Новой школе — новый учитель

Проблемы модернизации школы будут решать молодые специалисты

За это время Совету удалось сделать много важного для адаптации новичков в учительской профессии. Из 1320 педагогических работников школ и дошкольных учреждений района, 243 — участники молодежной организации.

Проблемы модернизации школы будут решать молодые специалисты

— На фоне постоянных перемен в обществе профсоюзу работников образования коренным образом необходимо менять подходы к решению проблем. У нас обозначались проблемы сокращения численности членов профсоюза. В связи с этим Оренбургский обком профсоюза совместно с городскими и районными организациями проводит свою молодежную политику, главной целью которой является организация деятельности территориальных организаций по защите прав работающей и учащейся молодежи, привлечение ее в ряды профсоюзов. Таким примером может служить Совет молодых учителей, действующий в Оренбургском районе, — поясняет Алексей Гутарев, председатель Оренбургской областной общественной организации работников образования и науки РФ.

Совет молодых учителей — это не управленческая структура, диктующая нормы и устанавливающая правила. Это единомышленники, влюбленные в профессию учителя.

— Главное для нас — общение и взаимопомощь в самых разных жизненных ситуациях. Наша цель — организовать общение молодых учителей друг с другом, с мастерами-педагогами, юристами, методистами, работниками управленческих структур, — рассказывает Галина Дубских, заместитель председателя профсоюзной организации работников образования Оренбургского района.
Совет молодых учителей Оренбургского района является выборной общественной организацией, в которую входят молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Основной своей миссией организация молодых педагогов считает «формирование педагога как личности, обладающей высокими профессиональными способностями и навыками для решения конкретных проблем». А, как известно, в современной системе образования их немало, поэтому основной груз по модернизации школы должен лечь на плечи молодых.

Но для того чтобы начинающие учителя могли на серьезном уровне решать проблемы школы и образования в целом, необходимо их подготовить, именно на это и направлена работа Совета молодых учителей.

— Ежегодно мы, совместно с управлением образования и профсоюзным комитетом проводим конкурсы «Дебют года» и «Учитель года». Один раз в четверть организуется работа школы молодого специалиста, где оказывается помощь в решении различных проблем методики, психологии, организации учебного процесса. Молодые учителя района — активные участники приоритетного национального проекта «Образование».

Проблемы молодых педагогов держат на контроле Сергей Елманов, глава Оренбургского района, Ольга Озерова, заместитель министра образования Оренбургской области, и Вера Трунова, начальник управления образования Оренбургского района.

Наиболее распространенные формы работы с молодыми учителями — ежеквартальные заседания, семинары, конференции, круглые столы, творческие встречи, — продолжает Галина Николаевна.

В более чем трети образовательных учреждений района молодые педагоги — лидеры первичных профсоюзных организаций. Что говорит о том, что они могут отстоять не только свои права, но и помочь своим коллегам.

Проблемы и пути их решения

Итоги 2011/2012 учебного года показали, что из 1320 педагогических работников Оренбургского района учителей в возрасте моложе 25 лет — 62 человека, от 25–35 лет — 181 человек, учителей со стажем от одного года до пяти лет — 52 человека. В прошлом учебном году в образовательные учреждения района пришло 14 молодых учителей, уволилось 12.

— Подобную статистику мы отслеживаем ежегодно, она нас мало радует, данная ситуация складывается по различным причинам. Для того чтобы знать о проблемах молодых учителей, ежегодно проводится рейд «Как живешь, молодой учитель?» Его цель — выявить условия профессиональной деятельности учителя, узнать о жилищно-бытовых условиях, увлечениях молодых специалистов и главное, — выявить проблемы, которые волнуют современную работающую молодежь. Самое главное, на что мы обращаем внимание — это заинтересованность администраций школ в вопросе профессионального роста учителя, который напрямую связан с вопросом оплаты труда. Как правило, это наставничество, организация методической работы учителя, его участие в конкурсном движении на уровне школы и района. Сейчас за каждым молодым специалистом в школе района закреплен учитель-наставник, помогающий ему по всем направлениям профессиональной деятельности.

Увеличением учебной нагрузки проблему заработной платы молодому специалисту не решить, поэтому ее низкий уровень продолжает оставаться бичом профессии, несмотря на ее неоднократные повышения. Средняя заработная плата молодого учителя Оренбургского района — от 7 до 9 тысяч рублей. Перечень тех проблем и новшеств, с которыми приходится столкнуться начинающему учителю, не мал, это и качество знаний, ЕГЭ и ГИА, овладение новыми технологиями и многое другое. Это еще и притом, что идет профессиональная притирка, и все это на фоне недостаточно высокой зарплаты.

— Ранее, до 2011 года, управление образования Оренбургского района всем молодым специалистам, проработавшим один год в школе, своим решением присваивали вторую квалификационную категорию. А это позволяло повысить заработную плату. Новое Положение об аттестации с 1 января 2011 года эту категорию отменило, и не любой молодой педагог, отработав установленный срок, может аттестоваться на первую категорию, — говорит Галина Дубских.

Другой острой проблемой молодых специалистов является отсутствие жилья. Сегодня в Оренбургском районе управление образования и профсоюзная организация прилагают усилия для ее решения. В частности действуют несколько районных программ:

— Молодежная программа «Молодая семья»;
— Программа «Социальное развитие села»;
— Программа «Развитие агропромышленного комплекса».
В результате действия данных программ 25 молодых семей работников образования получили безвозмездные субсидии от 500 до 700 тыс рублей.

В 2011-2012 учебном году в бюджете МО «Оренбургский район» было запланировано 1,5 млн рублей на оплату съемного жилья приезжим и работающим молодым учителям в сумме две тысячи рублей каждому, ежемесячно. А также предусмотрена оплата проезда к месту работы.

Вместе с тем существует ряд проблем, которые мешают основной массе молодых педагогов участвовать в жилищных программах, которые предусматривают обязательное предоставление документов, удостоверяющих регистрацию по месту жительства. Как могут учителя получить ее, если они проживают по документам в других населенных пунктах и не имеют возможности получить регистрацию по месту работы.

Другим препятствием является требование программ о наличии у учителя собственных средств не менее 200 тысяч рублей, а такие средства не всегда есть в наличии у молодых педагогов.

Наша новая школа

Сегодня главным документом, определяющим развитие образования, является президентская инициатива «Наша новая школа». Идеи, которые заложены в данной инициативе, предполагают масштабные изменения.

Естественно, быстро понять, что стоит за этими изменениями сложно, учитывая, сколько уже существует прежняя система образования. Учителя оказались в ситуации, когда адаптироваться нужно быстро, но пока не совсем понятно, к чему именно. Для того чтобы решить наболевшие вопросы, по инициативе Совета молодых учителей 22 августа 2012 года состоялся круглый стол «Новой школе — новый учитель: все начинается с нас!», в ходе которого прошла встреча с представителями власти, образования, здравоохранения, общественных структур, представителями высшей школы. В ней приняли участие: глава Оренбургского района Сергей Елманов, первый заместитель министра образования Оренбургской области Ольга Озерова, заместитель председателя обкома
профсоюза работников образования Оренбургской области Любовь Ильина и ряд других лиц.

— С инициативой проведения мероприятия выступил наш Совет, нас поддержали и оказали помощь в проведении данной встречи районное управление образования под руководством начальника РУО Веры Труновой, председателя районной профсоюзной организации работников образования Валентиной Овсянниковой, — говорит Галина Николаевна.

В ходе круглого стола молодыми специалистами были озвучены некоторые проблемные вопросы в русле реализации президентской инициативы. Молодые педагоги Нежинского лицея, детского сада-школы п. Ясень, Дедуровской, Нижнепавловской, Первомайской, Степановской, Чебеньковской, Пригородной средних школ, Европейского лицея представили положительный опыт их работы, касающийся перехода на новые образовательные стандарты. В тоже время озвучили вопрос, как быть, например, с тем, что необязательность дошкольного обучения приводит зачастую к тому, что часть шестилеток не посещают дошкольные учреждения. Придя в школу, они начинают обучение по новым образовательным стандартам, не владея навыками первоначальной грамотности. В свете новых требований, каким образом изменилась подготовка будущих учителей? Готовы ли они, придя в школу, работать по новым образовательным стандартам? Как решается вопрос нехватки оборудования для проведения лабораторных работ, предметных кабинетов с хорошо оснащенной материальной базой. Как на уровне администрации школ решается вопрос о стимулировании труда учителя, работающего с одаренными детьми?

В большинстве случаев были получены исчерпывающие, конструктивные ответы и предложения. Более остро шло обсуждение таких направлений «Президентской инициативы», как совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, расширение самостоятельности школ.

Молодых учителей интересовало, как стимулируют работу молодого учителя в Оренбургском районе? Глава района Сергей Елманов и депутаты райсовета пообещали вынести рассмотрение данного вопроса на ближайшую сессию Совета депутатов.

Укрепление материально-технической базы школы зачастую становится вопросом, который решают не только РУО и администрации школ, но и социальные партнеры: главы муниципалитетов, предприниматели. Помогая школам, какую цель они преследуют? И как они видят решения данного вопроса в президентской инициативе? Ответил на этот вопрос Виктор Овчинников, депутат райсовета, сам оказывающий помощь многим школам в районе.

— Ни одна школа без помощи государства не в состоянии выполнить все те веяния, о которых говорит Дмитрий Медведев в своей инициативе. Только целенаправленная политика нашего государства по улучшению школьного образования и полноценное финансирование могут позволить нам выйти на тот уровень образования, о котором уже заявлено. На сегодняшний день этого нет, многое осуществляется на голом учительском энтузиазме.
Встреча показала итог работы Совета молодых учителей и дала надежду, что многие проблемные ситуации будут разрешены. На этой встрече молодые педагоги продемонстрировали знания современных требований в образовании и показали, что им вполне по силам справиться с президентской инициативой «Наша новая школа». От того, останутся молодые педагоги в школе или нет, это зависит от скоординированной работы государства, органов образования и профсоюза.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру