Третий — лишний

Придет ли регби в школьные спортзалы?

Уже десять лет в школах Оренбургской области третий урок физкультуры прочно занимает свое место в расписании занятий. У детей есть возможность посвящать больше времени играм, бегу и другим видам физических нагрузок. Но не все ученики активно проводят эти часы.

Придет ли регби в школьные спортзалы?

Зал пустой, лавочки заняты…

Желанием заниматься физкультурой школьники не горят, однако делать это им приходится. А в итоге: полупустой спортивный зал с маленькими группками любителей погонять мяч. И если для младших и средних классов такие занятия — верный способ отдохнуть от умственных нагрузок и огромного объема информации, то для одиннадцатиклассников третий урок не в радость. Зачем впустую тратить время, которое бы очень пригодилось для подготовки к ЕГЭ? Да и так ли необходим лишний час физической культуры?

История вопроса

В 2003 году в некоторых школах Оренбургской области стали вводить третий урок физкультуры. А уже к 2013 году он появился в расписании всех школ. Цель такого эксперимента —

повышение интереса у детей к спорту, оздоровление растущего поколения. По мнению Министерства образования Оренбургской области, «введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений области в 2003 году было продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности».

Министерством образования и науки РФ рекомендованы к использованию в образовательном процессе программы по регби, гольфу, теннису, настольному теннису для учащихся 1–4 классов, фитнес-аэробике для учащихся 8–11 классов.

В 2013–2014 учебном году в общеобразовательных организациях области работают 1232 учителя физической культуры. Из них в городских школах — 463 человека, в сельских — 769 преподавателей. В настоящее время вакансии учителей физкультуры в школах области отсутствуют.

Цифры с трибун

Как считают в министерстве образования, свидетельством результативности внедрения третьего часа физкультуры являются улучшение показателей при участии оренбургских школьников в спортивных состязаниях различного уровня.

Кроме того, в области расширяется спортивно-оздоровительное движение. В 2013 году в регионе в 13-й раз прошел фестиваль школьников «Президентские состязания», в котором было задействовано около 90 % школьников области. В третий раз были проведены «Президентские спортивные игры» с участием 57,5 % учащихся. Причем на протяжении трех лет оренбуржцы занимают призовые места.

По информации Министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области следует, что охват детей и подростков третьим уроком физической культуры, дополнительными динамическими и спортивными часами к общему числу школьников возрос с 95,2 % в 2006 году до 98 % в 2010 году и до 100 % в 2011 году. В школьных спортивных секциях занимается 7065 учащихся. Победителями и призерами соревнований российского и выше уровней с участием спортсменов школьного возраста в 2013 году стали 142 чел.: 1-е место — 45, 2-е место — 48, 3-е место — 49. В 2012 году: всего 188 чел.: 1-е место — 68, 2-е место — 49, 3-е место — 71.

На деле…

По всем показателям министерства образования эксперимент дал положительные результаты: и интерес увеличился, и призеров стало больше.

А вот, например, Олег Орестович Назмутдинов, тренер-препо-даватель по баскетболу ДЮСШ-5 «Орбита», говорит, что третий урок физкультуры ни при чем: «Количество занимающихся в спортивных секциях осталось неизменным. Рвение детей увеличилось, но причина тому, скорее, личная заинтересованность каждого молодого спортсмена в укреплении своего здоровья».

Опрос учеников моей школы также выявил, что, в основном, все дети не видят смысла в нововведении. «Третий час никак не повлиял на интерес к занятиям физкультурой. Ведь нормативы никто не отменял, а хотелось бы больше игр», — сказали одни. «Перемен существенных нет», — добавили другие. Но почему же современные школьники не стремятся на уроки здоровья?

— Многим детям не под силу сдавать нормативы или просто хорошо сыграть в волейбол или футбол. Они стесняются своих неудач перед одноклассниками. Отсюда и нежелание ходить на уроки. Лет 20 назад картина была другой. Дети были более спортивны. Хотя и прогульщиков хватало, — поделилась своим мнением учитель физкультуры Людмила Васильевна Туркова.

Выходит, еще один урок физической культуры — лишний час страха, натянутых струн души учеников.

Насильно мил не будешь

Судя по ответу министерств, результаты растут, учителя есть в необходимом количестве, спортзалов хватает. А дети почему-то все больше сидят на лавочках вдоль стен.

Сколько физкультуры ни делай, ясно одно: пока занятия не станут интересными, веселыми, по-настоящему оздоровляющими, ученики так и будут избегать встречи с очередным скучным и ненужным часом школьного спорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру