Новостные ленты в последнее время уже не пестрят заголовками об угрозах увольнения сотен и тысяч рабочих и специалистов градообразующих предприятий, как это было в год кризиса. В 2008-м потеря работы на заводе для жителей моногорода — угроза благополучия практически каждой семьи. Закрытие любого из градообразующих предприятий при этом оставило бы долго незаживающую рану на теле российской экономики. В 2008 году на долю моногородов по различным оценкам приходилось от 30 до 40 процентов ВВП страны, и чтобы не затеряться в пучине мирового кризиса, необходимо было принимать срочные меры.
Основная сфера деятельности в монотерриториях области — промышленность, в частности, на обрабатывающие производства, и почти четверть в объеме отгруженных товаров собственного производства приходится на десять градообразующих предприятий области. В Оренбуржье непреодоление кризисной волны грозило утратой той золотой середины между промышленным и аграрным комплексом, которая существовала долгие годы. В 2008 году было принято решение о разработке каждой монопрофильной территорией собственного плана преодоления негативных факторов и развития населенного пункта. К 2010 году они были утверждены.
Общий объем финансирования до 2016 года составляет 116 миллиардов рублей. Деньги, вложенные предприятием, федеральным, областным и местными бюджетами должны позволить избежать одного из основных негативных факторов — повальной безработицы и миграции трудоспособного населения монопрофильных территорий.
Деньги решают все
Все десять моногородов Оренбуржья разработали в срок собственные инвестиционные планы и приступили к их реализации в 2010 году. Некоторые из них рассчитаны до 2015 года, другие — до 2016.
— Всего существует четыре базовые модели поддержки монотерриторий, — объяснили «МК в Оренбурге» в министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. — Первая — это диверсификация крупного предприятия. Создается новая линейка продуктов. Согласно второй в моногороде «сажается» один или несколько достаточно крупных инвесторов и для них строится инфраструктура. Третья — это когда обосабливается некая площадка, там размещается якорный инвестор, и вокруг него появляются мелкие бизнесы. Это так называемый индустриальный парк. Четвертая модель — когда в городе невозможно ни предприятие модернизировать, ни крупного инвестора пригласить. Тогда идет массовая поддержка малого и среднего бизнеса.
Сочетать все четыре модели муниципалитетам никто не запрещал, а желание изменить к лучшему все и сразу само собой подразумевает объединение нескольких направлений в развитии. Крупные инвестиционные проекты, стоимостью свыше двух миллиардов рублей, могли претендовать на федеральное финансирование. Для этого необходимо было подать заявку в министерство регионального развития, где конкурсная комиссия определила победителей. Например, в Оренбургской области поселок Светлый для реализации своего КИПа за шесть лет рассчитывает получить более 432 миллионов рублей из федерации. На строительство водовода Кумак – Светлый — одного из мероприятий проекта — уже выделено 125,3 миллиона рублей.
Муниципалитетам, разработавшим инвестиционные планы не столь грандиозные, как в Светлом, рассчитывать на помощь из столицы не приходится. Таким образом, их финансовые проблемы возводятся в квадрат.
— Основной проблемой для всех монотерриторий остается недостаток финансирования инвестиционных проектов из бюджетов всех уровней, — считают специалисты отдела макроэкономического прогнозирования и развития территорий регионального министерства. — На сегодняшний день градообразующие предприятия планово проводят модернизацию и техническое перевооружение, создаются временные и постоянные рабочие места. В целом об успешности реализации планов можно будет судить на стадии их завершения в 2015–2016 годах.
Но об одном показателе можно говорить уже сегодня — это рабочие места. В области по планам за шесть лет появится семь тысяч постоянных и четыре тысячи временных рабочих мест. Сегодня ситуация по безработице в монотерриториях характеризуется как относительно стабильная, но в некоторых муниципалитетах, несмотря на предпринимаемые меры, количество безработных только растет — Соль-Илецк — 1,9 % и Светлый — 2,7 %. За первое полугодие 2012 года число безработных снизилось в Гае, Кувандыке, Медногорске, Новотроицке, Ясном, поселке Энергетик, а в Бугуруслане и Саракташе сохранилось на прежнем уровне.
Побег из моногорода
В 2009 году падение спроса на алюминий привело к снижению объемов производства почти на треть на градообразующем предприятии Кувандыка ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод». За несколько месяцев предприятие стало убыточным, а численность работников сократилась на 38,4 процента. Официально в качестве безработных на начало 2010 года было зарегистрировано 3,2 процента от трудоспособного населения города. Скорого решения финансовых вопросов никто из работников предприятия не ждал, поэтому многие выбрали единственно верный, на их взгляд, путь — уехать из города. За кризисные годы убыль населения возросла почти в три раза, из-за чего даже были пересмотрены нормативы бюджетной обеспеченности муниципального образования «Кувандыкский район».
Согласно плану до 2015 года здесь рассчитывают увеличить долю работающих в сфере малого и среднего бизнеса, создать 470 дополнительных рабочих мест, снизить уровень безработицы, а также увеличить долю собственных доходов бюджета с 22,8 % до 35,0 %. В 2010 году запланированные мероприятия удалось выполнить на все сто процентов, в прошлом — только на 85,5.
— Выполнение инвестиционного плана сдерживает недостаток его финансового обеспечения. Собственные доходы бюджета не позволяют реализовать намеченные мероприятия. Налоговые поступления сокращаются в связи с нестабильной работой градообразующего предприятия, в настоящее время сумма налоговых поступлений соответствует уровню 2008 года. Серьезной проблемой для развития малого предпринимательства остается недоступность кредитных ресурсов банков, и прежде всего для начинающих предпринимателей, не имеющих свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения, — пояснила начальник отдела экономики и прогнозирования города Кувандыка Надежда Крипа.
Плавный старт после резкой остановки
В декабре 2008 года деятельность ООО «Буруктальский никелевый завод» была остановлена. Вновь запустить производство в Светлом удалось только к апрелю. За эти месяцы в районе официальный уровень безработицы возрос до четырех процентов, а налоговые поступления в бюджет снизились в разы. Разработка инвестпроекта для специалистов администрации значилась в первоочередных задачах. В феврале 2011 года в Москве состоялась его защита на Рабочей группе по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. КИП Светлого получил положительную оценку, а значит, и финансовую поддержку
— «Локомотивом» комплексного инвестиционного плана модернизации поселка Светлого является инвестиционный проект модернизации градообразующего предприятия ООО «Буруктальский никелевый завод», в рамках которого запланировано строительство комплекса печи Ванюкова для переработки руды. Ввод в эксплуатацию этой печи приведет к росту выпуска товарной продукции в четыре раза и снижению энергозатрат. Для обслуживания оборудования дополнительно будет создано до 135 рабочих мест, — объяснила первый заместитель главы администрации Светлинского района по экономическим вопросам — председатель комитета по экономике Наталья Алабина.
Вслед за градообразующим локомотивом в Светлом следуют вагончики малого предпринимательства. К 2014 году здесь должна появиться автомойка и животноводческий комплекс. В случае успешного выполнения плана численность светлинцев, занятых в коммерческой отрасли поселка, к 2020 году увеличится в полтора раза по сравнению с 2010 годом. В светлом, но обозримом будущем, согласно плану, в поселке появится отделение скорой помощи, детский сад на 280 мест, бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс (строительство данного комплекса начнется уже в 2012 году), футбольное поле с беговыми дорожками и дренажем (которое уже построено) и «Культурный центр», а жители ветхих бараков будут переселены в семь построенных на средства федерального фонда реформирования ЖКХ домов.
Работать над отдыхом
Когда в период кризиса встал вопрос о разработке комплексного инвестиционного плана, в Соль-Илецке сразу вспомнили о нереализованной задумке оздоровительно-рекреационного комплекса «Сарматская обитель».
Градообразующим предприятием здесь является ОАО «Илецксоль», а значит, главный параметр территории для включения в федеральную программу соблюден. В строительстве инфраструктуры здесь планируют задействовать тех людей, кто был уволен с предприятия в годы кризиса.
— Если мы находим инвестора на основной, оздоровительный проект, то в строительстве всей инфраструктуры будут задействованы люди, которые в годы кризиса попали под сокращение на градообразующем предприятии. Из 2020 работающих там остались только 570 человек, — рассказал начальник экономического отдела Максут Кулумжанов. — Основа проекта — спелеокурорт, строительство которого рассчитано на деньги инвестора — ООО «Руссоль». Администрация занимается отводом земли. Стоимость его возведения — один миллиард 750 миллионов рублей
С учетом нового объекта в городе Соль-Илецке уже в 2009 году была готова проектно-сметная документация и техническая экспертиза нового водовода. Модернизации подвергнутся и системы водоотведения. Третья составляющая КИПа — строительство объездной дороги стоимостью 150 миллионов рублей. На подготовку этого проекта денег пока нет, а первые два ждут начала финансирования. В рамках плана уже построен ФОК, а открытие детского сада отсрочили до 2013 года.
Десятилетия проблем
С 2013 года федеральная поддержка моногородов в рамках особого комплексного плана прекратится, поскольку будет осуществляться в рамках программы «Региональная политика и федеративные отношения», которая будет действовать до 2020 года. Прогнозируемый Минрегионом объем помощи моногородам постепенно снизится с пяти до полутора миллиардов рублей в год. В областном министерстве считают, что такой расклад скажется в первую очередь на сроках реализации комплексных инвестиционных планов модернизации, ведь все недостающие деньги придется изыскивать в местных, и так дотационных, бюджетах. Вот только не понятно, кому нужны будут, скажем, в 2025 году показатели, добиться которых рассчитывали к 2015?
Само по себе понятие монопрофильной территории подразумевает тотальную зависимость благополучия населенного пункта от работы предприятия. Жизнь людей там априори невозможно наладить только за счет талантливого менеджмента: нужны деньги на перепрофилирование и годы на изменение психологии жителей моногородов, привыкших видеть в промышленном гиганте источник жизни. Если же речь идет о переложении финансовой ответственности на плечи местных и областных властей, об экономическом росте монотерриторий в ближайшее время говорить не приходится.