Оренбуржье отмечает Международный день театра
Театр. Древнее, можно сказать, вечное искусство. Сиюминутное. Повторяется только текст пьесы, песни, если это мюзикл или оперетта. А вот атмосферу, настрой актеров, общее впечатление здесь повторить нельзя. Меняются составы, посыл. Частенько артисты импровизируют. И каждый раз зритель видит что-то новое. В знакомой сцене он открывает какую-то доселе незнакомую эмоцию. Конечно, восприятие зависит от качества постановки и силы актерской игры. Увы, сегодня большинство режиссеров цепляется за эффекты, или вообще выезжает на эпатаже или, что еще хуже, чернухе. Но это случается в столичных храмах Мельпомены. В провинциальных пока еще чтят систему Станиславского и особо не грубят. И в репертуаре среди проходящих спектаклей можно найти сильное действо, которое цепляет. В канун профессионального праздника служителей Аполлона остановимся на рок-опере «Юнона и Авось», которая идет в Оренбургском театре музыкальной комедии, познакомимся с исполнителем главной роли.
Романтическая история на реальных фактах
«Юнона и Авось» – одна из наиболее известных рок-опер композитора Александра Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. В основе пьесы – реальная история любви знаменитого русского путешественника графа Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты. Название произведения – имена двух парусников, на которых мореплаватель отправился к берегам Нового света.
Премьера рок-оперы состоялась в июне 1981 года в Москве, в театре «Ленком». Режиссером смелого для советской эпохи эксперимента стал знаменитый Марк Захаров, а исполнителями главных ролей – Николай Караченцов и Елена Шанина.
Необыкновенная история с первого слова, с первой ноты покорила публику. И со временем разлетелась по многим территориям, вошла в репертуар театров за пределами МКАД.
В Оренбурге премьера с успехом прошла в 2016 году. Режиссер-постановщик Денис Радченко показал свое видение легендарной рок-оперы. Он сократил действие до одного акта.
Однако в этот формат вместил всю глубину той трагической истории. Спектакль смотрится на одном дыхании.
Декорации – это несколько конструкций, которые превращаются то в неприступные стены, о которые главный герой бьется, чтобы получить разрешение на покорение Америки, то в быстроходные корабли, на которых камергер императорского двора Резанов все-таки отправился в Сан-Франциско.
Проект получился очень сильным. Конечно, сам материал благодатный. Хотя бывает и так, что классное произведение в руках постановщика превращается в пшик.
«Юнона и Авось» – не тот случай. Здесь все продумано. И режиссура только усиливает воздействие на зал.
Необычно и завораживающе решение сцены любви между Николаем и Кончитой. Герои спрятаны за большими полотнищами, которые начинают колыхаться и внезапно окрашиваются в алый цвет. Символично, сильно! И это сопровождается самым эмоциональным музыкальным фрагментом!
Рок-опера, пожалуй, самая успешная работа режиссера Дениса Радченко на сцене музкомедии. Он мечтал поставить этот материал, и его мечта сбылась.
В первых спектаклях главную роль исполнял он сам.
Спустя несколько лет после триумфа по каким-то личным причинам актер и режиссер покинул стены театра, в котором вырос.
Сейчас роль графа Николая Резанова исполняет солист театра музыкальной комедии Сергей Фурсов. Он один в этой роли, и каждый раз его игра околдовывает зал. Голос, харизма, погружение в предлагаемые обстоятельства создают ощущение, что это реально оживший исторический персонаж. Недаром в финале поется: «Аллилуйя актерам трагедии, что нам жизнь подарили вторую, повторившим нас через столетия…»
Биография самого артиста весьма любопытна. Ведь в музкомедию он попал случайно. Но, как оказалось, это была судьба.
По творческому пути
Сергей вырос в семье железнодорожников. Дед по материнской линии стал основателем целой династии. Отец тоже был машинистом. Работала в этой отрасли и мама.
Путь по стальным магистралям прочили и Сереже. Однако он с детства увлекался музыкой. В школе играл на трубе. У него тонкий слух и он легко подбирал самые трудные мелодии.
Когда пришло время вступать в профессию, Сергей честно попытался продолжить семейное дело. Но из этого ничего не вышло – не его!
Будущий солист поступил в музыкальное училище. А потом случай в виде знакомого семьи привел Сергея в хор Оренбургского театра музыкальной комедии.
Молодой человек произвел впечатление на художественного руководителя коллектива Виталия Брука. И тот без колебаний взял нового артиста.
Уже работая в труппе, Сергей поступил в ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей на отделение «Актер музыкального театра». И вот тут-то раскрыл весь свой потенциал.
Первой ролью сегодняшнего мастера стал Пес в музыкальной сказке «Бременские музыканты». Затем был Медведь в одноименном водевиле, потом Джеки Чесней и Бабс в «Здравствуйте, я ваша тетя!»... Сергей Фурсов постепенно завоевывал сердца зрителей, совершенствуя свой актерский дар и вокальное мастерство. И режиссеры стали доверять более ответственные партии. Большую долю славы принесла классика.
– Я очень люблю классику! – говорит Сергей. – В этом есть нотка ностальгии… Когда я пришел работать, в репертуаре театра была только классика и это время для меня было очень беззаботным, легким и веселым. Как и сам жанр оперетты.
Бони, а затем и Эдвин в знаменитом произведении Кальмана «Сильва» показали, насколько многогранен талант Сергея. Он может быть смешным и романтичным. В себе он совмещает сразу несколько амплуа. Неподражаем его Мориц Популеску в оперетте «Марица». Эту роль до него играли мэтры театра, но он сделал ее по-своему и каждый раз срывает овации.
Когда в театре наступила эпоха мюзиклов, Сергей стал настоящим мастером. Беня Крик в спектакле «Биндюжник и король», Атос в «Трех мушкетерах», Грей в «Алых парусах»…
В копилке наград Сергея диплом лауреата международного конкурса, «Оренбургская лира»…
Однако главной ролью своей жизни Сергей считает Николая Резанова. Больше часа он на сцене. Мучается, добивается, влюбляется, соблазняет и умирает. Бесподобен его дуэт с Кончитой (актриса Альбина Фроловская) «Я тебя никогда не забуду!..» Проникновенен последний монолог: «Мы – дети полдорог… Нам имя – полдорожье…». На его глазах – слезы! Не напускные, а искренние слезы!
– Я читал исторические материалы в Интернете, старался пропустить все через себя, – рассказывает актер о своей работе над ролью. – О сравнении с Караченцовым на тот момент не думал. Была задача сыграть Резанова, а не Караченцова.
Сергею это удалось. У тех, кто смотрел постановку, и не раз, не возникает даже мысли о том, что кто-то еще играет эту роль. У нас есть свой Резанов.
Спектакль очень тяжелый для артиста и энергетически и эмоционально. Поэтому приходится после него восстанавливаться. Сергей проводит время дома, с семьей. И это помогает ему быстро вернуться в форму.
Все-таки актерская карьера Сергея Фурсова не случайна. Его прадед работал в этом же театре, правда, заведующим постановочным цехом. Дед, будучи мальчишкой, выходил на сцену в свите заморских принцев в известных опереттах…
Сергею суждено было стал героем оперетт, и не только!
– Я всегда рад любым ролям! – с улыбкой признается актер.