Безглавый Гай

Хроники расследования в уездном городке, или Страдания по плитке

Такими предновогодними сообщениями следственный комитет снабдил все средства массовой информации области. Новость дополнила предыдущие известия о возбуждении уголовного дела в отношении мэра, затем о его задержании и, наконец, об аресте сроком на месяц. Корреспондент «МК в Оренбурге» выяснил, как сегодня обстоят дела в Гае.

Хроники расследования в уездном городке, или Страдания по плитке
Один из проездов проспекта Победы, мощеный той самой плиткой.

Плитка плитке рознь

Уголовное дело в отношении Николая Иванова изначально было возбуждено по двум статьям — превышение должностных полномочий и незаконное участие в предпринимательской деятельности. Позже добавилось еще одно обвинение — в злоупотреблении должностными полномочиями. А суть дела — в тротуарной плитке.

В 2011 году индивидуальный предприниматель Андрей Иванов (сын отстраненного на данный момент градоначальника) решает организовать в Гае производство тротуарной плитки. Закупает станок и занимается поиском помещения. Подходящий для работы цех оказался в муниципальной собственности. До апреля 2011 года ангар никто не занимал, а его состояние оставляло желать лучшего — выбитые стекла, покосившиеся ржавые ворота, отсутствие водопровода.

Занять муниципальное, пусть и бесхозное помещение, — не так-то просто. Договор аренды может быть заключен только по результатам открытого конкурса, а для выставления лота необходимо провести оценку. В общем, процедура растягивалась на несколько месяцев. В это время предприниматель, по мнению следствия, слишком активно присматривался к выбранному помещению, а именно завез туда свое оборудование.

Николаю Иванову вменяют тот факт, что якобы он распорядился передать муниципальную собственность предпринимателю. Уголовное дело параллельно пытаются завести и на председателя Комитета по управлению имуществом. Сейчас принципиально важно выяснить, кто конкретно разрешил предпринимателю занять помещение раньше официального решения по конкурсу.

Стоимость четырехмесячной аренды продуваемого всеми ветрами ангара площадью в 1843 квадратных метра, расположенного на окраине Гая, правоохранительные органы оценили в 460 тысяч рублей. Откуда взялась сумма почти в полмиллиона — не ясно. По нехитрым подсчетам, квадратный метр в месяц обходится почти в 63 рубля. К слову, в областном центре цена аренды аналогичного цеха (без отопления и благоустройства) в среднем составляет 50 рублей за квадратный метр.

Этот производственный цех средства массовой информации Гая окрестили плиточным заводом.

Кроме того, следователи полагают, что с апреля по ноябрь 2011 года в цехе хозяином был сам Николай Иванов и никак ни его сын. Он «осуществлял управление цехом по выпуску тротуарной плитки, предоставлял необоснованные льготы и преимущества своему сыну, лично контролировал качество выпускаемой продукции — тротуарной плитки и бордюрного камня», — говорится в сообщении Следственного комитета РФ по Оренбургской области. Да, приезжал, да, контролировал качество, но не потому ли, что этой плиткой мостили пешеходные дорожки и улицы Гая?

Подобные пресс-релизы активно дублировали все средства массовой информации Гая. Жители города, обсуждая последние новости в социальных сетях и на форумах городских информагентств, разделились на два лагеря. Одни — в нелицеприятных выражениях обвиняют мэра во всех бедах, другие искренне недоумевают и не верят в истинность происходящего. На второй сотне прочитанных комментариев сложилось впечатление, что некоторые из них были опубликованы по чьей-то указке. Например, девочка одиннадцати лет пишет: «ВОР! Просто машеник, а сколько обещал, а зделал только дорожки» (орфография сохранена. — Прим. ред.). Интересно, почему девочка одиннадцати лет на странице в социальной сети, у которой только ссылки на игры и приложения, так резко заинтересовалась политикой?

Новый год без мэра

19 декабря правоохранительные органы принимают решение о задержании Николая Иванова на 48 часов. Официально, по информации администрации города, мэр в это время находился в очередном отпуске.

Новость о том, что ближайшее время придется провести в изоляторе, моментально отразилась на состоянии здоровья пожилого мужчины. В больнице Николай Федорович принимал процедуры под наблюдением и врачей, и полиции.

Пока медики старались привести артериальное давление задержанного в норму и ставили капельницу, государственная телерадиокомпания распространила на всю область информацию о том, что глава Гая отстранен от должности и находится в следственном изоляторе. Журналисты выступили буквально провидцами, потому что в следственном изоляторе Иванов все же оказался, но только через сутки, когда суд принял решение об аресте и заключении под стражу сроком на месяц. Следственный комитет, кстати, взял ответственность за состояние здоровья подозреваемого на себя, потому что медики не были уверены, что условия камеры не навредят состоянию здоровья мужчины.

20 декабря решение об аресте суд принимал почти в 11 вечера, так как материалы дела поступили только во второй половине дня. Это что касается ареста. А вот решение об отстранении от должности суд принял спустя неделю — 28 декабря. Почему же эта информация стала известна ГТРК еще 19-го? Может быть, потому что к очередному выпуску «Вестей» ее готовили не журналисты и даже не пресс-служба Следственного комитета? К тому же даже 28 декабря решение суда не могло считаться окончательным — Николай Иванов имел право его обжаловать в течение десяти дней.

Тем не менее Новый год Гай встретил без мэра. В уставе города нет ни слова о том, что главу города могут отстранить от должности. Поэтому такое решение суда грозило коллапсом для работы всей администрации муниципалитета. Решение Иванова о том, чтобы назначить исполняющим обязанности главы города Александра Лопаткина, в момент вынесения вердикта суда об отстранении Иванова от должности, утратило легитимность. Отстраненный глава по определению не мог издавать никаких распоряжений — даже о передаче полномочий.

Триумвират заместителей главы господствовал в Гае до 16 января. В прошлую среду состоялось внеочередное заседание Совета депутатов с участием представителей областного правительства, на котором решили, что на время следственных действий в отношении Николая Иванова обязанности главы города все же будет исполнять Александр Лопаткин.

17 января в Гайском городском суде рассматривалось дело о продлении срока содержания Николая Иванова под стражей. Ходатайство поступило от Новотроицкого межрайонного Следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Оренбургской области. Суд посчитал возможным меру пресечения в виде заключения под стражу заменить на залог в размере 500 тысяч рублей.

Кто против объединения — тот сядет?

Свидетели сложившейся в Гае ситуации подозревают, что непреклонность следствия в отношении избранной меры содержания подозреваемого имеет под собой не только «уголовные» основания. Николай Иванов является противником инициативы по объединению города Гая и сельского района. Об этом он лично заявил губернатору в сентябре 2012 года. Такую информацию распространили в своем заявлении депутаты Законодательного собрания — руководители фракций «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР.

«Областные чиновники требовали от Иванова Н.Ф. не препятствовать их намерениям объединить город Гай и сельский район. Однако Николай Федорович, заручившись поддержкой своих избирателей, заявил о проведении городского (местного) референдума по вопросу отношения жителей города Гая к объединению с районом. Конечно, это не могло понравиться «партии власти» и губернатору области», — говорится в заявлении.

10 сентября 2012 года губернатором — председателем правительства Оренбургской области Юрием Бергом действительно издано постановление «О выдвижении инициативы о преобразовании муниципальных образований путем объединения сельских поселений Гайского района с городским округом «город Гай». Цели благие: сократить штат местных чиновников, а сэкономленные средства направить на решение проблем муниципалитета. Только вот федеральное законодательство не предусматривает упразднение такой формы, как муниципальный район. Эксперты в свою очередь заявляют, что подобные административные решения могут привести к тому, что проблемы малых сельских поселений некому будет решать.

В администрации Гая стали прорабатывать предложенную губернатором инициативу объединения муниципалитетов: изучали законодательство, общероссийскую практику, консультировались у генпрокурора и депутатов Госдумы. В итоге пришли к заключению, что объединить город и район на законных основаниях не удастся.

— Согласно Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» изменение границ территории — а присоединение к городу 31 населенного пункта Гайского района — это изменение границ территории — должно решаться с согласия населения, выраженного голосованием, то есть на референдуме, — пояснил заместитель главы администрации города Гая Александр Морозов.

Вопросы в отношении объединения сельских районов под началом городского округа возникают не только в Оренбургской области. Большое число обращений поступает в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, поэтому Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов организовать проверку исполнения региональными и муниципальными органами власти требований федерального закона. Позиция прокуратуры Оренбургской области по итогам этой проверки оказалась созвучной мнению председателя думского комитета Виктора Кидяева.

— Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству, — говорится в ответе и.о. прокурора Оренбургской области Алексея Волкова.

Позиция отстраненного от должности главы Гая в отношении объединения муниципалитетов подкреплена еще и высказыванием руководителя аппарата Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игоря Бабичева. Вот какие его слова приводятся в октябрьском номере журнала «Муниципалитет»:

— Особую озабоченность вызывает тот факт, что в ряде случаев укрупнение муниципальных образований носит конфликтный характер и осуществляется при политическом и административном давлении со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тем временем на сайте правительства области больше не упоминается фамилия Иванова. Здесь ясно написано, что в Гае исполняющим обязанности главы муниципального образования является Александр Лопаткин. Официальный сайт городской администрации удалять данные о главе города Николае Иванове и его фото пока не стал. Также на прошлой неделе на портале правительства области появилось сообщение, что следующим этапом в преобразовании территорий в Оренбуржье станет объединение города Гая и Гайского района, города Сорочинска и Сорочинского района.

Вера в справедливость и гуманность суда заставляют надеяться, что решение по уголовному делу в отношении Николая Иванова будет принято вне зависимости от его взглядов на инициативу губернатора и без того самого политического и административного давления. «Для чего это делается со стороны следствия? — комментируют действия правоохранителей депутаты ЗС в своем заявлении. — Ответ понятен: сломить морально Иванова Н.Ф. и навязать ему уголовное дело. Также это делается с целью того, чтобы убедить общественность, что Иванов Н.Ф. — коррупционер и, в общем, видимо, «плохой человек».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру