Тема, обсуждается не первый раз, несмотря на это, актуальных вопросов в реализации алкогольной продукции остается много.
В ногу с законом
В первую очередь участники круглого стола обсудили, каким образом соблюдаются требования законодательства в сфере реализации и потребления алкогольной продукции на территории города Оренбурга. За прошедший год федеральное и муниципальное законодательства вновь претерпели ряд изменений. Новшеств не так много, но они существенно меняют правила. Касаются они в основном правил размещения объектов торговли рядом с социальными учреждениями. Между тем в одночасье быстро переместить магазины не получается. Сейчас реализацией алкогольной продукции в областном центре (за исключением пива) занимается 951 объект, с учетом пива эта цифра составляет 1500 объектов. Без нарушений новых правил, конечно же, не обходится. При этом муниципалитет не имеет самостоятельных полномочий по пресечению нарушений, поэтому к данной работе привлекаются правоохранительные органы.
– В рамках полномочий полицией и министерством экономического развития проводятся профилактические мероприятия, осуществляется изъятие алкогольной продукции. За прошедший год было обследовано более четырехсот предприятий, нарушения выявлены на 101. Во-первых, это увеличение потока контрафактной алкогольной продукции из Казахстана. Во-вторых, реализация алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, в которых не созданы условия для ее продажи. В связи с тем, что у правительства Оренбургской области есть дополнительные права по введению ограничений, администрация города Оренбурга в течение года обращалась с рядом предложений. В том числе и с введением запрета на реализацию алкоголя в ночное время, – отметил Алексей Широбоков, председатель комитета потребительского рынка, услуг и развития администрации города Оренбурга.
В конце прошлого года администрацией города было принято постановление «О выделении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции». По поручению Евгения Арапова, главы администрации города Оренбурга, до конца февраля комитету потребительского рынка совместно с округами необходимо по каждому объекту оформить территорию с тем расстоянием, которое предусмотрено в законодательстве. Документом установлено минимальное расстояние (для образовательных, медицинских, военных, спортивных организаций) до границ прилегающих к ним территорий.
– Мы выбрали золотую середину. Для объектов торговли определили 20 метров, где нельзя размещать торговые точки при наличии у организации обособленной территории. И 50 метров при отсутствии у объектов обособленных территории, – пояснил Алексей Александрович.
Свести потери
к минимуму
Как на региональном, так и на муниципальном уровнях власть постаралась сделать все, чтобы принятие данных ограничений было не в ущерб предпринимателям.
– В прошлом году от предпринимателей поступило предложение минимизировать потери от данного постановления. Мы его постарались учесть. В первоначальном проекте мы устанавливали 20 метров. Прокуратура города Оренбурга настаивала на том, чтобы мы установили более ста метров. Но нам удалось ввести 50 метров, – пояснил Алексей Александрович.
В целом же все принятые меры, по единогласному мнению собравшихся, направлены на ограничение физической и экономической доступности алкогольной продукции для населения.
Засилье алкоголя из Казахстана
Еще одной проблеме предприниматели и представители власти уделили особое внимание. Касается она распространения на нашем рынке алкогольной продукции из Казахстана. Дешевый и суррогатный алкоголь заполонил нелегальный рынок города. К такой ситуации привело снятие таможенных ограничений.
– Объем реализации алкогольной продукции в последние месяцы у нас резко падает. Люди уже приходят к нам выпившими, если идет банкет, то привозят свой алкоголь, и в основном это продукция из Казахстана. Поэтому вопрос нужно уже поднимать на самом высоком уровне, так как явление принимает угрожающий характер, – рассказывает Сергей Иванов, директор ООО «Стелс».
Правительство области вышло с законодательной инициативой на федеральный уровень. Проблема касается нескольких приграничных областей, поэтому данный вопрос на федеральном уровне находится в разработке.
– Вопрос тут намного глубже и прежде всего он связан с низкой осведомленностью населения области. Люди просто не знают, что собой представляет водка из Казахстана. Мы несколько раз проводили лабораторный анализ. Итоги таковы: в ней содержится большое количество сивушных масел, превышается содержание изобутилацетата, уксусной кислоты. Отмечено наличие ацетона, также ряд ингредиентов вообще не были определены. Та водка, которая поступает к нам из соседнего государства, изготовлена из спиртов, не предназначенных для пищевого потребления, – сделала вывод Евгения Прокофьева.
При этом представители власти отмечают, что по каждому факту обращения граждан совместно с полицией проводится проверка и изъятие контрафактной продукции. С этой целью открыта горячая линия по телефону 77-30-37. Для того чтобы коренным образом изменить ситуацию, необходимы перемены в законах на федеральном уровне. Один из выходов предприниматели предложили: сделать более доступной отечественную продукцию. В частности, прекратить политику повышения цены на водку.
То, что диспаритет цен стал причиной распространения казахстанской водки, представители власти не отрицают. Но это политика федерального уровня и она будет продолжена, так как основана на зарубежном опыте, когда рост цены на алкоголь приводит к снижению потребления.
Диалог власти и предпринимательского сообщества в целом оказался полезным для обеих сторон. Подобные встречи позволяют обсудить острые и спорные вопросы, наладить взаимовыгодную работу, направленную на сохранение и развитие малого бизнеса.