Вчера, 20 июня, общественность Оренбурга обсудила два проекта федеральных законов о молодежной политике, внесенных в Совет Федераций и Госдуму России.
Эти проекты, несмотря на разные формулировки, по сути, призваны унифицировать основы по работе с молодежью и определить государственный вектор участия и поддержки этой группы населения – обеспечить возможность развития личности в формате, который бы не противоречил общественному и соотносился с интересами государства.
Первый законопроект вносится Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Он называется ФЗ «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» и, как отмечают его авторы, он устанавливает правовой статус молодежи, цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики страны, основы деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации указанной политики, гарантии участия молодых граждан и их объединений в ее осуществлении. Закон призван «содействовать социальному становлению, интеллектуальному, нравственному и физическому развитию молодежи, а также реализации потенциала молодого поколения в интересах многонационального народа Российской Федерации, ее политического, социально-экономического и культурного развития».
Второй законопроект рожден в Государственной Думе России – ФЗ «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации». Первая глава документа формулирует общие положения Государственной молодежной политики, определяя ее «системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России».
Интересно, что в проекте закона Государственной Думы молодежью считаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет. Аналогичные рамки определяет и региональный закон. А Федеральное собрание формулирует молодой возраст шире: «…под молодежью (молодыми гражданами) в настоящем Федеральном законе понимаются лица в возрасте от 14 до 35 лет, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающие за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники, желающие получить гражданство Российской Федерации)». Более того, этот проект оговаривает и отдельные случаи: «…предельный возраст для молодых граждан, являющихся участниками программ решения жилищных и других отдельных социальных проблем работников, может быть свыше установленного настоящим Федеральным законом, но не более 45 лет».
Обе инициативы вызвали бурю эмоций у Консультативного Совета при Законодательном собрании Оренбургской области. Надо отметить, что региональный закон в Оренбуржье («О государственной молодежной политике в Оренбургской области») был принят в далеком 1996 году и был первым подобным правовым актом в ельцинской России. Авторами документа в ту эпоху выступили Александра Иванова и Дмитрий Кулагин. Затем подобные законы были также приняты практически во всех других территориях России.
В преддверии принятия федерального закона, собравшиеся в Оренбурге за круглым столом обсудили все его плюсы и минусы. Минусов спикеры увидели больше. Высказывались опасения, что новые рамки станут прокрустовым ложем для региональной практики и уничтожат те наработки, которые у нас появились за прошедшие два с лишним десятилетия.
Директор департамента молодежной политики Оренбургской области Ирина Останина предложила внести пункт о создании сети учреждений по работе с молодежью, среди которых биржи труда и другие организации, которые могут быть полезны молодежи.
Председатель бюджетного комитета Жанна Ермакова отметила важность проработки терминологии, которая использована в проекте.
В новой инициативе говорилось много о личностном и гражданском развитии поколения «некст», а вот насущным вопросам внимания - минимум. Политолог Марина Солодкая отметила: «Граждане хотят жилье и работу, а мы им – гражданский долг и патриотизм».
Социолог Галина Шешукова поделилась с собравшимися результатами исследований. Самые главные проблемы молодежи – это низкие зарплаты, безработица и высокая стоимость жизни. Но, судя по бурной реакции собравшихся, эти проблемы не так заботят авторов законопроектов.
Другие эксперты предлагали прописать возможность получения льготных кредитов на образование, трудоустройство и бесплатную переквалификацию. Часто в суждениях упоминались пресловутые социальные лифты и прочие надежды политически активной молодежи.
Либерал Оксана Набатчикова сказала, что к «проекту закона относится положительно, так как в нем чаяния множества людей, но системно этот документ работать не будет, потому что совершенно непонятно, кто и из каких источников будет это финансировать».
Скептично по отношению к проекту высказалась политолог Татьяна Денисова: «У молодежи есть такой термин «много слов». Мы готовим закон не для молодежи, а чтобы была молодежная политика, - сказала Татьяна Максимовна, - С принятием закона ничего не изменится. Просадим все деньги на структуру, а до молодежи так ничего и не дойдет. Молодежь хочет плеча государства. Бедные родители кредитами на образование обложены – хуже нет. Хорошо, если федеральный закон отклонят, и будут работать только региональные нормативы».