Жалоба как отсрочка

Половина нарушений антимонопольного законодательства совершается органами власти

Всегда есть возможность насолить конкуренту, оттянуть время, а может быть, даже переиграть решение комиссии. Так думают некоторые предприниматели, обращаясь с заявлением в Управление федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области. По итогам 2012 года практически половина из этих жалоб были признаны необоснованными.

Половина нарушений антимонопольного законодательства совершается 
органами власти
— В отдел контроля государственного и муниципального заказа поступило в 2011 году 834 заявления, в 2012-м — 850. В основном жалуются на торги, которые проводят муниципальные органы власти, — отметил руководитель УФАС по Оренбургской области Владимир Окшин, подводя итоги года на заседании Общественно-консультационного совета.

— В отдел контроля государственного и муниципального заказа поступило в 2011 году 834 заявления, в 2012-м — 850. В основном жалуются на торги, которые проводят муниципальные органы власти, — отметил руководитель УФАС по Оренбургской области Владимир Окшин, подводя итоги года на заседании Общественно-консультационного совета. — Были признаны обоснованными по федеральным заказчикам — 53 заявления, необоснованными — 46; на уровне региона — 107 обоснованны, 183 — нет, на уровне муниципалитетов — 215 необоснованны и 198 обоснованны. Количество необоснованных жалоб в 2012 году чуть больше, чем в 2011 году. Исходя из этого становится ясно, что некоторые хозяйствующие субъекты, которые участвуют в торгах, заинтересованы зачастую затянуть процесс размещения заказа, может быть, каким-то образом повлиять на заказчика. Если мы видим подобные признаки, то направляем информацию в правоохранительные органы, прокуратуру, ФСБ и так далее.

В 2012 году антимонопольным контролем было выдано в полтора раза больше предписаний, чем в 2011 году. Такие данные, по мнению УФАС, никак не соотносятся с общей тенденцией снижения экономической активности. Доминирующие на том или ином рынке предприятия продолжают наращивать обороты, проводят больше сделок.

— К сожалению, у нас остается примерный процент нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти; он колеблется в районе 48–50 процентов, — уточнил Владимир Васильевич.

Количество нарушений обратно пропорционально уровню власти. Если торги на право расходовать средства федерального бюджета готовят с особой тщательностью, то на муниципальном уровне многие моменты только предстоит отработать. При этом оренбургское управление ФАС вправе проводить сплошное наблюдение только за «федеральными» торгами. Расходования из регионального и муниципального бюджетов при заключении контрактов антимонопольщики могут проверить только по жалобе.

— 94-й федеральный закон предусматривает не только условия защиты добросовестного участника торгов, но и добросовестного заказчика. В том случае, если победитель торгов не исполняет своих обязательств, заказчик вправе обратиться к нам с просьбой включения его в реестр недобросовестных поставщиков, что не позволяет этому субъекту в дальнейшем участвовать в конкурсных процедурах на протяжении трех лет. В 2011 году из 40 обращений мы десять удовлетворили, в 2012 году из 85 в список включили 23 субъекта, — добавил Владимир Окшин.

Черный список, правда, не дает гарантии, что за исполнение государственного или муниципального заказа не возьмутся те же самые бракоделы. Изменив название фирмы или хотя бы одну букву, а также состав учредителей компании, они вновь могут попытаться стать победителями торгов.

В прошлом году оренбургским управлением ФАС была завершена масштабная работа по анализу оптового и розничного рынков электроэнергии. Выводы экспертов оказались неутешительными для конечного потребителя: далеко не всегда энергетики осознают, от кого зависит их экономическое и финансовое положение. До сих пор клиенториентированные отношения заменяются исторически сложившимися отношениями «монополист — потребитель».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру