В Оренбургской области некоторые проблемы растянулись на десятилетия

В Оренбургской области некоторые проблемы растянулись на десятилетия
Архив "МК в Оренбурге"

Проблемы в Оренбуржье, которые тянутся десятилетиями

В новогодние каникулы попалась на глаза подшивка одной из газет. В конце 90-х – начале нулевых она была довольно популярна, а потом региональные вкладки перестали выходить. Но труд журналистов остался в истории региона, и теперь, спустя более двадцати лет, интересно посмотреть, какими проблемами жил наш край тогда. Как оказалось, есть вещи, над которыми время не властно, например, мусор.

Переход от ожидания к бакам

Именно в 90-е годы складывалась новая система вывоза бытовых отходов. Спецавтохозяйство как таковое перестало существовать. Машины начали опаздывать. А то и вовсе не приезжали. Народ вываливал отходы прямо на землю. Ведь контейнеров еще не было. И постепенно дворы превращались в стихийные свалки. 

Бесхозные мешки в конце 90-х – начале 2000-х вызывали у населения страх. Теракты в Москве, Волгодонске и Буйнакске были ранами на теле общества. И в любом узле виделась опасность. Саперам часто приходилось приезжать на вызов. И почти всегда, к счастью, натыкались на брошенный кем-то мусор.

Ответственность за чистоту во дворах легла на образованные территориальные представительства УЖКХ. В те годы они назывались «Служба заказчика». Там пояснили, что «тормоза», связанные со своевременным прибытием мусоровозов, были вызваны отсутствием финансирования. Денег предприятие не видело месяцами. На запчасти из бюджета городской администрации было выделено чуть больше миллиона. В то время это было очень мало.

Журналисты тогда пофантазировали на тему возрождения мусоропровода. Ведь в домах они были, но заваренные. Однако в той же «Службе заказчика» пояснили, что мусоропровод – дело опасное. Туда могут что угодно скинуть, даже бомбу. И система вывоза отходов из подобных мест не отлажена от слова «совсем».

Горожане начали сами придумывать, как избавить Оренбург и другие территории края от свалок. Каких только предложений не возникало! И ямы большие вырыть, а выбрасываемые туда отходы пересыпать известью или заливать кислотой. Контейнеры специализированные тоже фигурировали в предложениях. Вероятно, это было самое адекватное решение, потому что уже в тот же год нечто подобное в наших дворах и появилось. Сначала под контейнеры создали площадки, а потом на них установили баки.

Однако самым нормальным предложением был возврат к советской системе – когда к конкретному времени приезжала машина, загружала пакеты и увозила на полигон. И всего дел, как говорили в известном фильме.

Сегодня мусорная проблема никуда не делась. Она только видоизменилась. Металлические баки сменили на заглубленные. Приходят в негодность старые мешки в контейнерах, а денег, чтобы их заменить, все и вовремя, нет.

Итог – Оренбургская область заняла седьмое место среди самых замусоренных регионов России. Т. е. вошла в десятку самых грязных.

Если снова вернуться назад, то можно заметить, что проблема на какое-то время была решена. Народ даже не задумывался, куда исчезает содержимое контейнеров до тех пор, пока не вступила в силу «мусорная реформа». Стоимость вывоза ТКО поднялась в разы, а вот качество заметно упало. Уже первый месяц реализации проекта на территории края, совпавший с новогодними каникулами, показал, что перемены явно не к лучшему. А посему мы имеем то, что имеем.

Частники не хотели повышать тариф

Сложно поверить, но перед миллениумом стоимость проезда в областном центре составляла всего два с половиной рубля! Столько составлял муниципальный тариф. Коммерческие были на рубль дороже.

Но ничего не стоит на месте. Особенно цены. Их решили поднять, причем резко – аж на пять рублей. ГСМ подорожал, значит, и тариф должен. Закон рынка.

Интересный факт – в ту пору частники довольно долго упирались и не хотели повышать стоимость проезда. Повышение грозило многим уходом с транспортного рынка. Тогда это направление только развивалось. Коммерческие маршруты пришли на помощь задыхающемуся от перегруза муниципальному автопарку. И должны были регулировать цены с толком и расстановкой. Однако принять условия мэрии тогда частникам все-таки пришлось.

Что мы имеем сегодня? Тариф растет. С начала года некоторые маршруты набавили себе цену.

По улицам Оренбурга ходят в основном устаревшие пазики, переполненные в часы пик. Дефицит общественного транспорта ощущается после 20:00, когда люди минимум полчаса дожидаются нужный автобус. А в некоторые районы транспорт так и не пустили.

Троллейбусы постепенно уходят в историю. Экологически чистый транспорт нашим властям не нужен. Они предпочитают небо без проводов.

Время прошло, а проблемы остались… Практически идентичные тем, что волновали граждан 20 лет назад.

Борьба за нравственность

Объявления на столбах – Avito 20 века. И сейчас некоторые граждане стараются привлечь внимание к своим услугам таким способом. А в конце 90-х это была проблема для коммунальных служб. В основном на самых видных местах можно было видеть номера телефонов. Только цифры, без всякого текста.

Таким образом рекламировались услуги интимного характера. «Справочник» располагался едва ли не на каждом фонарном столбе. Поверхность гладкая, бесплатная. Доступная! Вот и пользовались ей предприимчивые граждане.

Обновлялась база с завидной регулярностью. Не успеют дворники содрать, как со скоростью отрастания головы у гидры появлялся новый листок.

Как боролись с этим видом рекламы власти? Перочинными ножами! Очищали фонари сотрудники тогда еще милиции. Отдирали, выбрасывали. И караулили, чтобы зло не проявилось снова.

Сегодня номера телефонов на видное место не вывешивают. Для объявлений, которые в бизнесе называют «холодными» контактами, используют специальные доски на подъездах и остановочных павильонах.

Специальные службы следят за тем, чтобы эти площадки не были переполнены текстами и регулярно их очищают.

Правда, есть нюанс… «Умные» остановки на Чкалова забыли снабдить досками для объявлений. И они были испорчены несознательными гражданами, решившими заявить о своей деятельности способом «холодных» контактов.

Бумажные объявления на остановках и подъездах до сих пор актуальны потому, что практически сразу бросаются в глаза прохожим. И если заголовок привлекает, то его читают. И сохраняют номер телефона. Так что «технологии» прошлого века еще работают.

Осторожно, гололед!

Серьезной проблемой для Оренбурга конца 20 века был гололед. За чистоту тротуаров отвечали МУПы и предприятия, в чьей собственности находилась территория. Устранять последствия похолодания должны были дворники. И они это делали, но весьма неохотно и некачественно. Все упиралось в зарплату в 188 рублей и нехватку денег на противоледные смеси. В итоге улицы превращались в катки. По 300 человек в месяц обращались в травмпункты с переломами и вывихами.

Сейчас со льдом борются основательнее. В центре его просто скалывают, приводя в негодность тротуарную плитку, но делая передвижение граждан безопасным. В остальных районах посыпают песко-соляной смесью. Недавно в аккаунтах мэрии появилась информация о закупке более двух тонн этого реагента, щедрые порции которого негативно влияют не только на наледь, но и на обувь.

Глава администрации до начала зимнего сезона обещал, что элементы борьбы с осадками будут другими. Современными. Но сроки не назвал. Так что борются с гололедом, и то хорошо.

Картофоны

Итак, проблема мусора и транспорта в регионе из разряда труднорешаемых. А вот следующий вопрос уже давно сам себя изжил. В последний год 20 века мобильные телефоны в Оренбуржье еще не были распространены. На помощь тем, у кого не было и домашних аппаратов, приходили таксофоны. После денежной реформы один звонок стоил 10 копеек. Затем появились специальные жетоны.

В 1999 году на территории области начали внедрять новые технологии в виде так называемых картофонов. Тогда в областном центре было снято более 700 аппаратов, которые в скором времени заменили на новые, с блоком для карты. Они пришли на смену жетонам.

С развитием науки и техники с городских пейзажей исчезли и картофоны. Это теперь история и эволюция связи.

Вот такой экскурс в прошлое, который показал, что есть у города и области вечные проблемы. Наверное, должно случиться что-то экстраординарное, чтобы все структуры начали работать качественно, без перебоев. На благо народа, а не для галочки.

А что-то осталось милым воспоминанием юности, свидетельством прогресса.

Время идет, все меняется. Но не так, как хотелось бы…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2021

Заголовок в газете: Вперед в прошлое

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру