Старшее поколение Оренбурга просит вернуть «легкий жанр»

Старшее поколение Оренбурга просит вернуть «легкий жанр»
соцсети

Оренбуржцы переживают за оперетту

В редакцию «МК в Оренбурге» позвонила жительница областного центра. Она очень осторожно пожаловалась на то, что в нашем городе исчезает целый пласт культуры. И название этого пласта – оперетта. Жанр на грани полного исчезновения. А виноваты во всем новые веяния и деньги, денежки…

Поколение post

– Я знаю, что вы редко пишете о культуре... – с легкой виноватой ноткой заговорила женщина. – Я ваша постоянная читательница… Но недавно наткнулась на материал про «Алые паруса».

И решила вам позвонить, пожаловаться. Ночами спать перестала, так меня это возмутило…

Далее голос звонившей реально задрожал от возмущения:

– Я слушала по областному радио интервью директора Оренбургского театра музыкальной комедии и известного композитора, который сейчас курирует музкомедию.

Журналист спросила его, почему в репертуаре практически нет классики. На это шоумен ответил, что старшее поколение отмирает (не дословно, но смысл такой), и оперетта никому не нужна. А в театр надо привлекать молодежь.

Меня это так задело! Что значит – уходит старшее поколение? Получается, раз все равно помирать, то нас и развлекать никак не надо? Почему такое отношение к нам, к самому жанру?

И молодое поколение только ли на мюзиклах должно воспитываться? Спасибо хоть по радио нет-нет да передают оперетты. Но ведь есть свой музыкальный театр! И вживую слушать великолепную музыку куда приятнее. Почему у нас так мало классики?!

Это был крик души. И стало как-то реально жаль то самое старшее поколение, которое куда-то уходит… И обидно за жанр, что многие десятилетия был отдушиной послевоенного поколения.

Фраки, маски, веера… Неужели все это безвозвратно потеряно?

Нелегкий «легкий жанр»

Оренбургский театр музыкальной комедии начал свою деятельность в далеком 1934 году. К нам переехала Винницкая музкомедия, а ее труппа стала основой труппы оренбургской. Свой первый сезон артисты открыли опереттой Франца Легара «Цыганская любовь». С тех пор этот жанр вошел в сердца оренбуржцев. А почему? Потому что музыка!

В свое время жанр оперетты не воспринимался всерьез. Отсюда и прилип к нему ярлык «легкий». Знатоки-искусствоведы считают, что главный минус оперетты – это либретто. Мол, сюжет слишком банален и прост. И вообще, каждый драматург и поэт его по-своему переиначивает.

Но ведь главное-то – музыка!

Тут приходит на ум спор двух персонажей оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». Диалог поэта и музыканта:

– Да где была бы твоя оперетта, если бы не мои стихи?!

– А ты промычи свои стихи без мелодии!

Во главе угла в оперетте всегда стояла именно музыка. Каждый номер это, говоря современным языком, хит и шлягер. Легкая, запоминающаяся, мелодичная, она проникает в самую душу и согревает ее.

Взять ту же «Летучую мышь» Штрауса. Одна увертюра чего стоит! Кстати, она, к большому удовольствию старшего поколения, очень часто звучит в известных современных сериалах.

Придает сценам полноту восприятия, так сказать, и поднимает настроение.

А сколько великолепных оперетт написано Имре Кальманом? «Принцесса цирка», «Королева чардаша», «Баядера», «Марица»… И все они шли в нашем театре музыкальной комедии! Менялись постановщики, даже тексты арий и дуэтов, но Кальман был в репертуаре всегда, как, собственно, и должно быть в каждом уважающем себя музыкальном театре. А тот же Легар? Целое поколение наших мам и пап сходило с ума от «Веселой вдовы». Трио из «Цыганской любви» заставляет сердце сильнее колотиться от проникновенности музыки… Старшее поколение оренбуржцев помнит необыкновенный спектакль нашей музкомедии – оперетту Мадуньо «Черный дракон». До сих пор чтят люди красоту этого произведения.

И отечественные авторы писали превосходные оперетты. «Холопка» Стрельникова, «Девичий переполох» Милютина, «Севастопольский вальс» Листова, «Бабий бунт» Птичкина… Эти музыкальные пьесы были золотым фондом нашего театра музыкальной комедии.

Артисты буквально жили в этом удивительном мире. А ведь быть артистом оперетты – вовсе не так легко, как кому-то кажется. Нужно уметь петь, двигаться. И делать это очень выразительно, чтобы каждый из зала мог сказать про себя «Верю!»

Времена меняются

Оренбургская музкомедия в своем сравнительно недавнем прошлом гремела на весь Советский Союз. Труппа входила в четверку лучших в стране.

Актеры по полгода проводили в гастрольных турах и дарили встречу с легким жанром благодарной публике. Правда, большой проблемой в те годы был кадровый вопрос. Не везло коллективу с героями.

Теноры и баритоны быстро сменяли один другого, и в итоге в труппе остался один единственный.

Повезло коллективу с простаками. Старожилы до сих пор с восторгом вспоминают этих поистине гениальных артистов.

Но все течет, все изменяется. С приходом очередного главного режиссера перестраивалась и репертуарная политика.

В афише появлялись доселе неслыханные фамилии. Классика вытеснялась музыкальными комедиями незнакомых широкому кругу авторов.

Руководство объясняло этот факт тем, что по авторским правам это куда дешевле, чем та же оперетта Кальмана.

Если углубиться в репертуар последних двух десятилетий, то тут чувствуются перегибы в сторону одних и тех же композиторов. А оперетт с каждым годом становится все меньше и меньше.

На первом плане – мюзикл

Мюзикл. Казалось бы, тоже жанр не слишком тяжелый. И мелодии попадаются хайповые.

– Мюзикл ничем не отличается от оперетты! – выдал один «знаток» в фойе театра после очередной премьеры. И с этим, как ни прискорбно, многие согласны.

Но не тут-то было! Это два совершенно разных жанра! Возьмем хотя бы сюжетную линию.

У оперетты всегда хэппи энд. А в мюзикле могут героя или героиню убить.

За примерами далеко ходить не надо – нашумевший «Собор Парижской Богоматери».

Мюзикл сегодня стал главным в репертуаре театра музыкальной комедии. Причем мюзикл одной фамилии. Все остальное, точнее – остальные, сходят на нет.

При всем уважении к действительно талантливому композитору, автору известнейших хитов, хочется поинтересоваться – а почему?

В одном из интервью куратор оренбургской музкомедии высказал мысль, что на постановку оперетты нужны колоссальные средства.

Однако и мюзиклы стоят недешево! Особенно последний, прогремевший в Москве.

Там одни только костюмы, судя по их богатой отделке, обошлись в солидную копеечку…

Почему не создать разноплановый репертуар, как в том же Свердловском театре музыкальной комедии? Там есть две труппы – классическая и мюзикловая.

Это вполне соответствует потребностям всех поколений граждан.

А здесь, получается, чтобы заманить молодого зрителя, нужно пожертвовать зрителем старым? Бабушками, которые готовы отдавать из пенсии деньги на настоящее искусство?

Да та же молодежь охотно посмотрела бы какую-нибудь веселую оперетту и насладилась музыкой. И этому есть пример.

Летом несколько артистов в парке под открытым небом представили небольшой концерт, состоящий из популярных арий и дуэтов классических оперетт. Что творилось на площадке! И стар и мал кричали «Браво!»

Народ был в восторге, а больше половины публики была та самая молодежь, о наличии которой в зале так радеет руководство театра.

Почему оренбургская музкомедия не может позволить себе больше классики? И почему «Мост над рекой» не может спокойно стоять в одной афише с «Бабьим бунтом»?

Разные времена, разные герои, разные костюмы… Классика и современность рука об руку. Почему – нет?

Зачем нужны кастинги на главные роли людей с улицы, когда в нашем институте искусств есть целое отделение актеров музыкального театра, да и не только?

Ведь можно пригласить вокалистов из других территорий. И создать на базе театра две труппы, переквалифицировав учреждение просто в музыкальный театр.

Тогда и мюзиклу будет место, и оперетте. Чем шире репертуар, тем больше касса.

Народ скучает по красоте. А для постановки оперетты особые затраты и не нужны. Опять-таки пример тому – летняя эстрада в парке. Там не было ни декораций, ни спецэффектов.

Только музыка и мастерство актеров. Каскад, как говорят знатоки жанра, бил через край. И это было потрясающе!

– Мне бы очень хотелось, чтобы руководство театра услышало мой крик души… – подытожила свою речь оренбурженка. – Ведь труппа-то очень талантливая! Молодая, уверенная! И потенциал для классики у нее огромный, это я вам как человек, выросший на опереттах, говорю.

Верните нам наш любимый жанр, спасите его! Не хороните раньше времени…

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 4 декабря 2019

Заголовок в газете: Спасите легкий жанр!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру