Оренбургским театралам показали мюзикл с одесским колоритом

Оренбургским театралам показали мюзикл с одесским колоритом
Елена Анифатьева

В репертуаре Оренбургской музкомедии есть удивительная постановка

Поход в театр – серьезное мероприятие. К нему готовятся. Изучают репертуар. Смотрят отзывы. Прислушиваются к «сарафанному» радио. Читают комментарии. От просмотра хочется получить удовольствие. Пережить какие-то эмоции. Чтобы зацепило. А для этого должно сойтись многое...

Мюзикл «наш» и не «наш»

В начале нулевых среди оренбургских театралов поползли слухи, что театр музыкальной комедии хотят «повысить» до просто музыкального. Труппе стало тесно в рамках «легкого» жанра, режиссеры начали замахиваться на оперы. В репертуар прочно вошли мюзиклы.

Поменять статус не удалось – слишком много бумаг нужно было, плюс труппу увеличить, оркестру новые инструменты... А это все деньги. Но их, как всегда, не хватает. Однако расширенный репертуар остался. А мюзикл так прижился, что стал основным жанром. Сегодня это 90 % афиши.

Мюзикл отличается от музыкальной комедии и от оперетты. В его основе может быть либо литературное произведение (вспомним «Собор Парижской Богоматери»), либо самостоятельный сценарий, с несколькими сюжетными линиями. И далеко не всегда счастливый финал.

Существует классический бродвейский мюзикл. Его герои практически все время поют. Каждый номер – самостоятельная постановка, с проходными песнями. Но есть хит, ради которого, собственно, писалось и делалось все остальное. Примеры – мюзикл «Кошки» и песня «Помнишь?». Или «Призрак оперы» и дуэт Фантома и Кристины. Или тот же «Собор Парижской Богоматери» и легендарное трио. Хотя Notre-Dame de Paris гораздо ближе к отечественному мюзиклу. В чем же отличие? В мелодиях.

Наши мюзиклы гораздо выигрышнее. Потому что у нас каждый номер – это не только хореография, но и музыка. Цепляет все. Наши композиторы придерживаются несколько иной школы. У них все вещи запоминающиеся. Есть, конечно, центральные арии и дуэты, они ярче и эмоциональнее остальных. Но если разобрать спектакль на части, то каждый номер будет необыкновенным по звучанию, оригинальным. Это тоже шоу, но несколько иного характера, нежели произведения того же Вебера.

В репертуаре Оренбургской музкомедии – исключительно отечественные мюзиклы. Это музыкальное и сюжетное качество. Но есть один, который можно назвать уникальным. Он несколько выбивается из общего контекста. Однако и у него есть преданные поклонники.

«Молдаванка, Молдаванка…»

Одесса начала XX века. Знаменитая Молдаванка. Ее жители собрались в синагоге и славят субботу. Параллельно стреляют в крысу, обсуждают поднявшиеся цены и новость о том, что известный на районе биндюжник Мендель Крик собирается продать свое дело в обход сыновей и уехать с молодой любовницей.

«Биндюжник и король» – удивительное произведение композитора Александра Журбина по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Премьера состоялась 23 мая 2015 года. И мюзикл сразу приобрел фанатов.

Постановку не назовешь легкой. По сути, это трагедия. Однако неповторимая музыка с характерным колоритом, продуманная драматургия, диалоги и актерская игра заставляют зрителя переживать массу эмоций. И ставят мюзикл в разряд шедевров.

Здесь есть все: конфликт отцов и детей, любовная тема, тонкий одесский юмор, немного авантюризма. И кураж! Артисты буквально купаются в материале.

В пьесе два главных героя – старый биндюжник Мендель и его сын, король преступного мира Беня, прототип реального Мишки-Япончика. О Менделе говорят: «Седина в бороду, бес в ребро». Он груб, силен, крепко выпивает. Но становится слабым, когда приходит к молодой Марусе. Он любит ее, содержит. А она дарит ему в ответ нежность. И вроде как тоже испытывает к нему какие-то чувства. Мендель решает продать свой извоз и уехать с Марусей в Америку или в Бессарабию.

Беня – преступный авторитет. У него своя банда, с которой он легко совершает налеты. Младший Крик пользуется уважением всей Одессы. Но не отца. Тот не пускает Беню и его брата Левку в дело. И доля им с продажи не светит.

Натянутые отношения перерастают сначала в конфликт, а затем в драку, в ходе которой Беня калечит Менделя. Удар пистолетом по голове превращает грозного старика в беспомощного инвалида. Сын берет дело отца в свои руки. И тут оказывается, что Мендель-то при всех его странностях дела вел исправно. Но Беня выстрелом в воздух заставляет всех замолчать и принять тот факт, что теперь хозяин он. Поджог полицейского участка превращает Беню в кумира Молдаванки, и ему все целуют руку. Мендель умирает...

Сюжет не однозначный. Каждый музыкальный номер – это хит, роли – это характеры и яркие, «вкусные» персонажи. Актерам есть где развернуться. И они делают это с размахом!

Например, есть в произведении очень колоритный тип, кладбищенский кантор Арье Лейб. Артист Азамат Нугуманов гениально перевоплощается в этот образ. Это смешной, суетный человечек с маленьким табуретом, везде сующий свой нос. Но порой он проявляет мудрость. А как сильно, на каком эмоциональном подъеме звучит его «Мама с Молдаванки», песня о нелегкой доле еврейских матерей!

На роль Менделя Крика ввелся актер Сергей Фурсов. До этого он играл Беню. Это был настоящий король. Но Сергей очень хотел сыграть Крика-старшего. И сыграл! Так, что зал взорвался овацией. Когда уже больной Мендель поет «Не бей меня, Бенчик, мой первенец Бенчик», укачивая на руках сапоги, как младенца, зрители плачут. Это очень сильно и вокально, и эмоционально.

Роль короля Молдаванки играет Руслан Хафизов. Полная противоположность биндюжника. Интеллигентный, стильный, опасный, дерзкий. Его «Танго» буквально влюбляет в себя женскую половину публики. У него все красиво!

Марусю в разных составах играют Елена Колчанова и Ирина Низамова. Обе – яркие, женственные. В начале истории – сама нежность, а в конце – падшая, пустившаяся во все тяжкие несчастная женщина. Убедительна каждая по-своему.

Еще один яркий персонаж – купец Боярский, который сватается к дочери Менделя Двойре. В этом образе неповторим Иван Тугай. Его «Нервы» – это нечто!

Вместе с ним блистает и Двойра – Светлана Алексеева. Как душевно поет она о платье для себя! Это отдельный номер с доброй долей юмора и классной хореографией.

Жена Менделя, Нехама, тоже заслуживающий внимания образ. Роль небольшая, но заметная. Супруга пеняет биндюжнику за его выходки, сетует на то, что Беня стал налетчиком. Артистки Наталья Чепенкова и Алеся Дикарева, исполняющие эту роль в очередь, добираются до самого сердца. И доводят до слез.

Рассказывать об этой удивительной и противоречивой постановке можно долго. За спектакль коллектив получил премию «Оренбургская лира». Труппа показала мюзикл в Москве на прославленной сцене театра Натальи Сац. Столичный зритель был покорен! Это очень талантливо, говорили москвичи, купая оренбуржцев в овациях.

Это действительно талантливо. Мюзикл «Биндюжник и король» хочется смотреть снова и снова. Слушать. Плакать и смеяться над жизнью одесской Молдаванки. Ее проблемы не теряют актуальности и сейчас.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 28 апреля 2021

Заголовок в газете: Спектакль с одесским акцентом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру