В Оренбурге погорельцам с Почтового без справок 10 тысяч не перечисляют

В Оренбурге погорельцам с Почтового без справок 10 тысяч не перечисляют
Алекс Дубинин

Исторический центр города выгорает

Оренбург у гостей города часто ассоциировался с уютным купеческим городком. Центр с его старыми зданиями словно застыл во времени. И если абстрагироваться от проводов и современной отделки, можно представить, как по этим самым улочкам прогуливались дамы под кружевными зонтиками. Владимир Иванович Даль проводил экскурсию для Александра Сергеевича Пушкина… «Першпектива» Николаевской улицы, аналога Невского проспекта, разбавляется маленькими переулками… Красиво? Возможно, скоро все это останется только в наших воспоминаниях.

Оренбург строился по плану, как Санкт-Петербург. Крепость имела четкие очертания. Заблудиться в центре практически невозможно – все дороги ведут на Николаевскую, т. е. на Советскую.

Еще совсем недавно жить в этой части города было престижно. Все в шаговой доступности. Красиво, уютно… Помнится, особо не угнетала потребность ходить за водой на колонку. Зато на Урал можно ходить каждый вечер, купаться до умопомрачения. Зимой – в Зауральную рощу, на лыжах и санках. Возможно, это были восторги детства. А может быть, подход к имуществу у людей был иной. Добросовестность советского строя позволяла содержать старые здания в приличной форме.

Но ничто не вечно под луной. Власть меняется, история ветшает. С наступлением капитализма, да еще и в 21 веке – жить в частном секторе без газа стало чем-то диким. Однако не каждый старый дом может потянуть блага цивилизации. Постепенно милые домишки с печными кладками исчезают из переулков. На их месте вырастают солидные коттеджи или многоэтажки.

Вот тут стоит помянуть Европу. В историческом центре Парижа и Рима запрещено строить высокие дома! А у нас все можно!

Помнится, на углу переулка Мастерского и улицы 8 Марта стоял деревянный красный дом с резными ставнями. Солидное строение уничтожил пожар – не выдержала старая проводка. Теперь на этом месте большое здание. Напротив тоже многоэтажки. А еще в начале 1980-х это тоже был частный сектор.

Прошлое сохранилось лишь на улице Горького, в начале переулка Мастерского, на Южном и Почтовом. Люди сами, своими силами обустраивают историю…

И вот – новый пожар. Уничтожен целый квартал. Даже спустя несколько дней после ЧС в воздухе сильно пахнет гарью. 93 человека остались без крыши над головой. Нужно вдуматься в цифру – 93! Так много людей жили в сердце Оренбурга… И ни на что не жаловались. Им было комфортно, потому что они подстраивали историю под себя.

– В этом доме, на первом этаже, сто лет назад жил купец, – рассказывает журналисту «МК в Оренбурге» один из бывших обитателей этой небольшой территории. – Я вложил миллион, чтобы сохранить историю. Тут шикарная лепнина, камин… Теперь все это повреждено огнем и водой.

Мужчина также поделился подробностями трагедии. Как оказалось, 50 баллонов с газом, обнаруженные в одном из сгоревших помещений и по счастливой случайности не рванувшие все разом, разлетались по одному и рикошетили в стены, в деревья. Пожарные тушили эти осколки, а не пламя. Огонь же был очень сильным. Он с жадностью поедал старинные балки, деревянные перекрытия. В общем, это был ад.

А теперь начались круги ада. Ведь чтобы получить обещанные городской администрацией десять тысяч, необходимо собрать кучу справок – о составе семьи, о том, что здание сгорело, и что его залили.

– Допустим, в МЧС мне справку о пожаре дадут. А о том, что на мой дом вылили 40 тонн воды, кто мне даст справку? – недоумевает экс-жилец исторического дома.

С оценкой тоже не все гладко. По словам мужчины, она ведется по минимуму.

– У моей соседки дверь еле держал амбарный замок, – делится оренбуржец. – Обстановка требовала капитального ремонта. А у меня одна лепнина столетней давности в прекрасном состоянии поддерживалась. Однако оценивать нас будут на равных. Разве это справедливо?

На вопрос, как начался пожар, мужчина пожал плечами.

– Загорелся нежилой дом. Но это официальная версия. Рванул один из баллонов. Я вам могу однозначно сказать, кто виноват, – и потерпевший называет очень известную компанию федерального значения.

Примечательно, что огонь, который, судя по кадрам очевидцев, полыхал с немыслимой силой, не добрался до офисных зданий.

– Конечно! Их оберегали как могли! А нас тушить не торопились! – признается погорелец.

Таков конец очередной порции истории. На сегодня мы имеем пепелище, которое даже не начали разбирать. Лишь погорельцы приезжают туда, чтобы найти уцелевшие вещи да погоревать над уничтоженным добром. Часть из них уверена, что это поджог. Их специально выселили, так как кому-то понадобилась земля.

Официальные данные и релизы то и дело менялись. Разнилось время прибытия пожарных, затем количество потерпевших. С 53 число выросло сначала до 73, а теперь их 93. Из этого числа один человек надышался угарным газом, к счастью, не фатально, а двое получили ожоги, но были отпущены на амбулаторное лечение.

По факту пожара возбуждено уголовное дело. Но что-то подсказывает, что сценарий трагедии города будет переписан…

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 25 августа 2021

Заголовок в газете: Оренбург исчезающий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру