В марте текущего года депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили внести поправки в Закон «Об образовании в РФ» и перевести всю начальную школу на пятидневную учебную неделю. Главная причина — школьники перегружены. Кроме того, при шестидневке у детей не остается времени на общение с родителями, да и успеваемость при пятидневной учебной неделе оказывается выше, чем в тех школах, где учатся в субботу.
Действительно, шестидневка — головная боль и для детей, и для родителей. При современной нагрузке выходных у ребенка практически нет, ведь воскресное время отводится для подготовки домашнего задания. А так как родители практически учатся вместе с детьми, то и они не успевают отдохнуть.
В настоящее время в Госдуму РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 66-ю Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», документ предполагает переход 1–9 классов на пятидневную учебную неделю с учетом максимальной образовательной нагрузки и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям. Переход на пятидневную учебную неделю или шестидневную образовательное учреждение принимает самостоятельно.
А как обстоит дело в Оренбурге и области с переходом на пять учебных дней? Чтобы узнать это, мы задали и. о. министра образования Оренбургской области и начальнику управления образования администрации города вопросы: планируется ли переход на пятидневку в школах Оренбурга и Оренбургской области? В каких школах? В каких случаях есть возможность отказаться от шестидневной учебной недели? Изучалось ли мнение учеников, учителей, врачей, психологов, родителей? Выяснялась ли необходимость и возможность ввода в школы Оренбургской области пятидневной учебной недели?
В министерстве образования Оренбургской области нам ответили, что все же лучше придерживаться шестидневной недели для более качественного усвоения учебных программ.
Начальник управления образования Нина Гордеева лишь сослалась на некоторые положения Российского Законодательства об образовании. То есть ответов не последовало.
А как сами учителя? На наши вопросы ответила Кристина Сивохина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 1 города Оренбурга.
— В Сети Интернет, в СМИ прошла информация о повсеместном переходе школ России на пятидневную неделю с первого по девятый класс. И этот переход будет оправдан. Сейчас образование встало на позицию уклона к семейному воспитанию. Наконец-то, спустя 20 лет после Советского Союза мы поняли, что семья — это один из важнейших инструментов в воспитании и развитии ребенка. И это на самом деле так.
Что сейчас получается? Ребенок находится в школе шесть дней и видит своих учителей больше, чем родителей, а в седьмой день недели вынужден заниматься опять же уроками. На общение друг с другом времени остается крайне мало.
Много лет подряд наше здравоохранение говорит о том, что процент здороворожденных детей снижается. И каждый год очень сильно. Конечно, такая серьезная шестидневная нагрузка не плюс к укреплению здоровья. Почему винят школу в этом? Потому что школьник, как правило, хоть и ввели три часа физкультуры, динамические минутки, все равно большую часть времени проводит сидя за партой. Для детского организма это серьезная нагрузка. Отсюда и сколиозы, и проблемы желудочно-кишечного тракта.
Освобождая субботу от уроков, мы даем возможность ребенку развиваться вне школы. То же допобразование, секции, кружки, да и просто прогулки на свежем воздухе являются большим плюсом. Поэтому такая неделя должна себя оправдать. Не случайно когда-то она была в начальной школе.
С другой стороны, есть определенные минусы. В начальной школе ученик привыкает к определенному ритму жизни, и, переходя в пятый класс, он вынужден сталкиваться со стрессом. Мало того что наступает адаптационный период к предметам, учителям, новому образу жизни, еще и прибавляется шестой учебный день. Поэтому и идет разговор о том, чтобы ввести пять школьных дней до девятого класса.
У некоторых учителей существует мнение о том, что пятидневка вредна из-за увеличения нагрузки на остальные учебные дни. Я бы не сказала, что это так. Количество учебных часов при пяти днях сокращается. Если при шести во 2-м, 3-м, 4-м классе максимальная нагрузка — 26 часов, при пятидневке — 23, 24 часа. Ребенок не будет сильно нагружен в эти дни. Другое дело, что у учителей могут возникнуть некоторые финансовые неудобства. Ведь если мы сокращаем учебное время по часам для ребенка, то и для учителя оно сокращается, что ведет к финансовым вопросам.
У нас в гимназии по субботам всегда проходят различные праздники. На школьников ложится двойная нагрузка — он вынужден посетить уроки, а потом еще и пойти на мероприятие.
Мы планируем перевести начальные классы на пятидневную учебную неделю с нового учебного года. Средние классы пока не будем трогать. Когда малыши этого года дойдут до пятого класса и мы увидим положительное зерно по здоровью и другим показателям, тогда, возможно, продолжим.
Устами школьника
Учиться по субботам младшим классам — прерогатива учебных заведений с углубленным изучением языков. Общеобразовательные же могут позволить детям и взрослым высыпаться два раза в неделю. Те, кто лишен такого удовольствия, жалуются на усталость, нехватку времени на кружки и секции, перегрузку информацией.
— Конечно, было бы побольше свободного времени. Когда один выходной, то ты успеваешь только подготовиться к школе. А иногда и одного дня мало, — рассказала Даша Годованник, выпускница лицея № 1 города Оренбурга.
— Очень хотелось бы пятидневку. Мы совсем не успеваем отдыхать и делать уроки, один выходной — это очень-очень мало. В субботу у нас алгебра, литература, английский язык и еще час классного руководства. Иногда экскурсии и праздничные мероприятия, — поделилась Лиза Коваленко, ученица восьмого класса СОШ № 4 из поселка Переволоцкого Оренбургской области. Плюс ко всему Лиза два раза в неделю вечером после уроков ходит в секцию волейбола.
На сегодняшний день реализация этой программы не выглядит невыполнимой. В сотнях школ России давно уже ввели пятидневку. При этом процесс выстроен таким образом, что нет нарушений санитарных норм и правил, соблюдаются все требования министерства. Образовательную программу дети получают в полном объеме.
Справка МК
Из федерального государственного стандарта начального общего образования: количество учебных занятий за четыре учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов; время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Мнение эксперта
Николай Иванов, учитель, методист, завуч, директор школ города Оренбурга. Работник института повышения квалификации. Общий учительский стаж около сорока лет.
— Мое педагогическое ученичество было большим. Со студенческих лет помню активную пропаганду различных методов обучения, воспитания в практике образовательных учреждений. Это методы Занкова, Эльконина, липецкий и ростовский методы, производственное обучение, комплексный подход к воспитанию, перевод младших школьников на трехлетнее, четырехлетнее воспитание, обучение по Шаталову, воспитание по Макаренко, коммунарскую методику академика Иванова, учителей-новаторов, классы и школы продленного дня, пришкольные интернаты, а также семилетку, восьмилетку, одиннадцатилетку и, конечно, шестидневку и пятидневку.
Думаю, все происходящее сейчас в школе зависит от руководителя и состава педагогических кадров. Если есть умные, увлеченные, любящие детей профессионалы — будут результаты. Если есть база в школе, могут быть разнообразные режимы — и пятидневки, и шестидневки, и школы продленного и полного дня. Главное — разумный подход, создание хорошего школьного микроклимата, чтобы всем было комфортно: учителям, детям, родителям. Надо стараться дать оптимальную учебную, спортивную, трудовую нагрузку, предоставить каждому расти самому по себе, научить работать в коллективе и нести добро и пользу себе и окружающим. Тогда будут результаты независимо от количества учебных дней.