Как оренбуржцу попасть к терапевту в течение суток: отстаиваем права и реализуем возможности

Идея платности услуг вместе с незнанием своих прав заставляет граждан выкладывать денежки в том случае, когда все можно получить бесплатно по полису обязательного медицинского страхования.

Идея платности услуг вместе с незнанием своих прав заставляет граждан выкладывать денежки в том случае, когда все можно получить бесплатно по полису обязательного медицинского страхования.
архив редакции

В оренбургской медицине идут сразу два параллельных процесса: что-то ухудшается, что-то улучшается. Причем первое ощущается острее, чем второе. На фоне сокращения врачей в некоторых районах области управленцы от медицины пытаются расширить спектр услуг, дать возможность получить медпомощь без лишней нервотрепки. Вот только оренбуржцы зачастую не знают о полезных новшествах и правах, что признают и сами представители власти.

В сознании многих людей в последние годы плотно утвердилась мысль: хочешь получить качественную медпомощь – плати. Однако реалии таковы, что, даже выложив круглую сумму, можно получить совсем не то лечение, на которое рассчитываешь, а то и вообще ненужное и избыточное. Это только одна сторона проблемы платных услуг. Идея платности услуг вместе с незнанием своих прав заставляет граждан выкладывать денежки в том случае, когда все можно получить бесплатно по полису обязательного медицинского страхования. 

В стоматологию - без кошелька

Платное лечение зубов влетает в копеечку. Недаром говорят, то пациент только сел в кресло и открыл рот – уже что-то должен. Да и пациентам с полисом, бывает, предлагают: «Вам бесплатную анестезию или хорошую?». Так вот, оказывается, абсолютно все виды анестезии покрываются медицинским полисом ОМС. Даже ультракаин, за который часто просят доплатить.

Все ли оренбуржцы знают о том, что световые пломбы теперь бесплатны во всех больницах и частных клиниках, работающих по системе ОМС? То-то и оно… Это к вопросу об осведомленности жителей о бесплатных услугах. И этого вроде не скрывают, но и сообщать широким массам не спешат даже в самих стоматологиях.

- Все медицинские организации были проинформированы, что световые пломбы с 1 января 2018 года введены в систему ОМС, - сообщила радостную для пациентов стоматологий новость директор ТФОМС по Оренбургской области Виктория Марковская. - Если пациент приходит в медорганизации, которая включена в реестр медицинских организаций, работающих по программе ОМС на 2018 год, то услуга оказывается бесплатно.

При этом неважно, сколько зубов надо вылечить - один или все 32. Ограничений по количеству приемов в течение года нет.

Частникам фора

В последние годы по области, а особенно в Оренбурге, растут как грибы частные клиники и медкабинеты. А вот каково качество оказываемых ими услуг, кто следит за порядком там?

- Все частные клиники и медкабинеты относятся к малому бизнесу, – обрисовал ситуацию заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Михаил Журавлев. - Мы возбуждаем административные дела. Однако из-за изменений в КоАП им выносится только предупреждение. Государственные учреждения не относятся к малому бизнесу, им назначаем штрафы от 10 000 рублей. 

По информации регионального Роспотребнадзора, в первом полугодии этого года по жалобе на медорганизацию была проведена всего одна внеплановая проверка. Плановые проверки медучреждений на 2018 год по защите прав потребителя не предусмотрены. Раньше тех, кто оказывает медуслуги, проверяли санитарные врачи. Сейчас такой практики нет, дабы не кошмарить бизнес. И на следующий год плановых проверок тоже не будет. Называется это «риск-ориентированный подход».

Однако в Роспотребнадзор жалуются и на государственные больницы. Из 120 обращений 43 относятся именно к ним. Заявители просят обратить внимание на санитарное состояние помещений, санитарно-технический режим. Также присутствуют и жалобы на конкретных медработников, невыдачу документов и неоформление договоров.

Может, неспроста народ валом валит в частные клиники? Ведь открываются они, поскольку есть спрос. Значит, ниша лечения оренбуржцев не покрывается государственными больницами. Парламентарии и правительство области озадачились распространением качественных платных услуг. Закон хотят принять о платных услугах. Однако не окажется ли это лазейкой к постепенному (а то и резкому – как с пенсионной реформой) переходу к всеобщему засилью платной медицины? Стоит ли ждать того, что бесплатная медицина останется только в Конституции?

Неизвестные представители

Людям могут навязывать платные медуслуги в больницах, поскольку не сообщают о возможности бесплатных. Или на эти безвозмездные обследования запись на месяцы вперед. А болит сейчас. И куда пойти пациенту? Бодаться с руководством поликлиники? Жаловаться в Минздрав и ждать ответа положенные 30 дней?

В последние два года появился новый вид посредника между пациентом и медучреждением. И стоят они при этом на стороне пациента. Только далеко не все пациенты знают о них. А ведь это еще один механизм борьбы за свои права.

С 1 июля 2016 года в системе ОМС появились страховые представители 1-го уровня. Эти специалисты принимают устные обращения, жалобы в контакт-центре территориального фонда ОМС. По опыту двух лет чаще всего люди интересуются, как получить полис и какие бесплатные услуги должны оказываться в больницах. Жалуются на необходимость покупки лекарств при лечении в стационаре и на платное лечение зубов.

С января 2017 года страховые представители пошли в народ. Появились страховые представители 2-го уровня, с которыми уже общаются «в живую». В некоторых поликлиниках появились стационарные посты, где весь рабочий день находятся именно эти представители от страховых медицинских организаций. Также именно эти люди должны нанести визит в поликлинику иди стационар, если поступает сигнал от пациента на некачественное медобслуживание или другие нарушения. Не всякий пациент пойдет к главврачу, особенно с перспективой ожидания пару часов в приемной. А можно отстоять свои права через страхового представителя. Наши отчисления сначала оседают в страховых компаниях, потом только на счет медучреждения поступают. К слову,  с 1 января этого года начали работать и страховые представители 3-го уровня. Это врачи-эксперты, которые могут проконсультировать граждан по содержанию лечения: его полноте, необходимости, требуемых обследованиях. Они занимаются гражданами на диспансерном наблюдении, особенно теми, кто перенес сложные операции и должны наблюдаться после. Экспертизы качества медпомощи и представление граждан на досудебном уровне и в суде тоже в их компетенции. Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию.

Работа всех этих представителей бесплатна для оренбуржцев. По сути, их основное занятие - разбираться с проблемами, с которыми столкнулись жители в медучреждениях: платность прописанных врачом исследований, длительные сроки ожидания приема, отказ в назначении бесплатных лекарств и лечебного питания. Также они обязаны проконсультировать о наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке, помочь подобрать специализированную больницу. Так что не стесняемся - как говорится, уплачено.

Куда можно пожаловаться:

Отсчет пошел

Нельзя сказать, что о бесплатных видах помощи, а также о сроках ее оказания по закону людям не сообщают вовсе. Есть и памятки, и стенды. Только зачастую пришедшие в больницу и поликлинику не в том состоянии, чтобы читать мелкий шрифт на стене. Так и федеральный Минздрав выпустил памятку все по тому же вопросу. Но, как бывает у госорганов, написана она казенными фразами, малопонятными рядовому человеку. Редакция решила разобраться, в какие же сроки должны попасть к врачу оренбуржцы.

Закон выделяет медпомощь трех видов: экстренную, неотложную и плановую. Экстренную помощь, как понятно из ее названия, получают люди в состояниях, угрожающих жизни. Тут все должно происходить безотлагательно, бесплатно и безотказно. Сроки доезда сокрой помощи после вызова, как гласит памятка федерального Минздрава, не должны превышать 20 минут. Есть, правда, оговорка, что в регионах время может быть скорректировано с учетом особенностей географии, климата, плотности населения. Под эти фразы сразу на ум приходят районы Крайнего Севера, тундры и тайги. Однако в Оренбуржье в программе госгарантий, утвержденной постановлением областного правительства, время доезда «скорых» увеличено. За 20 минут должны доехать в городах и райцентрах, а в селах – в течение часа.

Неотложная помощь оказывается при внезапных острых состояниях или обострении хронических болезней, но без угрозы для жизни. Здесь помощь пациент будет ждать уже до 2 часов. А при плановой госпитализации в стационар время ожидания приема врачом должно быть не более одного часа.

В плановой форме принимают больных, у которых отсрочка на некоторое время «не повлечет за собой ухудшение состояния пациента». И ожидание первичного приема у специалиста по факту может затянуться на месяц и более. Об этом, скорее всего, могут красочно рассказать желающие попасть на прием в врачу-ортодонту в детской стоматологии в Орске, у которого прием по электронной записи забит до конца ноября. Или пациенты врача-кардиолога в Оренбургской ЦРБ, или эндокринолога в горбольнице Гая, которым заветная «клеточка» приема не светит раньше середины октября.

Однако нормативы закрепляют конкретные сроки, в которые обязаны медуслугу предоставить:

И что же делать пациенту, если сроки затягиваются? Как рекомендует территориальный фонд ОМС, в случае нарушения сроков пациенту нужно обратиться к руководству больницы или к страховому представителю той организации, в которой он застрахован. Наименование организации и ее контакты можно посмотреть на самом полисе. И это еще не все.

- Если по каким-то объективным причинам консультация врачей-специалистов в данной медицинской организации невозможна, пациенту должно быть предоставлено направление в другую медицинскую организацию для получения соответствующей консультации специалиста, - говорит директор ТФОМС по Оренбургской области Виктория Марковская.

Для функциональной диагностики и лабораторных исследований главное -  получить направление от врача. А потом уже можно требовать соблюдение сроков – отсчет времени идет с даты выдачи направления. И никаких «нет талончиков» или «запись на УЗИ откроется в следующем месяце». 

Бывает и по-другому. Запись на бесплатное обследование занята на недели вперед, а вот платно получить услугу на том же аппарате можно хоть завтра. И даже врач может намекнуть, что платное быстрее и гарантированнее.

- Если врач выдает направление на проведение исследования, то услуга должна быть предоставлена медорганизацией в течение 14 дней бесплатно. Если в данной организации эта возможность отсутстует, то должны направить в другую медорганизацию, - объяснила, как положено по закону, Виктория Викторовна. - При этом сроки также составляют 14 дней с даты направления. Во всех остальных случаях считается, что права пациента нарушены. Надо обратиться к руководству или в страховую оранизацию.

Хотя навряд ли больница захочет направлять своих пациентов в другие учреждения. Ведь при этом теряются деньги, которые она получает от страховой компании за каждого принятого и обследованного человека. Пусть уж лучше пациенты ждут своей дальней очереди.

К слову, по областной программе госгарантий бесплатной медпомощи обеспеченность населения врачами и в городе, и на селе не меняется в 2019 и 2020 годах ни на единицу по сравнению с 2018 годом. Свежо предание… Учитывая оптимизации в больницах по области за последние месяцы, рассчитывать на это не приходится.

Кормить или не кормить

К стационарной помощи также есть вопросы. К примеру, в этом году сюрпризом для многих родителей стало платное питание для сопровождающих в стационарах больниц. Граница, по которой выделяют либо отказывают в питании, – четырехлетний возраст ребенка. Если ребенок младше четырех, то родителя, который лежит с ним в больнице, кормить будут. Если же ребенку исполнилось четыре – питание платное либо бесплатная голодовка. То же и с предоставлением спальных мест. Зачастую мать должна ютиться с ребенком все дни на одной кровати, и так не отличающейся шириной и удобством. Хотя есть случаи, когда кровати будет две, а питание – обязательным.

- Решение о наличии медицинских показаний, по которым один из родителей пребывает совместно с ребенком старше четырех лет в стационаре с предоставлением спального места и питания, принимается лечащим врачом после поступления ребенка в медицинскую организацию, - пояснили редакции в территориальном фонде ОМС по Оренбургской области. - Если медицинские показания отсутствуют, то член семьи может остаться с ребенком, но больница не должна предоставлять питание и спальное место родителю.

Конкретные примеры в фонде не привели, дескать каждый случай рассматривается индивидуально. В любом случае спальное место и питание родителю ребенка, которому нет 4 лет, должны предоставляться обязательно. Другой вопрос, есть ли эти места. Коечный фонд в больницах сокращается. И, судя по тенденциям в нашем регионе, будет продолжать сокращаться.

И вроде бы законы о медпомощи неплохие, и деньги получают с этого немалые, но гладко и само по себе это не работает. Тут уж самим людям надо не опускать руки: жалоба – это первый сигнал о том, что надо поправить. Ведь механизм решения конфликтных ситуаций в медицине сразу на месте, а не когда-то потом, через недели и месяцы, пока что работает со скрипом.

Сюжет:

Пенсионная реформа

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 19 сентября 2018

Заголовок в газете: Права есть, лечения нет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру