В конце октября 1941 года из Москвы и Московской области в тыл была эвакуирована большая часть оборудования предприятий. Среди них был завод сверл.
Клавдия Петровна Лебедева хорошо помнит то время, ей было 14 лет, когда началась война.
— У соседки напротив разместились начальники цехов эвакуированного завода сверл, она и предложила устроиться туда. Но комиссию я не прошла, слабенькая была, худая, пришлось обмануть — сказала, что я сирота. Так и устроилась, и с 1942 года стала работать заточницей фрез, — с улыбкой вспоминает Клавдия Петровна.
На заводе работали по 12-16 часов, иногда не успевали точить фрезы, так как их эвакуировано было очень много и разных размеров. Работникам пришлось перейти на казарменное положение — для короткого отдыха в цехах поставили нары. Однажды крыша завода сильно пострадала от пожара, но, поставив столбы и натянув на них рубероид от дождя и снега, работу не остановили.
По словам Клавдии Лебедевой, время было очень тяжелое и голодное. Паек составлял 700 грамм хлеба, из которых половину относили домой, делились с близкими. Чтобы поддержать боевой дух, директор завода разрешил за станками петь, и за песней голод чувствовался меньше.
С радостью вспоминает труженица тыла день, когда объявили об окончании войны.
— Работала я в ночь. В 3 часа прибежала сотрудница отдела кадров Фира Борисовна, начала кричать, размахивать руками, мы станки выключили, и она объявила, что кончилась война. Что тут началось! Все стали обниматься, плакать, всех сразу отпустили домой. Со счастливой вестью я побежала по всем соседям. Собрав все, что оставалось съестного, люди вытащили столы прямо на улицу, привели гармониста. Очень дружно мы тогда жили, горе и вера в Победу сплотили всех.
Проработала Клавдия Петровна с того времени более 30 лет. Но не смогли на заводе без ее рук. Еще много лет после ухода на пенсию вызывали на работу. И так до 79 лет. Были у Клавдии Петровны ученики, но превзойти ее мастерство так никто и не смог.
— Очень мне нравилась работа. До сих пор жалею, что завод закрыли, вспоминаю свои станки. Когда открыли магазин в нашем цеху, я пришла туда, дошла до окна, под которым трудилась, постояла немного и ушла, и долго дома плакала.
Клавдия Петровна и сейчас живет почти под боком бывшего завода, а он остается в ее воспоминаниях. Но грустить не дают ее два внука, внучка, шесть правнуков и дружные соседи. В 2016 году ветеран труда, почетный труженик тыла отметит свой юбилей — 90 лет.