Утром — деньги, вечером — закон

Тема незаконного взимания платы за перемещение автомобиля на штрафплощадку, если владелец нарушил правила стоянки, стала предметом разбирательства для органов прокуратуры и федеральной антимонопольной службы. Возмущенные несправедливым требованием денег люди (большинство которых сведущи в правовых вопросах), жаловались и настаивали на возвращении двух тысяч рублей — таков средний размер уплаченного не по закону.

Утром — деньги, вечером — закон

«МК в Оренбурге» уже писал в декабре прошлого года о внезапном исчезновении припаркованных в центре города машин. Автовладельцы, «не заметившие» знака «Стоянка запрещена», вынуждены вызволять своих железных коней со специализированных стоянок и впредь. Госавтоинспекция по-прежнему считает эвакуацию одним из эффективнейших методов борьбы с заторами на узких улочках центра города. А выполняющие функции «чистильщиков» работники коммерческих фирм в накладе оставаться не собираются и хотят получать за свои труды достойное вознаграждение. В Оренбурге мимо закона они это делали семь с половиной месяцев: с июля 2012-го по 15 февраля 2013 года.

Кто кого защищал

Итак, восстановим хронологию событий вокруг эвакуации авто. В первую очередь данную процедуру на федеральном уровне регламентирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Одна из его статей гласит, что «расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства (…) возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства». То есть оплачивать работу службы эвакуации должен тот, кто оставил автомобиль в неположенном месте. Стоит отметить, что КоАП РФ был принят в 2001 году, и данная статья в его последующих редакциях оставалась в прежнем виде. Тем не менее в 2003 году появляется в нормативной базе Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку…» и в редакции от 2009 года в нем действует пункт 6-й, который гласит, что плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается. Плату за последующее хранение должны установить субъекты Федерации, что и было сделано Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в июне 2010 года. Предел для легковушек был определен на уровне 63 рублей в час.

— Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях порядок перемещения и хранения задержанных транспортных средств, а также тарифы за перемещение и хранение автомобилей на специализированной стоянке устанавливаются субъектом Российской Федерации. В 2012 году в Законодательном собрании области проект соответствующего закона был внесен губернатором Оренбургской области. В ходе подготовки указанного нормативного правового акта проводились консультации с правовым управлением УВД по Оренбургской области, прокуратурой области и другими заинтересованными структурами, — пояснил Виталий Степанов, председатель Комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Законодательного собрания Оренбургской области. — Результатом совместной работы стал Закон Оренбургской области, принятый 25 июня 2012 года, и устанавливающий порядок, а также оплату расходов на перемещение и хранение, в том числе определяется орган, к полномочиям которого относится установление указанных тарифов. В Оренбургской области это Департамент по ценам и регулированию тарифов.

Но вот в чем дело, работа этого правительственного органа основана исключительно на заявительном характере. В июле (сразу после выхода областного закона) поступили заявки на утверждение предельного тарифа на эвакуацию от Ясненского, Абдулинского, Соль-Илецкого, Тюльганского, Домбаровского, Октябрьского, Тоцкого районов и городов: Новотроицка, Бузулука и Бугуруслана. В августе вышли официальные приказы Департамента. В Оренбурге, наверняка, посчитали, что в утверждении тарифа нет необходимости — в областном центре же нет заторов, и под знаком никто и никогда не бросает автомобиль. Сельским районам процедура эта явно более необходима!

Возникла еще и вот какая штука: Министерство юстиции России посчитало, что оренбургский закон противоречит Постановлению федерального правительства, в котором говорится о бесплатной эвакуации и первых сутках хранения. Считает и заносит в список нормативных актов с клеймом «коррупционной» составляющей. На основе каких заключений сделан такой вывод, Законодательному собранию Оренбургской области не пояснили. Парламент региона, принимая закон, руководствовался положительным заключением прокуратуры области.

Кто виноват?

Но все это там, в верхах, а на местах люди ежедневно приезжали на улицы Шоссейную или Авторемонтную города Оренбурга и за сумму в размере около двух тысяч рублей забирали свои автомобили. По этим адресам расположились стоянки фирм ООО «ВОА» и ООО «Пик», которые работают по некоему соглашению с ГИБДД области и помогают инспекторам расчищать городские проезды от неверно припаркованного транспорта. Возмущенные автовладельцы стали бить во все колокола. Звон услышали в прокуратуре и в Управлении федеральной антимонопольной службы. Закон фактически фирмами был нарушен в любом случае: работали в противоречии с Постановлением Правительства РФ и без фиксированных Департаментом тарифов.

— В прокуратуры районов города Оренбурга за 2012 год поступило 19 обращений о несогласии с взиманием платы за оказание услуги по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, — сообщил «МК в Оренбурге» начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан советник юстиции А.В. Левахин. — На территории Центрального района нарушения в данной сфере допустило ООО «ВОА», на территории Дзержинского — ООО «Пик». Прокурорами районов города Оренбурга руководителям специализированных организаций внесены представления об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.

19 пострадавших, кто занял активную позицию в отношении действий фирм-эвакуаторов, получили свои деньги обратно. Остальные — нет, по крайней мере прокуратура такими сведениями не располагает. По данным ГИБДД, в осенние месяцы в Оренбурге ежедневно принудительно эвакуировались около 20–30 единиц транспорта. Перемножаем и глаза округляются от сумм, которые за это время могли заработать фирмы. В прокуратуре не умножали, а сказали, что проверить количество собранных с граждан средств можно по бухгалтерской документации. Только вот кто нам ее даст проверить? Видимо, прокурорские работники привыкли, что перед ними в принципе открыты все двери, вот и нас отсылает к открытому ящику с бухгалтерскими отчетами в ООО «ВОА» или ООО «Пик».

— Есть пояснения руководителей организаций, что нарушение закона допустили должностные лица, потому как в организациях локальных правовых актов, устанавливающих взимание платы за перемещение, не выявлено. По фактам незаконного взимания платы должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а незаконно взысканные суммы возвращены. Других фактов в ходе проведения проверок не выявлено, — пояснил старший прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Оренбургской области, младший советник юстиции Николай Турецков.

Теперь от языка официального на язык потребительский. Первое: бесплатно вернуть автомобиль за полгода в Оренбурге отказали только 19 гражданам. Верится слабо, особенно если почитать форумы автомобилистов и поговорить с пострадавшими знакомыми автовладельцами. Наверняка, за полгода заплатить были вынуждены сотни. Второе: нарушителей рублем не наказали. Они вернули лишь то, что взяли незаконно — около 38 тысяч рублей. Наказание для «вымогавших» деньги сотрудников стоя-нок — замечание, выговор или строгий выговор от работодателя. Поэтому не вызывает удивления, что после такого «наказания» нарушали вновь и вновь.

Как будет

30 декабря 2012 года Постановление Правительства РФ, дававшее право не оплачивать перемещение и первые сутки хранения задержанного транспортного средства и противоречившее КоАп, утратило силу. С тех пор оренбуржцы на всех основаниях вроде бы были должны вносить плату за то, чтобы забрать авто со спецстоянки. Но вот незадача: тарифы согласно областному закону для Оренбурга все еще не установлены. Жалоба на действия эвакуаторщиков поступила и в органы ФАС, где рынок услуг изучили полностью и пришли к выводу о системности проблемы.

— Известно, что многие намереваются подавать в нашу службу подобные жалобы, чтобы мы их по существу рассмотрели. Основа проблемы — взимание платы за перемещение и первые сутки хранения, то есть проблема денежная, — рассказал ведущий специалист-эксперт УФАС по Оренбургской области Валерий Домогацкий. — Должен быть установлен тариф. Фирмы подают в Департамент ряд документов, на основании которых разрабатывается тариф, причем такой, чтобы организации могли не только покрыть свои расходы, но еще и прибыль получали.

В ФАС также отметили, что в ходе изучения рынка в отношении ГИБДД был подан запрос. Инспекцию просили разъяснить, каковы критерии отбора коммерческих организаций, осуществляющих эвакуацию авто по звонку инспектора.

— На этот вопрос внятного ответа не поступило, поэтому остается только догадываться, каким образом они отбирают специализированные организации, — заключил Валерий Домогацкий.

15 февраля 2013 года стало торжественным днем для организаций, специализирующихся на эвакуации транспортных средств в Оренбурге. В этот день вышел приказ Департамента, который вывел плату за перемещение из тени. С этого дня фирмы официально имеют право брать за перемещение автомобиля 1940 рублей, и как прежде по 63 рубля за каждый час хранения «легковушки». Кому было выгодно в самом большом населенном пункте области ждать более полугода, чтобы узаконить данную плату, остается только догадываться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру