже не работает. Сожалеем… Но не состоите!
Только вот когда человека ставили в другую очередь, о подобных метаморфозах никто и помыслить не мог. Получается, изменение в законодательстве лишило гражданина, который отдавал долг родине, права на свою квартиру?
Андрей Александрович решил зайти с другой стороны. Он подал документы на получение жилья как малоимущий. На тот момент он уже не работал и получал пенсию. И здесь ему дали от ворот поворот со следующей формулировкой: «Малоимущими признаются граждане, у которых размер среднемесячного совокупного дохода и стоимость находившегося в собственности налогооблагаемого имущества на каждого члена семьи не позволяет им приобрести по установленной норме предоставления (в г. Оренбурге – 14 кв. м общей площади на человека) жилое помещение или недостающую площадь за счет продажи имеющегося имущества и собственных накоплений в течение 10 лет».
Исходя из логики чиновников, составлявших бумагу, безработный пенсионер, инвалид, скитающийся по съемным квартирам, не считается малоимущим.
Приговор
Андрей Демин трижды обращался к трем разным мэрам Оренбурга. Но те, как под копирку, переадресовывали мужчину в Управление жилищной политики. И там неизменно отвечали: на учете не состоите!
Демин пошел выше. Обратился в приемную губернатора. Оттуда его послали в приемную Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области. Там с делом ознакомились юристы и порекомендовали обратиться в суд. Однако и здесь толку мало – прецедентов не было, и срок давности истек.
Недавно Андрей Александрович почувствовал ухудшение в состоянии своего здоровья. Все сказалось – и нервотрепка с жильем, и многолетняя служба на благо родины, которая от него отворачивается… После обследования Демину поставили диагноз – рак. Присвоили II группу инвалидности.
Отставной майор вновь начал собирать документы. Теперь для того, чтобы встать в очередь на жилье в качестве человека с ограниченными возможностями здоровья. Параллельно написал обращение к главе нашего государства, где поведал о многолетней борьбе за свое, положенное по праву. Документ заканчивается словами: «Дождусь ли я своей очереди с таким отношением наших чиновников, неизвестно. Прошу Вас оказать помощь в решении моего вопроса».
Вот так у нас порой исполняются законы, и чтится кодекс. Очень легко вычеркнуть из списка человека, который был, служил, отдавал родине свой патриотический долг. А вот родина о своем сыне теперь заботиться не хочет.