В Оренбурге завершился XII кинофестиваль

В Оренбурге завершился XII кинофестиваль
Елена Анифатьева

В Оренбурге завершился XII кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард»

В этом году творческий форум вновь поразил любителей кино грандиозным открытием в СКК «Оренбуржье» – с красной дорожкой и медийными лицами. И конкурсная программа была подобрана очень любопытная. В областной центр привезли более 60 картин. Были проекты, которые в прямом смысле доводили зрителей до слез, вызывали бурю эмоций и кардинально меняли взгляд на современный кинематограф. И о них хочется рассказать особо.

«Элефант»

Картина, которая переводится на русский язык очень просто – «слон», начала свое существование со скандала. Автор сценария и режиссер попросил убрать свое имя с афиш, и все потому, что продюсеры вырезали во время монтажа десять минут. Большого урона конечному результату это не нанесло, сработал принцип. Остальную команду все устроило. И фильм был показан первым зрителям на фестивале в Выборге. Вторыми оказались оренбуржцы.

Жанр фильма – комедия. Она вошла в плей-лист конкурсной программы «Сплетенные параллели». Представил фильм продюсер и исполнитель главной роли, народный артист РФ Алексей Гуськов. Фильм рассказывает о злобном авторе добрых книжек про Слона Мишку. Сказочнику пересадили сердце, однако он предпочел, чтобы его мир оставался прежним. Но не все так просто…

– Это новая картина, – рассказал о проекте Алексей Геннадьевич. – В прокат она выйдет 19 сентября.

Алексей Гуськов также поделился своими впечатлениями об Оренбурге и фестивале.

– Три года назад я уже был в вашем городе в качестве президента фестиваля фильмов «Кадетский взгляд». У вас потрясающее президентское кадетское училище! Так вот, тогда я объездил почти весь город. Был в «летке», в которой учился Гагарин. Кстати, там же учился мой отец. Когда я получил предложение приехать с картиной, то с удовольствием не отказался от этого.

На открытии мне совершенно неожиданно вручили золотого сарматского льва. И сделали замечательную нарезку по моей фильмографии. Я никогда не пересматриваю свои картины. Но это было для меня как-то волнительно… Спасибо автору, который поставил первым мой самый любимый фильм – «Концерт». После выхода этой картины очень известные музыканты интересовались, где я так научился дирижировать. Многие до сих пор не верят, что в кадре мои руки. Мои! Я учился дирижировать! Что касается фестиваля… Сейчас я посмотрел фильм Светланы Проскуриной, которую считаю большим режиссером. Она очень внимательна к тому, что делает. У нее все продумано, в том числе кастинг актеров. Картина очень непростая! Там сложный мир, столько мыслей… Я сидел в зале с обычными зрителями, в чем, наверное, прелесть вашего кинофорума, и я не видел ни одного человека, кто бы ушел, потому что фестивальные истории – это все-таки эксперименты, определенный, непривычный язык.

Еще я хочу сказать о картине «Керосин» Юсупа Разыкова. Я считаю, что это один из лучших российских фильмов. И если бы я был в жюри, я бы сразу знал, кто победит.

Жюри было почти единодушно с Алексеем Гуськовым: «Керосин» взял несколько призов, в том числе за режиссуру.

«Бог существует, ее имя – Петруния»

Картина с таким сложным названием приехала на фестиваль из Македонии. В плей-листе международного конкурса она заняла достойное место. Представила фильм зрителям и жюри исполнительница главной роли Зорица Нушева. Несмотря на неприятный инцидент – по дороге в наш город актриса лишилась багажа, который застрял где-то на полпути, Зорица, чье имя переводится на русский как «восход», охотно рассказала о подоплеке картины.

– Это драматическая сатира. Драма, наверное, в том, что женщина вынуждена искать свое место в обществе. А сатира – как мужчины относятся к женщине. Они смешны в своих придирках… Фильм с потрясающим сценарием о роли женщины в обществе.

Картина основана на реальных событиях. В Македонии есть обычай – на Крещение священник кидает в ледяную воду крест. И мужчины прыгают, чтобы его выловить. Кто выловит, того ждет счастье. В этот раз вслед за сильным полом в ледяную жидкость прыгнула женщина. И достала реликвию. Естественно, мужчин это возмутило. Однако героиня сумела сделать так, чтобы впоследствии в традиции принимала участие и прекрасная половина человечества.

– Эта картина о счастье, – улыбается Зорица. – Петруния борется за свое счастье. Она даже говорит: «Я тоже хочу своего счастья!» Кто-то может подумать, что у нас в Македонии к женщинам какое-то особое отношение… Вовсе нет! Просто обряд происходит зимой. И участвовать в нем должны сильные. В данном случае сильной оказалась женщина!

Зорица Нушева стала обладательницей золотого сарматского льва за лучшую женскую роль. Ее Петруния действительно стала счастливой.

«Лорик»

Картина привораживает с первых кадров. И за полтора часа зритель переживает массу эмоций – и тоску, и радость, и гнев. Один кадр вызывает улыбку, другой заставляет до боли сжать кулаки. Фильм рассказывает об актере Лоуренсе, который работает в театре в Ереване. Театр – его мир. Ведь его родители так же служили Мельпомене, и назвали сына в честь великого Лоуренса Оливье. Лорик, как называют главного героя окружающие – гений на сцене. Он живет своими персонажами, и не замечает ничего и никого вокруг. Параллельно страна готовится к президентским выборам. И под это дело театр закрывают. Лорик попадает под руку тем, кто выкидывает декорации, и его мир меняется. Он начинает перевоплощаться в своих соседей, друзей и даже кандидата в руководители республики. Эти метаморфозы позволяют ему излечиться от эгоизма и посмотреть на все иначе. Это тот фильм, в котором смешалось многое. Здесь и комедия, и мистика, и сказка. Команда создателей международная – Россия, Армения, Швейцария, Швеция, Сербия.

Это первый киноопыт продюсера Мартироса Микаэляна.

– Было желание показать человека в изменившемся мире, – говорит Мартирос. – Идея картины принадлежит знаменитому армянскому актеру Микаэлу Погосяну (в России он известен по фильму «Землетрясение». – Прим. ред.). Актер должен сделать работу, которая выведет его на новый уровень. Это были месяцы дискуссий! Работа над сценарием была очень жаркой. А в процессе съемок я вдруг почувствовал, что сам, как человек, изменился.

Режиссер картины Алексей Злобин считает ее счастливым случаем для себя. Его пригласила вторым режиссером его знакомая, Аннуш Вардянян.

– Я до последнего думал, что это розыгрыш, – признается Алексей. – Как можно снять такое кино? Было необходимо пообщаться с авторами на территории Армении. Я вылетел туда… Все решилось быстро. Через некоторое время я вынужден был уехать, а когда вернулся, узнал, что Аннуш покинула проект. И теперь вся ответственность за киноленту ложится на меня. Я стал режиссером! Этот фильм до финальной склейки был для меня загадкой!

В проекте много неожиданных решений, фантастических кадров. А в какие-то мгновения передается напряжение, царившее на съемочной площадке.

Например, есть такой момент, когда пес по кличе Бади кидается за машиной, в которой едет главный герой. Зритель вздрагивает – а вдруг с собакой что-то случится… И это, как оказалось, не иллюзия.

– Бади на самом деле кидается за своим мячиком, который ему бросает хозяин. И вот во время съемок игрушка укатилась прямо на проезжую часть! Мы все перепугались, что наш пушистый артист попадет под колеса. Но, к счастью, все машины встали. Обошлось!

Фильм «Лорик» был признан лучшей картиной в российском конкурсе «Сплетенные параллели» и заслуженно получил своего сарматского льва.

Пять дней показов завершились церемонией награждения. Золотые хищники и прочие звери и птицы обрели своих хозяев. Праздник кино завершился надеждой на новую встречу с фестивальным кино в будущем году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2019

Заголовок в газете: «Элефант», «Лорик» и «…Петруния»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру