В Оренбуржье отмечается безработица, но есть много вакансий

В Оренбуржье отмечается безработица, но есть много вакансий
Архив «МК в Оренбурге»

В Оренбуржье отмечается напряженность с работой

Covid-19 нанес ощутимый удар не только по здоровью оренбуржцев, но и по стабильности. Жизнь круто поменялась на до и после. Локдаун для многих стал фатальным. Небольшие предприятия не выдержали ограничительных мер и перестали существовать. Во многих отраслях ситуация видна невооруженным глазом – арендуемые помещения в ТЦ и ТК заметно опустели. Исчезли вывески с некоторых точек общепита. А нет предприятия, значит, сотрудники остались без работы.

Однако помимо безработицы, как это ни странно, есть проблема кадрового голода. Парадокс.

Убитое дело

Олеся руководила небольшой детской студией. У нее был коллектив, заказы. Девушка проводила с ребятишками различные занятия, устраивала дни рождения. Предприятие только начало делать уверенные шаги в большой бизнес, как грянула пандемия.

– Весь капитал, который у меня был, я вложила в дело, – срывающимся голосом рассказывает бывшая предпринимательница. – Как только все это началось, я подумала, что выдержим. Посидим пару недель. Вроде отпуска.

Парой недель человечество от опасного вируса не отделалось. Меры ужесточились. А тут горят сроки по уплате аренды. Кое-как наскребла нужную сумму, отдала.

К тому времени, как кружкам и детским заведениям позволили открыться, студия Олеси перестала существовать. Одни клиенты уехали, другие соблюдали самоизоляцию, третьим самим нечем было платить за занятия. Фирма не потянула расходы. И ликвидировалась. Хорошо, что в ноль вышла, без долгов и расходов.

После краха своего дела Олеся устроилась по специальности, учителем в школу. Осваивает преподавание в дистанционном режиме. О судьбе своих сотрудников ничего не знает – они на нее обиделись за то, что рассчитала.

На грани полного провала оказались зрелищные организации. И если государственные театры и музеи хоть как-то финансируются резервами из бюджетов, то частники, можно сказать, «вылетели в трубу». Например, единственный в регионе музей сказок почти девять месяцев закрыт для посетителей. Организаторы вложили душу в создание уникальной экспозиции. Но на полную мощность предприятие пока так и не заработало. А ведь надо платить налоги, кредиты, коммунальные услуги. Содержать штат. Сколько еще компания протянет на одном энтузиазме, неизвестно. А ведь есть цель – популяризация русских народных сказок, произведений отечественных авторов. И все эти идеи разбиваются о ковидную реальность: опасная болезнь может убить не только тело, но и дело.

Дед Мороз не придет

Еще одна сильно поврежденная пандемией отрасль – общепит. Выжили только те, у кого есть отложенный на черный день капитал и кто смог быстро оптимизироваться и начать работу навынос. Кстати, последнее вызвало волну недоумения у граждан – еду готовят на кухне кафе или ресторана те же повара, которые готовили бы, если бы точка была открыта. В чем смысл? Разве что в том, что человек ест эту же пищу дома, а не за столиком.

Поправить дела в летний период, когда губернатор, наконец, дал добро, получилось не у всех. Ну не попер народ! Не успел соскучиться по изысканной кухне. Привык получать заказ на дом. И просто побоялся за свое здоровье.

Вся надежда была на новогодние праздники. Самое лакомое время! Но не тут-то было… Правительство закрутило гайки – никаких корпоративов! И график работы – не раньше 6:00 и не позже 23:00. Не разгуляешься! Но нет-нет да проскальзывает в соцсетях, в общественном транспорте – и корпоративы проводятся, и юбилеи со свадьбами. Только за плотно закрытыми дверями и тихо включенной музыкой. Главное условие – никаких видео и фото! А то спалиться можно, репутацию себе испортить.

Туго приходится в этот предновогодний период и Деду Морозу со Снегурочкой. Все, кто профессионально примеряют на себе эти образы, впали в депрессию от отсутствия заказов. В прошлом году на одних только детских садах модно было поднять хорошую выручку. Но приход сказочных гостей в детские учреждения – под строгим запретом. Придется воспитателям самим отдуваться.

Позвать сказочного дедушку и его внучку на дом решаются единицы. Зимой 2019 года количество приглашений в среднем в декабре было 15, а сейчас – три максимум. Так что многим Морозам пришлось поставить посох в уголок до лучших времен.

Какие профессии нужны

Редакция «МК в Оренбурге» обратилась в региональное министерство труда и занятости, чтобы узнать, как обстоят дела с безработицей, сколько вакансий есть в областном банке, какие специалисты сейчас востребованы и каков размер пособия.

Ведомство прислало следующий ответ: «Пандемия внесла свои коррективы на рынке труда. С апреля текущего года наблюдается рост регистрируемой безработицы. Это во многом обусловлено и тем, что в целях поддержки граждан было увеличено пособие по безработице. В службу занятости обращались не только граждане, лишившиеся работы в связи с коронавирусной инфекцией, но и до этого длительно неработающие. Пик регистрируемой безработицы пришелся на III квартал 2020 года. На данный момент наблюдается стабильное снижение. Численность незанятых трудовой деятельностью с конца сентября уменьшилась на 18 тысяч человек. Уровень безработицы сегодня составляет 5,9 %.

В списке представители сфер торговли, туризма, общественного питания, обрабатывающего производства, сельского хозяйства, транспортировки.

Гражданам, потерявшим работу, оказывается комплекс государственных услуг в сфере занятости: содействие в трудоустройстве, самозанятости, профессиональное обучение, профориентация и др. По государственной программе содействия занятости населения с начала года трудоустроено почти 30 тысяч человек. Более четырех тысяч граждан обеспечены работой благодаря реализации региональных и федеральных программ поддержки предприятий, в рамках которых работодателям предоставлялись субсидии на возмещение оплаты труда сотрудников, принятых по направлению службы занятости, а также при организации временных и общественных работ.

На 04.12.2020 в областном банке данных содержится 12 тысяч вакансий. Самые востребованные профессии: врач, медицинская сестра, учитель, инженер, водитель, продавец, слесарь, электромонтер, охранник.

Сегодня постановка на учет в службу занятости согласно Временным правилам производится дистанционно. Гражданам необходимо заполнить соответствующее электронное заявление в личном кабинете информационно-аналитической системы «Работа в России» (trudvsem.ru). Все необходимые сведения для оказания государственных услуг центры занятости населения запрашивают посредством межведомственного электронного взаимодействия. Недостающие данные запрашиваются у заявителя.

Минимальный размер пособия по безработице в Оренбургской области равен 1 725 рублям (с уральским коэффициентом), максимальный – 13 949,5 рубля».

И вот тут возникает тот самый парадокс, о котором шла речь в самом начале этого материала: фиксируется рост безработицы, а вместе с тем в банке данных – 12 тысяч вакансий. И вот тут только два варианта, которые привели к такому положению дел: отсутствие у выпускников школ стремления работать из-за непопулярности профессий и низких зарплат, или получение диплома толкает специалистов на поиски счастья в более благоустроенных территориях. Пищи для рассуждений достаточно. Осталось пообщаться на эту тему с экспертами.

Продолжение следует…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 16 декабря 2020

Заголовок в газете: Парадоксы рынка труда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру