В Оренбургской области полным ходом идут съемки нового фильма

21.08.2019 в 05:22, просмотров: 4633
В Оренбургской области полным ходом идут съемки нового фильма
Елена Анифатьева

В Оренбургской области снимается новое кино

Боевая гора под Соль-Илецком стала местом действия для очередного фильма легендарного режиссера Александра Прошкина. Постановщик «Холодного лета 53-го» снова прибыл в Оренбургскую область, чтобы на степных пейзажах создать новую картину.

Наш регион не раз становился натурой для больших мастеров кино. Все началось в далеком 1958 году…

На целине

В зерносовхозе Комсомольском Адамовского района до сих пор стоят дома, в которых жили знаменитые советские артисты Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Леонид Харитонов. В конце 50–х они приехали на съемки картины «Иван Бровкин на целине» именно в эту территорию, по праву считавшуюся столицей целины.

В процессе были задействованы едва ли не все жители совхоза.

– Помните сцену со свадьбой? В ней мальчишки предупреждают, что молодые едут. Это были мы, юные сельчане, – рассказывает Юрий Плохотниченко, бывший директор оренбургского театра музыкальной комедии, непосредственный участник тех событий. – Я очень хорошо помню и Татьяну Ивановну Пельтцер, и Михаила Ивановича Пуговкина. Они были такие простые! На равных общались со всеми. Когда покидали наш колхоз, многие плакали. Мы с ними почти породнились! В память о съемках фильма об одном из важнейших периодов послевоенного времени, освоении целины, в Комсомольском поставили памятник трактору.

«Русский бунт»

В конце 90-х жители поселка Саракташа заметили на одном из живописнейших мест района – Красной горе, подозрительное движение. Там сколачивались старинные срубы, храм, устанавливался забор. Сразу над поселком пронеслось – здесь будут снимать кино! И правда! Вскоре в декоративную Белогорскую крепость приехала съемочная группа, чтобы создать свою версию «Капитанской дочки».

Натуру режиссер Александр Прошкин выбрал очень похожую на ту, что была описана в романе Александра Сергеевича Пушкина. Историки до сих пор не могут прийти к однозначному выводу, было ли прототипом село Татищево в Илекском районе или Нижнеозерное, там же.

Прошкин ушел в нейтралитет и выбрал саракташскую территорию. Тем более там были и река, и возвышенность.

На роли простых обитателей крепости, то есть в массовку, пригласили саракташцев. Счастливчики, попавшие на съемочную площадку, до сих пор вспоминают те увлекательнейшие дни и знакомство с такими медийными глыбами, как сам Прошкин, Юрий Беляев, Владимир Меньшов, Юрий Кузнецов, Сергей Маковецкий, Владимир Ильин, Наталья Егорова. И рассказывают о казусах во время съемок. Как без этого?! Например, актера Юрия Беляева, сыгравшего в фильме роль отца главной героини, Машеньки, коменданта Белогорской крепости, чуть по-настоящему не повесили. Веревка, которая крепится на тело, не давая исполнителю удавиться на самом деле, оторвалась. И эпизод едва не стал на самом деле трагическим.

Сегодня Красная гора превратилась в музей под открытым небом – декорации решено было сохранить. Довольно долго они были бесхозными и постепенно рушились, но нашлись предприимчивые люди и сделали бывшую съемочную площадку одной из достопримечательностей Оренбургской области. Это место стало паломническим для писателей и поэтов.

«Не хлебом единым» и «Трио…»

Засветился на большом экране поселок Аккермановка. Его выбрал в качестве натуры не менее легендарный режиссер Станислав Говорухин. Он снял в этом месте несколько сцен для фильма «Не хлебом единым».

Спустя несколько лет после «Русского бунта» в Оренбуржье вернулся и Александр Прошкин.

В областном центре и в Кувандыке он работал над картиной «Трио. Жаркое лето 99-го». И вот Прошкин снова в нашем крае. Его очередная работа обещает стать чем-то особенным.

«Сарматы»

Степь, жара, лошади… Здесь нет времени. Сама природа остановила его… Прекрасная натура для съемок фильма с таким названием. Это место под Соль-Илецком легендарный режиссер Александр Прошкин приметил еще при создании своей картины «Русский бунт».

– Мы здесь делали базар, с верблюдами, конями… – рассказывает Александр Анатольевич. – Это очень красивое место, знаковое место с потрясающим рельефом. И мы решили именно здесь организовать сарматский лагерь. На территории лагеря стоят шалаши, точнее – нечто очень похожее на индейские вигвамы. Так художники картины представляют жилища наших предков, обитавших в этих краях тысячи лет назад. Неподалеку сверкает на солнце небольшой пруд. Декорации впечатляют. Кажется, что сейчас из-за холма появится воин в старинной одежде…

Однако картина вовсе не о тех временах, когда по этим тропам носились загадочные всадники. Фильм вполне себе современный и рассказывает о борьбе за землю.

– Много лет назад я встречался с Виктором Степановичем Черномырдиным, – вспоминает предысторию сюжета Александр Прошкин. – Естественно, мы долго говорили об Оренбуржье, поскольку Черномырдин здесь, можно сказать, национальный герой. Мы обсуждали насущные проблемы края. Виктор Степанович сказал вещь, удивившую меня. Он сказал, что нефть и газ – это все недолговременное, проходящее. Основная борьба пойдет за землю. Потому что здесь плодородные поля, твердые сорта пшеницы. Это вечное, то, что кормит, самое главное богатство региона. Через много лет я вспомнил об этом. И решил сделать такую историю.

По сюжету две сестры, потерявшие отца, чтобы не утратить доставшуюся в наследство землю, организуют на ней с помощью краудфандинга проект «Сарматы» – деревню, созданную по образу и подобию поселения древнего племени. Именно здесь разворачиваются главные события. В одном месте собрались только женщины. У них свое расписание, обряды, традиции. Они – словно амазонки – обороняются от внешних врагов.

– Тут борются две традиции, – рассказывает об идее картины Прошкин. – Одна – это традиция землепашцев. Тех, кто здесь сеет и сажает зерно. И традиция кочевников, скотоводов, которых это раздражает. А раздражает почему? Потому что нарушается экология степи. Из-за распахивания земель реки в какой-то степени мелеют. Этот конфликт существует тысячи лет. Можно сказать, что он – генетический…

В картине, помимо таких известных актеров, как Виктор Сухоруков, молодых актрис Карины Андоленко и Марины Васильевой, заняты артисты оренбургского драматического театра и выпускники института искусств им. Ростроповичей, а также отобранные в ходе кастинга горожане. Кастинг проходил в прошлом году. Тогда в драмтеатр пришли сотни горожан, желающих попасть в кадр в картине легендарного мастера. Главным условием для попадания в фильм было умение ездить верхом. Эмоции оренбургских участников съемок били через край. Еще бы – поспасть на настоящие съемки. Быть частью команды!

– Мы сначала были очень испуганы, потому что никогда не имели дела с большим, с настоящим кино, – делится впечатлениями Полина Прошина, успешно прошедшая отбор. – Но Александр Анатольевич очень быстро нас к себе расположил. И ты ему, а больше себе, говоришь: «Так, все понятно… Да, делаем, конечно!» Естественно, есть небольшая усталость, потому что съемки – такая нагрузка, которую мы никогда на себе не испытывали. Но это безумно интересно! От этого классно! И хочется еще, еще и еще!

– Это удивительные ощущения! – поддерживает коллегу по съемкам Светлана Самойлова. Она – ассистент художника по гриму. И тоже наша, оренбургская. – Конечно, съемки, это очень тяжело. Но когда погружаешься в процесс – чувствуешь, что тебя засасывает!

А еще на площадке куча автобусов, автомобилей… Провода, кабели… Техники, звукорежиссеры, ассистенты. Лагерь гудит, словно пчелиный улей.

Но едва режиссер произносит волшебное слово «Мотор!», все затихает. И слышится, как поет ветер в ковыле…

Смена начинается очень рано, с грима. Затем артисты выезжают на площадку. Еще одна локация – в Саракташском районе. Там сцены снимаются в лесу.

Фоторепортаж с площадки: в Оренбуржье снимается кино