Для чего козе баян?

Оренбургские единороссы предлагают спасать село через конфликт интересов

Разделяй и властвуй — древнейшая политическая стратегия. Похоже, именно с ее помощью превалирующие региональные политики планируют сохранить влияние на селе. Если в городских округах при общении с избирателями перешли на язык внешне обеспартиенных персоналий, то в селах, где выигрывать становится тоже непросто, решили попробовать размазать влияние.

Спасай села!

На прошедшей неделе состоялось заседание регионального депутатского Совета депутатских объединений ВПП «Единая Россия». Широкой публичности не приобрело, но вот обсуждаемый законопроект «О сельских старшинах в Оренбургской области» зацепил.

Из пресc-релиза Законодательного собрания Оренбургской области: «По словам председателя регионального депутатского Совета, депутата Законодательного собрания Оренбургской области Александра Куниловского, вопрос создания института сельских старшин (или старост) чрезвычайно важен для региона, поскольку это — вопрос существования малых сел, роль которых в сохранении населения Оренбуржья трудно переоценить.

— Создание этого законопроекта продиктовано необходимостью сохранения малых населенных пунктов, находящихся на значительном отдалении от центров муниципальных образований, — отметил Александр Анатольевич. — Вводя институт сельских старшин, мы показываем, что помним о малых селах и устанавливаем структуру прямого взаимодействия старшин с губернатором области в виде своевременного информирования о нуждах и проблемах и возможного решения этих вопросов. Это один из шагов поддержки малых сел».

Проект закона «О сельских старшинах в Оренбургской области» внесен на рассмотрение регионального парламента фракцией «Единая Россия» в Законодательном собрании и находится сейчас в стадии доработки. Опубликован на сайте областного парламента zaksob.ru.

Внимательное прочтение как самого проекта, так и высказанных к нему предложений, вызывает массу вопросов. Во-первых, для чего создается сей так называемый институт? «Для оказания содействия губернатору в реализации полномочий в сфере организации местного самоуправления». Цель, безусловно, благородная, но вот приписка «на безвозмездной основе» сразу накладывает на нее тень безнадежности. Много ли у нас сейчас желающих на безвозмездной основе регулярно чего-то поделать для блага общества?

Полномочия старшин не велики и больше смахивают на обязанности:

— ежеквартально докладывать губернатору о положении на подведомственной территории;

— взаимодействовать с органами местного самоуправления;

— проводить приемы граждан;

— доводить до сведения жителей информацию о законах и иных нормативных актах.

Вы уже понимаете, каким образом это позволит «поддержать малые села»? Села наши, к великому сожалению, продолжат вымирать. Свою роль в этом играют как общемировые тенденции к урбанизации, так и отсутствие работы. А закрытие малокомплектных школ, клубов, ФАПов — только неизбежное следствие. Вымрут последние пенсионеры, живущие в малых селах, и не останется от них следа.

Большие села пустеют с каждым годом. Заместитель главы администрации одного из районов рассказывал на днях: «В селе Х было 3400 человек еще 12 лет назад, а теперь чуть больше тысячи. Прописанных. Из них часть молодежи уже давно живут в городах, а часть работают вахтой на севере».

Долой глав!

Создаваемая структура очень напоминает структуру представителей президента, только с элементами демократии. Вносит кандидатуру губернатор, а голосуют жители. Возможность отзыва в проекте не прописана.

Допустим, пришел человек к старосте, рассказал, что ветеран труда и надо бы окна новые в доме поставить. Староста выслушал, головой покивал. А дальше? Пути у него два: к главе и к губернатору. Переходим на управление в ручном режиме. А зачем тогда нужна разветвленная система служб социальной защиты? Они чем будут заниматься?

В Ульяновской области сельских старост ввели еще в 2011 году. Никто сегодня, конечно, честно не признается: достигли желаемого эффекта или нажили себе проблем. В Интернете есть информация о нескольких скандалах, произошедших с выборами старост: губернатор выдвинул одного, жители — другого. А в селе Сосновка и вовсе сложилось две группировки, каждая из которых противопоставила губернаторской свою кандидатуру.

Нужно отметить, что институт старост в Ульяновской области четко завязывался в программу развития села. Для этого было создано Агентство по развитию сельских территорий, которое проводило комплексный мониторинг состояния сельских территорий. Так вот, информация, предоставляемая старостами, должна была дополнить картину.

Ульяновский губернатор Морозов увлекся идеей старост и предложил ликвидировать сельские администрации. И, правда, разогнать дармоедов! И пусть эти подвижники — старосты на безвозмездной основе обеспечивают дороги, освещение, социальные объекты и прочую работу. Это ж какая экономия для бюджета! Год назад Совет Федерации, правда, усомнился в целесообразности такого поворота. Да, закон о местном самоуправлении требует изменений. Экс-мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий так и сказал: «Применение 131-го закона привело к большому разочарованию. Когда его принимали, нам обещали, что полномочия будут распределены по разным уровням власти и под них дадут деньги. Но нас обманули — полномочия разбросали, а денег не дали вообще». Ну, это — больная тема для главы любого уровня, и не для сегодняшнего повествования.

100 тысяч каждому!

Понятно, что губернатору и правительству часто не хватает достоверной информации о происходящем на местах. Никакой глава сельского совета, а тем более района не покажет глубину трагедии, ведь это отражение его работы, а вернее недоработки. Но почему сбрасывается со счетов такая сила, как советы: сельские, районные? Одна голова старосты, как говорится, хорошо, а когда таких голов десяток на сельский совет? Очевидно, что и картину губернатору покажут живописнее, и вариантов решения проблем предложат несколько. Только дайте им то самое право докладывать напрямую губернатору или его заму, а не через опять же главу.

Если сегодня принять законопроект, то на селе окажется уже три власти: глава, депутаты совета и староста. И если первые две будут избраны всенародно и из всех возможных кандидатур, то последний станет, по сути, ставленником губернатора. Ну и у кого, по мнению селян, будет больше власти? Фермер Владимир так оценивает перспективы введения нового института: «И сейчас то глава, то депутаты идут: помоги дорогу отсыпать, дай на Новый год на школьную елку, а теперь еще один начальник объявится».

Законопроект предполагает работу старшин на безвозмездной основе, но с ежемесячной компенсацией 1000 рублей из областного бюджета. Не зарплата, конечно, так, на проезд, связь. Хотя в ульяновском законе две статьи описывают меры социальной поддержки старост. Да и этого, как видно, оказалось маловато для поддержания имиджа представителей губернатора. Уже через год действия закона им из областного бюджета раздали по 100 тысяч рублей на благоустройство. А почему не главам? Ладно, не доверяете, тогда почему не советам? Ведь у старосты нет никакого юридического статуса? Зачем так усложнять? В кого переродятся со временем старосты дальше?

Даешь советы!

Главы сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Город Оренбург» (их семь), сегодня, по сути, те же старосты на зарплате. Назначает их глава администрации Оренбурга, полномочий, а вернее, обязанностей, у главы выше крыши, а денег шиш да маленько. Хорошо, когда в селе есть крепкий фермер или филиалы энергетиков, газовиков. Тогда он идет на поклон к хозяйственникам: «Мужики, в одном селе живем, помогайте!» А если нет, то сидит часами в городских приемных: у главы администрации города, у главы администрации округа, у начальника управления культуры (чтобы нашел в своем бюджете денег на клуб), у начальника управления образования (крышу школе надо латать), у начальника управления дорожного хозяйства и так далее по списку. А мог бы в это время проводить приемы граждан, доводить до сведения жителей информацию о законах и иных нормативных актах, разбирать спорные вопросы — то есть заниматься непосредственно своей работой.

Депутат Законодательного собрания Оренбургской области Владимир Киданов тоже не первый год озадачен вопросом развития общественных институтов на селе, но, замечу, отнесенных к городскому округу. К примеру, в Краснохолме, где проживает около восьми тысяч жителей, главу назначает Оренбург и никакой там общественности — закон не позволяет. Есть у вас депутат горсовета, вот и ждите, когда он в селе появится.

В соседнем Кардаилово Илекского района жителей чуть больше трех тысяч, но глава избранный, и совет депутатов деятельный. Отличие сел лишь в территориальной принадлежности: Краснохолм — городу, Кардаилово — сельскому району.

Вот для того, чтобы уравнять шансы людей на участие в управлении селом, и задумал Владимир Киданов создание Общественного совета. Год назад при поддержке Евгения Арапова он был создан. Члены избраны на сходе, собираются регулярно, рассказывают о частных проблемах тех частей поселка, где живут, организуют субботники, мероприятия, стыдят нерадивых родителей. Но и здесь при создании Владимир Киданов выдвигал жесткое условие — у Совета должны быть средства на решение текущих проблем. Живем в мире, где правят деньги.

Законопроект скопирован представителями оренбургской фракции «Единая Россия» с ульяновского. У него большие шансы на принятие, сами понимаете — большинство в законодательном собрании. И не важно, что вице-губернатор Дмитрий Кулагин предложил убрать из полномочий старост предоставление ежеквартальных отчетов. Главное, что «вопрос создания института сельских старшин (или старост) чрезвычайно важен для региона». Причем здесь борщ, когда такие дела на кухне!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру