С весны 2027 года в России вступит в силу закон, позволяющий ГИБДД аннулировать водительские удостоверения на основании данных из единой медицинской системы. Нововведение направлено на повышение безопасности дорожного движения, но уже вызвало серьезные опасения у экспертов.
С 2027 года в России кардинально изменится система контроля за состоянием здоровья водителей. Согласно новому закону, автоинспекторы получат доступ к единой медицинской информационной системе, что позволит им оперативно приостанавливать действие водительских прав при выявлении у автовладельца заболеваний из перечня противопоказаний к управлению транспортным средством.
При любом визите к врачу, если у пациента будет диагностировано заболевание, входящее в утвержденный перечень противопоказаний, эта информация автоматически передается в базу МВД. После этого действие водительского удостоверения приостанавливается.
Водителю предоставляется месячный срок для прохождения лечения и повторной медицинской комиссии. Если по итогам обследования будет подтверждена пригодность к управлению транспортным средством, права возвращаются.
По замыслу авторов законопроекта, система позволит своевременно выявлять и отстранять от управления автомобилем водителей, состояние здоровья которых представляет потенциальную опасность на дорогах.
Однако инициатива уже столкнулась с критикой со стороны экспертов и медицинского сообщества. Основные претензии касаются:
- Широкого перечня заболеваний - в него включены не только серьезные патологии, но и распространенные состояния депрессия и тревожные расстройства
- Риска ухудшения здоровья населения - из-за страха потерять права некоторые граждане могут избегать визитов к врачам
- Возможности врачебных ошибок - предварительный диагноз может привести к необоснованному лишению прав
Эксперты настаивают на необходимости доработки законопроекта и создания более четких критериев для аннулирования водительских удостоверений, чтобы избежать злоупотреблений и несправедливых решений.
Нововведение, которое планируется внедрить с весны 2027 года, продолжает вызывать активные дискуссии среди профессионального сообщества и автовладельцев.