На такси — в булошную

Когда соотношение цена — качество устроит большинство оренбуржцев?

Так необходимый водительский стаж для работы в такси был уменьшен с пяти до трех лет. Отменено обязательное использование таксометров в случае, если такси везет пассажира по фиксированной плате вне зависимости от пройденного пути. Кроме того, в качестве такси перевозчикам разрешается использовать машину, которая находится в аренде. «МК в Оренбурге» попытался разобраться в том, насколько все же изменился облик такси, качество предоставляемых услуг и почему все же остается теневая сторона этого бизнеса?

Когда соотношение цена — качество устроит большинство оренбуржцев?

Сервис

Звоню в одну из фирм, получаю информацию о том, что ко мне через десять минут подъедет автомобиль «Рено-Логан» белого цвета, с таким-то госномером, стоимость поездки со скидкой составит 110 рублей. «Француз» вполне комфортен, чист, играет ненавязчивая музыка.

Таксист беседу начал с того, что дороги, особенно в частном секторе, забиты снегом. Я же перевожу разговор в нужное для меня русло.

— Эта фирма у меня уже третья, пока все устраивает. Ежедневный план — одна тысяча рублей. Заказы распределяются равномерно. А самое главное, нормальные автомобили, есть своя станция техобслуживания, автомойка. В среднем за месяц получается от пятнадцати до двадцати тысяч рублей. Конечно, выгоднее быть бомбилой, но это если есть свой автомобиль!

Чтобы опробовать «сервис от бомбил», отправляюсь в одно из самых больших мест скопления этой братии — к стоянке рядом с театром музыкальной комедии. Автомобили разных марок выстроены в ряд, опознавательные знаки спрятаны в основном в салонах.

— Молодой человек, садитесь, вам куда?

Называю адрес: проспект Победы, 124.

— Сто семьдесят рублей.

— Может, за 150 рублей? — пытаюсь сбить цену.

— Хорошо, парень, за 160 рублей ты дома будешь через пять минут!

Водитель, помня о том, что пообещал быстро доставить, пытается набрать скорость, но сделать это ему не удается, впереди оказываются две маршрутки. Вслед им из его уст посыпалась отборная брань:

— Совсем обнаглели, права купили, а ездить не умеют!

— Не надоело еще таксовать? — обращаюсь к разгоряченному водителю.

— Работать ведь нужно, раньше трудился в зенитке, сейчас уже 51 год, — нигде не берут. А в такси за десять лет привык, да и заработок нормальный.

— А что не устроитесь в легальную фирму?

— На фиг мне нужно отдавать кому-то заработанные деньги? Работал — план почти две тысячи рублей, аренда рации полторы тысячи, да и с каждого заказа по пять рублей. А здесь я сам себе хозяин, сколько заработал — все мое. Выезжаю, когда мне удобно.

— А как же штрафы?

— Пара поездок — и я их покрываю!

Мне повезло, в обоих случаях автомобили были вполне приличные на вид, в салоне чисто и не накурено. К сожалению, так везет не всегда.

Тормозить где?

Большинство фирм в городе относятся к так называемым службам заказа такси. Водители работают на собственных автомобилях, и по гибкому графику — это их подработка.

Ремонт, техобслуживание и заправка авто — за свой счет. Повсеместно есть вопросы к проведению медицинского и технического осмотра перед выходом на линию. Риск, что по вашему вызову приедет гнилая колымага с неадекватным водителем за рулем, очень велик.

— Послабления, которые сделаны правительством в отношении регистрации, несвоевременные, они позволяют получать разрешение, по сути, любому человеку. Сейчас не надо напрягаться, оплатил полторы тысячи рублей и таксуй! Никто не смотрит, в каком состоянии автомобиль. Раньше хотя бы фотографии автомобилей требовали. Не меньше проблем у нас вызывает отсутствие парковок в городе, не говоря уже о том, что стоянки отсутствуют полностью. За стоянку на остановке нас по новому законодательству подвергают большим штрафам, а бомбилы как стояли, так и продолжают стоять, — говорит Сергей Пархоменко, председатель некоммерческого партнерства по управлению деятельности таксистов «Содружество».

Деятельность служб заказа такси, по мнению Дамира Фахрутдинова, директора такси «Белое», способствует росту числа недобросовестных водителей. Выходом, по его мнению, мог бы стать черный список недобросовестных водителей.

— В него необходимо включить тех, кто систематически нарушает правила дорожного движения, устав деятельности компании. Первый вариант черного списка намечаем составить в первом квартале этого года.

И профессор туда же!

Несмотря на все усилия, государству навести хоть какой-то порядок в сфере частного извоза пока не удается. Даже автор областного закона Николай Якунин, доктор технических наук, профессор и завкафедрой автомобильного транспорта ОГУ не оптимистичен:

— Скрывать не буду, деятельность служб заказа такси является проблемой. В ФЗ № 69, касающегося деятельности легковых такси, на эту тему вообще нет ни одного пункта. В областном законе у нас есть только упоминание о службах заказа, мы один из немногих регионов в стране, где отмечается в законе подобный вид деятельности. Среди служб заказа есть достаточно добропорядочных фирм. Бомбилы были всегда и в советское время, без них не обходилось. Скажу более, когда у меня у самого были проблемы с деньгами, я тоже садился за руль и «бомбил»!

За руль по квоте

Сейчас в Оренбургской области выдано 4800 разрешений на право заниматься перевозками пассажиров на легковом автомобиле.

— Мы регистрируем не фирмы перевозчиков, а только выдаем разрешение. Владелец автомобиля, получивший разрешение, вправе нанимать другого водителя, оформив для этого с ним договор. У одного человека может быть и пять, и двадцать автомобилей. Процедура получения разрешения сейчас упрощена, и документ оформляется в течение 30 дней. На пять лет его стоимость — 1500 рублей, — рассказывает Виктор Вдовкин, начальник отдела развития транспорта и информационных технологий министерства экономического развития Оренбургской области. — Закон повлиял на сокращение числа нелегалов, но не в той степени, насколько хотелось бы. На рейдах, бывает, ловим их, но максимум — составляем предписание.

Уже через пару лет на рынке услуг такси появится такое понятие, как квота.

— Число оформившихся до 2015 года перевозчиков и станет квотой. Дальше только по конкурсу, если освободится место, — резюмирует Виктор Васильевич.

До 2015 года в Оренбурге планируется решить проблему с парковками для таксистов, обещает Сергей Бренев, главный архитектор города:

— Новые парковочные места будут размещены на всех главных магистралях города за счет увеличения дорожных полос и реконструкции дорог. Всего появится 850 парковок, из них 225 будет отведено для таксистов.

Выяснить, кто же из наделенных властью уполномочен контролировать деятельность таксистов и отвечает за безопасность пассажиров, не удалось. В различных ведомствах ссылаются на недостаточность полномочий и человеческих ресурсов. 17 января 2012 года, когда закон о такси только вступил в силу и вызвал массу критики, на встречу с перевозчиками приходили и губернатор, и глава администрации Оренбурга.

Убеждали, что работать по-старому не получится. Прошел год. И мы спросили у оренбуржцев их мнения о переменах, если таковые заметны.

Перемен не заметили

Сергей Шкерин, пресс-секретарь:

— Изменений особых не заметил, разве только рост цен. Стараюсь ездить на такси по минимуму и одной и той же фирмы. Чтобы чаще пользовался этим видом транспорта, нужно сделать эту услугу более качественной и доступной.

Максат Баишев, технолог:

— Такси пользуюсь постоянно, дочку в садик отправляю. Заказываю в одной и той же фирме, но перемен к лучшему не заметил.

Татьяна Авдейкина, врач:

— Есть несколько телефонов знакомых таксистов, которым звоню. Службами заказа пользуюсь редко, так как не всегда уверена, что приедет автомобиль вовремя или не попадется водитель хам!

Татьяна Ребикова, юрист:

— В основном пользуюсь услугами такси одной и той же фирмы. Раньше меня все устраивало, в последнее время прибытие машин часто стали задерживать, приходится перезванивать, нервничать, существует возможность куда-либо опоздать. Действие закона не ощутила, многие водители такси нарушают правила дорожного движения, неуважительно относятся к пассажирам. С такими водителями не чувствуешь себя в безопасности.

Вячеслав Камнев, преподаватель:

— Пользуюсь по мере необходимости. Не могу сказать, что все идеально и гладко, бывает, водители курят за рулем, разговаривают по телефону или громко включают музыку. Заказываю такси одной фирмы, но не всегда доволен их услугами.

Деньги можно вернуть

Перевозка пассажиров — это услуга, а значит, можно обратиться за защитой своих прав как потребитель. Как это сделать, рассказывает Татьяна Шуб, заместитель председателя Регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России».

— По законам о такси, служба обязана зафиксировать заказ в журнале регистрации и сообщить заказчику номер.

На любое нарушение ваших прав как пассажира такси можно пожаловаться руководителю организации, в которой вы сделали заказ такси. На имя руководителя пишется письменная претензия с указанием обстоятельств произошедшего. Претензию пассажир также может оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в офисе организации-перевозчика.

В жизни почти каждый сталкивался с проблемой опоздания такси по вызову. В ситуации, когда водитель простаивает, ожидая выхода пассажира, с последнего берется дополнительная плата за простой. А когда опаздывает таксист, пассажир оказывается практически беспомощен.

По закону пассажир вправе потребовать возмещения причиненных ему убытков, в том числе связанных с опозданием такси.

Если такси подано с опозданием, и вы вследствие этого опоздали на поезд, самолет и т.д., то по окончании поездки обязательно возьмите у водителя кассовый чек или квитанцию с указанием реквизитов перевозчика, датой перевозки и оплаченной суммой. Также не ленитесь записать марку автомобиля, государственный номер, точное время подачи такси и время прибытия в конечный пункт.

Далее — составляйте претензию на имя руководителя службы заказа такси, в которой подробно описывайте сложившуюся ситуацию, и просите в добровольном порядке возместить ваши убытки. Если таксомоторная компания не желает возместить причиненный вред, вы имеете право обратиться в суд за защитой своих прав. Но процесс доказывания в суде своей правоты трудоемок, пассажиру нужно доказать, что заказ действительно был сделан и он должен быть зафиксирован диспетчером в журнале регистрации. Хорошо бы иметь записанный на диктофон телефонный разговор с диспетчером, у телефонного оператора можно взять детализацию звонков. Также нужно иметь на руках доказательство причиненных убытков (например, неиспользованные вследствие опоздания билеты на самолет, поезд). Как показывает практика, люди редко обращаются в суд с подобными исками. Однако отстаивать свои права можно и нужно.

Не Tvoe Taxi!

Для рекламы такси больше всего используют смс-рассылку. Вот и сотрудник редакции «МК в Оренбурге» повелся, как говорится, на обещание «довезем за 100 рублей».

Вечером 23 февраля, понимая, что праздник и суббота, а на месте необходимо быть в 22.00, позвонил за час по номеру 665656, пришедшего по смс с подписью Tvoe Taxi. Девушка заказ приняла, машину пообещала подать в срок, предупредив, что за предварительный заказ придется доплатить 30 рублей. Как вы предполагаете, машина в срок не приехала. В течение 15 минут после наступления часа Х дозвониться до оператора не получилось — номер был занят. Плюнув, несчастный обратился в другую компанию и уже через 6 минут отбыл в нужном направлении. От Tvoe Taxi известий так и не было. НО! В 4 часа 11 минут, то есть через 7 часов после принятия заказа с номера 665656 заказчику позвонили и автоматический голос сообщил, что заказ выполнен быть не может. Выругавшись на изумительный во всех смыслах сервис, наш коллега уснул. Еще через 6 часов с номера 665656 снова позвонили, и тот же автоматический голос поблагодарил за сотрудничество с компанией. Эмоциями наш коллега делился утром в понедельник такими бурными, что пришлось налить ему рюмочку для снятия стресса и дать другой номер такси.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру