На местах они — основные налогоплательщики, кое-где — двигатели прогресса, почти всегда представители среднего класса. Но только вот чтобы примкнуть к этой когорте, вряд ли достаточно получить статус в налоговой инспекции, тут важен склад характера. О том, кто же такой российский предприниматель, корреспонденту «МК в Оренбурге» накануне удалось поговорить с генеральным директором крупной производственной компании Денисом Гончаровым. Выбор персоны не случаен: Денис Викторович стал победителем городского конкурса «Человек года» в номинации «Лучший предприниматель».
Ставка на себя
— Сложно дать хрестоматийное определение, к тому же у нас в стране класс предпринимателей сформирован относительно недавно и еще продолжает формироваться в том классическом виде, в котором происходило во всем мире, — рассуждает Денис Гончаров. — В самом слове, наверное, и содержится ответ на вопрос: он предпринимает несколько больше усилий, чем другие люди и берет на себя большую ответственность для достижения результата. Потом, когда дело становится на определенные рельсы, уже не требуется столько внимания, потом уже можно чуть-чуть выдохнуть.
— Вам уже удалось выдохнуть?
— У нас никогда ничего не останавливается. Что-то удается лучше, над другим приходится работать дальше. Все так быстро меняется, особенно у нас в стране. Например, если раньше какие-то кредитные ресурсы были для бизнеса просто недоступны, сейчас даже есть из чего выбирать. Если раньше поддержку городской администрации получить было достаточно проблемно, то теперь откликаются на каждое наше обращение — это дает нам новый импульс.
— Для вас есть предел?
— Конечно, предел есть, но это собственные границы, которые установишь. Промышленное производство это не торговля. Здесь все намного сложнее, велика инерция: эффект любого решения, которое мы принимаем сегодня, виден не сразу, а через год, два, а то и через три. Например, приобретение новой единицы оборудования. Эффект от ее внедрения можно проследить только через какое-то время, тогда же и оценить, насколько правильно был сделан выбор. Пока мы везем оборудование, устанавливаем, налаживаем выпуск, продукция уже может стать невостребованной — рыночные предпочтения меняются очень быстро.
— Вы помните свои первые заработанные деньги?
— Да, прекрасно помню. В свое время я зарабатывал в университете, когда учился на факультете иностранных языков. Все студенты факультета иностранных языков всегда зарабатывают репетиторством. Со второго курса я не зависел от родителей, на четвертом у меня уже была своя машина. После института был достаточно успешный проект, который приносил немалый доход. В 2000 году буквально накануне моего дня рождения мне сообщили, что открыта вакансия на должность менеджера по маркетингу в компании «Пластик». Я взвесил все доводы, оценил перспективы бизнеса и то, чем я занимался на тот момент. Мой бизнес был очень доходный, но я не видел в нем перспективы. В то время производство пластика представляло собой буквально два станка. На испытательный срок мне установили такую зарплату в месяц, сколько я до этого мог получить за день. Но я рискнул, прошел испытательный срок, потом был назначен директором по маркетингу, а в 2002 году я возглавил компанию.
— Вы разделяете деньги на легкие и те, которые достаются с трудом?
— Да, конечно. Легкие деньги и тратятся совсем по-другому, они должны быть потрачены быстро. Хотя сегодня ничего подобного нет, я даже не могу предположить, в какой сфере можно заработать сейчас легкие деньги. Я занят в разных проектах, но везде приходится прилагать усилия. Я не говорю, что впахиваю здесь и днем и ночью — это вопрос правильной организации рабочего времени, но, тем не менее на халяву ничего не получится.
— Кстати, о времени. Если добавить к вашей занятости еще и депутатскую деятельность, его как-то совсем не остается.
— Всегда старался свое время распределять. Я не считаю, что руководитель должен выполнять работу сотрудников. В компании должны быть сотрудники, которым ты можешь доверять, делегировать какие-то полномочия. Это аксиома бизнеса: зачем я буду выполнять работу специалиста службы по управлению персоналом, или маркетолога. Я считаю, что под каждую должность должен быть свой функционал, и если должность называется «генеральный директор», то и занимайся предприятием в общем, согласно принятой советом директоров стратегии развития компании. Сотрудники должны выполнять свою работу хорошо, а ты должен понимать, что они делают и отслеживать ее по каким-то контрольным точкам. Хотя к этому я не сразу пришел. Когда впервые был избран в 2004 году, времени стало не хватать. Городской Совет требовал внимания — от этого никуда не денешься. Тогда пришлось немного поучиться пресловутому таймменеджменту. Я стажировался в Гамбурге и среди прочих дисциплин у нас был отдельный предмет: управление проектами и управление временем. Отношение немцев к работе, к своему рабочему времени, собственной эффективности, к желанию постоянно учиться совсем иное, чем у нас. К сожалению, по этим показателям мы еще проигрываем.
— Для себя время остается? Как его проводите?
— Да, я не забываю про себя. Один из моих приоритетов — мой сын, которому 11 лет. Он увлечен авиамоделированием, спортом, велосипедом — все как положено. Он нормальный здоровый парень, который требует внимания и становится с каждым днем все взрослее. Нам действительно интересно вместе проводить время. Также я с удовольствием езжу в филиалы в Самаре, Казани, Москве, проверяю по мере необходимости их деятельность, но делаю это не по принуждению. Присутствуют и какие-то элементарные вещи — спорт, книги и прочее.
— Вернемся к работе. Какие принципы должны быть у предпринимателя?
— Необходимо следовать деловым принципам. Кстати, принципы в бизнесе и политике абсолютно разные. В бизнесе мы привыкли, если есть договоренность, то это стопроцентно должно быть выполнено, иначе с тобой никто не будет иметь дело. В политике не так. Если есть какие-то договоренности, не факт, что все случится. На первом этапе меня это очень смущало.
— Наверное, вы согласитесь, что начинать десять или пятнадцать лет назад было несколько проще, чем сейчас. В чем причина, а может быть, даже ошибка тех, кто открывает свой бизнес сегодня?
— Предприниматель, по сути, это человек, который готов брать на себя риски. Это деятельность неспокойная. Многие жалуются, что без помощи со стороны у них ничего не получится. Изначально установка, чтобы кто-то за тебя что-то делал — неверная. Некоторые говорят, что их продукцию не покупает город. Сделай так, чтобы купили! Я не говорю, что идеально работают конкурсные процедуры, ведь там принимается во внимание только ценовой фактор. Это не верно, надо смотреть еще и на качество. Самое дешевое нельзя сделать качественно — это аксиома. Если хочешь предлагать дешевле, совершенствуй бизнес-процессы, регулируй это. В любом случае это требует работы, а говорить: «Город, купи, потому что мое производство стоит в Оренбурге», я не могу.