Зеленые экстремалы

Что вырастает при +65?

Растительный музей под открытым небом. Уникальный для степной зоны объект — ботанический сад — на бумаге появился еще в 1997 году. Об этом гласил приказ ректора Оренбургского госуниверситета. В реальности первые работы по созданию ботанического сада начались только в 2006 году. Сотрудники вузовского подразделения стали обрабатывать и засаживать участок площадью порядка двух гектаров на Шарлыкском шоссе. Вскоре (в 2010 году) открылась вторая площадка сада — по улице Терешковой.

Что вырастает при +65?

Подарите дерево — мы будем благодарны

— Здесь была, грубо говоря, производственная помойка: бетонные плиты, металл, щебенка… — начинает экскурсию по участку директор Ботанического сада ОГУ, кандидат биологических наук Светлана Нигматянова. — Для того чтобы начать сажать, мы целый сезон чистили территорию, вырубали клены, вывозили мусор.

По замыслу музей живой природы должен одновременно решать три задачи: быть хранилищем растений (которые позже можно будет использовать в озеленении города), научно-исследовательской базой для биологов, центром образовательной и культурно-просветительской деятельности.

— Проект был создан заранее, участок разбили по ландшафтному принципу — есть аллеи, водоем. Первый материал — то, что сейчас самое высокое — тополя, липы, березы, яблони, лиственницы, ясени, рябины — мы привозили из казанского питомника, — продолжает Светлана Эдвардовна.

Мы входим в маленькие воротца, и сухой знойный воздух быстро сменяется приятным ароматом цветущих роз и влагой, которую дает местный водоем рядом с альпийской горкой. Самые старшие и быстрорастущие деревья успели преодолеть двухметровую высоту, хвойные, что растут гораздо медленнее, едва достигли полуметра.

— Сколько здесь всего растений?

— Более трех тысяч, каждое из них регистрируется и размещается согласно схеме посадки. Присваивается номер, который соответствует номеру по каталогу, — Светлана Эдвардовна показывает металлическую табличку с выбитыми на ней цифрами у корня куста. — Инвентаризацию мы проводим осенью.

Куплены только первые саженцы, после растительный фонд пополнялся исключительно «подарками» старших садов. Помогает членство в Совете ботанических садов Урала и Поволжья. В организации существует принцип: во время ежегодной сессии Совета делиться всем, что есть, обмениваться и распространять редкости.

— В этом году заседание проходило в Уфе. Оттуда мы привезли около 130 сортов и видов растений — таксонов. Сейчас занимаемся их посадкой.

Просим университет выделить машину, чтобы привезти уникальную коллекцию клематисов — у них более 230 сортов, в Волгограде занимаются их селекцией. Коллеги из Ижевска знали, что мы испытываем дефицит в материале. У них как раз готовилась машина к отправке в Казахстан, и они предложили по пути взять какие-то саженцы. Мы выбрали из предложенного списка интересующие нас образцы. Денег на посадочный материал университет не выделяет.

— А как насчет подкормки растений, земля здесь по внешнему виду не самая плодородная, — интересуюсь я, пользуясь знаниями начинающего садовода.

— Здесь ничего не удобрялось, поэтому бедные наши растения выживают, как могут, — директор показывает на пожелтевшие листья кустов, — азота не хватает, надо бы подкормить. Когда уже совсем растение погибает, я за свой счет покупаю удобрение — мне жалко растение, особенно если оно в единичном экземпляре. Обрабатывать все на территории в два гектара возможности нет.

Зато техникой малый участок ботанического сада обеспечен: есть минитрактор, мотоблоки, косилки, только вот не всегда есть те, кто всеми этими машинами управляет.

— Рук у нас не хватает. По штатному расписанию восемь ставок рабочих, сейчас трудятся шесть человек, и это с учетом начала освоения нового участка! — уточняет она. — Рабочие получают десять тысяч рублей. Молодежь предпочитает такие деньги зарабатывать в конторе под кондиционером. Рабочих мы набираем только на сезон — людей зимой озадачить нечем.

— Студенты профильных специальностей не помогают?

— Практику здесь проходят студенты химико-биологического факультета. В этом году пришли две будущие выпускницы, которые на основе работы в ботаническом саду будут готовить дипломные работы. Аспиранты пишут свои труды на нашей базе, сегодня их двое. Например, одна из работ по сирени, но чтобы провести исследование, необходимо сначала создать коллекцию. Я сама защитилась в прошлом году по декоративным яблоням.

Без коммерции

— В саду бывают посетители?

— Проведение экскурсий было нашей инициативой, мы просто хотели показать, что у нас в городе уже есть ботанический сад — пусть небольшой, открытый, но есть, и представленное здесь растительное разнообразие уникально. Экскурсии у нас бесплатные, мы их проводим раз в неделю по пятницам по предварительной записи. Разработали тематику экскурсий для людей разного возраста: студентов, школьников, прочих посетителей.

— А почему вы не берете хотя бы небольшие деньги за вход?

— В положении о ботаническом саде не прописана коммерческая деятельность, но в принципе мы можем создать на базе вуза малое предприятие и через него зарабатывать, но придется и налоги платить. Если сегодня сделать экскурсии платными, то необходимо вводить должность кассира (тоже дополнительные расходы), либо отправлять людей оплачивать входной билет в главном корпусе ОГУ, а дорога займет около часа — никто на это не пойдет.

— У вас здесь красиво, фотографы не просились?

— К нам обращались с просьбой провести свадебную фотосессию, но мы пока отказываем. После массового посещения сада красоту часто приходится долго восстанавливать. Не удобен и график — мы не работаем в субботу, а в пятницу здесь полно студентов. Сейчас у нас нет интереса заниматься коммерцией, потому что даже если будут деньги, они все поступят в вуз, и не факт, что потом вернутся к нам. Не оправдал себя и опыт с продажей излишков саженцев: для нас создали такую сложную схему оплаты, что желающие приобрести растения вынуждены были отказаться.

Стройка века

У вуза есть причины экономить на финансировании отделения ботанического сада, что на Шарлыкском шоссе. Немалые деньги вкладываются в основной участок на Терешковой. За неполных три года на территории площадью 24,5 га сделано немало. Там пробурили две скважины, сделали систему полива по всей территории, начали строить дороги, уложили бордюры, по всему периметру установили металлическое ограждение. На новом участке уже высажены липовая, каштановая и березовые аллеи, есть демонстрационный плодовый участок.

— В 2010 году по всему периметру посажена лесная полоса, потому что участок был полностью открытым. В прошлом году там высадили коллекцию сирени. На осень запланированы также большие посадки. Сейчас мы занимаемся выращиванием кизильника — его потом пересадим на центральную аллею и сформируем живую изгородь. На новом участке запланировано два водоема, стоимость их строительства порядка пяти миллионов рублей, поэтому сказать, когда их обустроят, никто не берется. Хотя он создает микроклимат, значительно повышая влажность воздуха, что важно для растений, — объяснила Светлана Эдвардовна.

Руководитель ботанического сада признается, что больше всего ей хотелось бы реализовать проект сада чувств. Идея создать специальное пространство, где слабовидящие или тотально слепые люди, а также инвалиды-колясочники могли бы знакомиться с растительным миром, появилась давно.

Годы — богатство

Считается, что ботанический сад формируется в течение 25 лет, поэтому нынешний вид участка на Шарлыкском шоссе — только контуры будущего шедевра. Сегодняшняя забота — сохранять и приумножать уже созданное. Спасать приходится в первую очередь от воздействия резко-континентального климата. За последние десять лет почва в Оренбурге стала прогреваться сильнее: температура изменилась с 54 до 60 с лишним градусов.

— Чего мы только не придумываем: брызгалки свои сооружаем, создаем людям особый режим работы — стараемся поливать во второй половине дня и до позднего вечера, рабочим приходится трудиться в выходные и праздники. Каждому дождю мы радуемся, как манне небесной, — рассказывают сотрудники.

А еще есть вариант, что университет будет вынужден отказаться от территории ботанического сада на Шарлыкском шоссе, что находится в аренде у муниципалитета. Зыбкое состояние с землей — вторая причина опасности для сада. Многолетний труд людей, создающих ботанический сад, не защищен законом. Этот участок запросто могут отдать под стадион или очередной торговый комплекс, если все силы и средства пустят на основную территорию и «пробный» участок решат закрыть. Под свою защиту сад может взять муниципалитет, если рукотворный объект признают памятником природы. Тогда Оренбург сможет похвастаться наличием двух уникальных для нашей климатической зоны ботанических садов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру