МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Оренбург

Первые леди губернии

Кто варил борщ и гладил рубашки губернаторам нашего края

Если в дореволюционный период первые леди губерний старались походить на императриц, только в провинциальном масштабе, то в советский период супруги первых секретарей обкомов компартии чаще всего оставались в тени мужа. Да и само понятие «первая леди» в Советском Союзе считалось издержкой загнивающего буржуазного мира, с которым в Стране Советов давно было покончено.

В восемнадцатом столетии женщины во многом оставались бесправными, были они представительницами светского общества или самых низов.

Тем не менее интерес к жизни, внешности, одежде, привычкам, особенностям характера тех женщин, которые волею судьбы были вознесены на вершину власти, неистребим. Каков бы ни был масштаб их личности, они навсегда останутся в истории как жены руководителей. Первая публикация на эту тему посвящена супругам генерал-губернаторов и губернаторов Оренбургской губернии в 18–20 веках.

Их удел — благотворительность

Традиционно роль супруг первых лиц как страны, так и регионов сводится к занятиям благотворительностью и к тому, чтобы подчеркивать достоинства мужа — обычно на это уходит все их свободное время. Но такой деятельность жен первых лиц губернии тоже была не всегда. Первые руководители края, которые именовались «губернаторы Оренбургские и Самарские», чаще всего назначались императором всего на несколько лет, поэтому, приезжая в Самару или Оренбург, они воспринимали свое назначение как командировку. Соответственно, их семьи жили в столице, лишь изредка приезжали навестить своих супругов и отцов. В восемнадцатом столетии женщины во многом оставались бесправными, были они представительницами светского общества или самых низов. И только с середины девятнадцатого столетия их положение значительно улучшилось, проявилось это и в роли жен первых руководителей губерний. Именно с этого периода и начинают появляться в городах различные благотворительные организации в помощь обездоленной части общества.

В архивных документах сохранились упоминания именно об этой части жизни некоторых жен губернаторов. Первые благотворительные организации в губернии появились в конце восемнадцатого столетия. Как правило, их деятельность активизировалась в неурожайные голодные годы, во время войн, стихийных бедствий или эпидемий.

Так, в середине девятнадцатого столетия супруга губернатора Мария Обручева устроила «лотерею дамских работ» для сбора средств на детский приют, в местном театре был дан благотворительный спектакль. Кроме того, устроена подписка среди жителей. Все эти мероприятия принесли доход в общей сложности 1261 рубль 88 копеек.

Сохранившийся «Протокол заседания Оренбургской городской думы», состоявшегося 12 июня 1869 года, свидетельствует, что жена генерал-губернатора Олимпиада Кирилловна Крыжановская ходатайствовала об отводе дворового места по Кадетскому переулку (ныне пр. Коммунаров) для постройки столовой неимущим горожанам.

Решением городского управления такое место было предоставлено. Приют был построен, по желанию Олимпиады Крыжановской он был назван «Ольгинским» по случаю смерти дочери Ольги. Строительство приюта велось на пожертвования. Торжественно открыт и освящен он был в 1873 году. После открытия приют существовал как пристанище для детей-сирот.

Согласно архивным данным, другая супруга оренбургского губернатора, Мария Ивановна Барабаш, в августе 1900 года была избрана председателем Оренбургского дамского комитета Российского общества Красного Креста.

В том же направлении работала супруга губернатора Ершова. Елена Михайловна на исходе девятнадцатого столетия организовала открытие дешевых столовых и чайных.

На страницах печати восемнадцатого и девятнадцатого столетия чаще всего можно увидеть объявления о различных благотворительных вечерах, концертах и пожертвованиях. Все это зачастую проводилось по инициативе жен губернаторов.

В «Очерке о деятельности Оренбургского Городского Общественного Управления за 1887 год» говорится о действиях власти: «Начальник губернии Николай Маслаковец созвал 7 апреля в Общественное собрание местных благотворителей на совещание для изыскания способов первоначальной помощи пострадавшим. По почину епископа Макария было собрано более тысячи рублей (огромные по тем временам деньги). Распределением пособий и назначением всякой иной помощи занимался местный комитет о бедных под председательством ее превосходительства супруги губернатора Юлии Маслаковец... С тою же благотворительной целью по ее инициативе затевался спектакль и дано представление в цирке Камчатного».

Пуховых дел мастерица

Пуховязание, один из главных промыслов края в девятнадцатом и двадцатом веках, обязано своим развитием и ростом супруге губернатора Елене Ершовой (в девичестве — Леонтьева). Оренбургский край в те годы нередко подвергался засухе и, как следствие, неурожаям, поэтому власти губернии видели в пуховом промысле источник, который поможет занять часть населения и обеспечить его проживание. С этой целью они стали закупать продукцию у кустарей для дальнейшей ее реализации. Пример подала Елена Михайловна. Желая хоть немного повлиять на ситуацию, она столкнулась с тем, что продукция зачастую была низкого качества. Поэтому, скупая пуховые изделия, она стала требовать его улучшения. Для этого организовала службу, которая следила за изготовлением пуховых платков. Обязательным было требование к пуховязальщицам, чтобы те использовали только чистый пух, без добавления хлопчатобумажной или шелковой нитей.

Требование Елены Ершовой пуховницы старались выполнять, сама же супруга губернатора наладила тесные контакты с кустарными складами в Санкт-Петербурге и Москве, куда бесперебойно отправлялись платки для сбыта. Кроме того, она задалась целью избавить мастериц от скупщиков, которые нещадно обманывали бедолаг. Для этого в Оренбурге повсеместно стали открываться артели пуховниц. А в 1913 году по ее инициативе были открыты учебные курсы пуховязальщиц.

В ноябре 1894 года Елена Ершова сопровождала супруга в Москву по случаю коронации императора Николая II. В качестве дара Елена Михайловна вручила императрице Александре Федоровне искусно связанную шаль из чистейшего козьего пуха.

Корреспондент «Оренбургского листка» писал в те времена: «За такое высокое покровительство со стороны супруги начальника губернии признательны все казачки губернии, а особенно Новоорской и Таналыцкой станиц Орского уезда. Своим участием она принесла много пользы и способствовала оживлению и процветанию означенной отрасли промышленности, а также повышению домашнего благосостояния производительниц».

Благотворительными делами прославилась супруга последнего губернатора края Михаила Тюлина. Так, в 1915 году она организовала сбор средств для Оренбургского губернского отдела Всероссийского общества попечительства беженцев. Всего Евгения Яковлевна собрала 775 рублей, на эти деньги было закуплено более трех тысяч мешочков с подарками.

Жены в тени своих мужей

Информация об остальных супругах правителей края крайне скудна и носит только сведения об их именах и краткое содержание жизни. Так, у известного основателя губернии Василия Перовского за всю его жизнь вообще не было жены, был только внебрачный сын, который умер еще в молодости. А знаменитый историк, писатель и губернатор Василий Татищев был женат на Авдотье Андреевской. Однако семейная жизнь у них не сложилась, и в 1728 году Василий Никитич обратился в Священный синод за позволением на расторжение брака. От брака с Авдотьей осталось двое детей — дочь Евпраксия и сын Евграф.

Иван Неплюев, сделавший немало для развития и становления Оренбуржья, был женат на Феодосии Федоровне, которая очень рано умерла, во время его киевского губернаторства. Через некоторое время он женился во второй раз — на Анне Федоровне. Вместе с молодой супругой он приехал после назначения в Оренбург. Вторая жена тоже скончалась рано, во время одного из визитов губернатора в Орск.

Губернатор Василий Урусов был женат на княгине Прасковье Долгоруковой, в этом браке родилось семеро детей.

Супругу губернатора Дмитрия Волкова звали тоже Прасковьей, ее девичья фамилия была Никитина. Волковы тоже были многодетной семьей — имели шестерых детей.
А вот губернатор Осип Игельстрем пленился красотой дочери казахского хана Нурали, звали ее Той-Кара. Губернатор за ласки Той-Кары выхлопотал ей титул княжны и пастбищное место в окрестностях Оренбурга для ее стад. Ловкая киргизка имела огромное влияние на Осипа Андреевича.

О жене губернатора Александра фон Пеутлинга, Анне Петровне, сохранились сведения о том, что после смерти мужа она с шестью детьми осталась в крохотном имении под Уфой и несколько раз обращалась к тогдашнему губернатору края князю Волконскому за помощью.

Сам же губернатор Григорий Волконский, отец известного декабриста, был женат на княжне Александре Репниной, которая была обер-гофмейстериной Высочайшего императорского двора и статс-дамой. В Оренбурге никогда не была, навещали отца только его сыновья Николай и Сергей (будущий декабрист), их приезд состоялся в 1808 году.
В большинстве своем жены губернаторов края оставались в тени своих начальствующих мужей, многие из них воспринимали назначение мужа ссылкой в далекий дикий край. Известно, что жена Ивана Неплюева, Анна, заливалась горькими слезами, когда узнала о том, что ей придется отправиться вместе с мужем в бескрайние степи.
 

Читайте «МК в Оренбурге» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах