Педагоги Оренбуржья: есть дефицит или нет

Педагоги Оренбуржья: есть дефицит или нет
Архив "МК в Оренбурге"

Как обстоят дела с педкадрами в Оренбуржье

В самом начале 2020 года на федеральном уровне было заявлено о дефиците педагогических кадров – в России не хватает 150 000 учителей. Жесткая ситуация складывается именно в регионах.

В школах работает примерно 1,5 миллиона педагогов. И, по оценкам Минобра РФ, недостает процентов десять. Особенно нужны учителя иностранного языка, математики, информатики, физики. Не везде есть преподаватели начальных классов.

Нехватка педагогов негативно сказывается на образовательном процессе. И это может иметь глобальные последствия.

Престиж профессии: есть или нет?

В прошлом профессия учителя была весьма привлекательной и уважаемой. В школах работали целые педагогические династии. Образование было бесплатным. И одним из лучших в мире.

Прежняя школьная программа была хорошо продумана и давала школьникам такие знания, которые остались в голове на всю жизнь. Даже если не пригодились.

Когда рухнул советский строй, рухнула и система образования. Учителя, как и врачи, скатились в самый низ по оплате труда. Зачем оплачивать знания, когда страна перешла на рыночные отношения? Последствия этой образовательной катастрофы проявляются до сих пор.

Чтобы пойти учиться на педагога, абитуриенты взвешивают все за и против.

Кого-то напрягает информация, что учителя до сих пор получают мало. А кто-то очень боится, что не осилит современную жесткую систему федеральных стандартов обучения.

По мнению экспертов, молодые специалисты боятся идти работать в школы после окончания вузов из-за большой нагрузки и отсутствия практических навыков.

Идут в основном по призванию. Некоторые продолжают дело родителей.

Но все же ажиотажа профессия учителя сейчас не вызывает. Престиж был похоронен, и возрождается к жизни очень неохотно.

По данным Оренбургского педагогического университета, количество выпускников в 2019 году составило: очной формы – 662 человека, заочной – 462.

Официальные данные

Сегодня в школах региона 16,9 тысячи педагогических работников, в том числе 15,4 тысячи – учителя. В городских школах работает 5,8 тысячи человек (37 %), в сельских – 9,6 тысячи (62,5 %).

Процент учителей пенсионного возраста в прошедшем году составил 16,9 % (для сравнения: в 2018-м – 17,5), т. е. наблюдается уменьшение количества пенсионеров на 0,6 %.

Укомплектованность школ Оренбуржья кадрами на начало 2019/2020 учебного года составляет 98,3 % (2018/2019 – 99,6 %). Число вакансий составило 257, из них 117 в городских школах, 140 – в сельских.

Больше всего в кадрах нуждаются: Оренбург (39), Ташлинский (18), Оренбургский (15), Соль-Илецкий и Асекеевский (10) районы.

Дефицит «иностранцев»

Оренбургская область нуждается в учителях английского языка – самой востребованной сегодня специальности в образовании. Такие данные предоставляет региональное министерство образования.

На данный момент есть 45 вакансий на замещение этой должности. Востребованы «англичане» как в областном центре, так и в территориях.

В Оренбургский педагогический университет, на факультет иностранных языков, на очную форму обучения ежегодно поступает в среднем 60 абитуриентов. Куда они деваются после получения диплома, неизвестно.

Английский язык сегодня – самый ходовой. Учить его начинают едва ли не с малых ногтей. А педагогов не хватает. Причем не только у нас.

Проблема с кадрами именно по данному иностранному языку наблюдается по всей России. Эксперты связывают это с качеством подготовки педагогического состава. И с низким уровнем заработной платы.

На втором месте рейтинга дефицита кадров в Оренбуржье – преподаватели математики – 38 вакансий. Столько же не хватает учителей русского языка и литературы.

Классными руководителями школы региона  укомплектованы. 

Профили востребованные и не очень

И все-таки учитель – профессия интересная, благодарная. Главное в этом, как, впрочем, и в чем-то другом, схватить, как говорит нынешняя молодежь, «хайп», открыть для себя прелесть преподавания. А для этого надо определиться, какие знания продвигать в школьные массы.

Большим спросом у абитуриентов ОГПУ пользуются такие направления, как история и обществознание. На эти профили в результате приемной кампании 2019 года было принято наибольшее число заявлений.

Самыми непопулярными у поступающих стали профили химии и биологии.

К сожалению, сейчас отсутствует такая форма работы с выпускниками, как распределение. Однако в том же ОГПУ существует целевое обучение, которое обязывает выпускников по окончании вуза отработать три года согласно заключенному договору.

Меры повышения привлекательности

Чтобы привлечь людей в сферу просвещения, на федеральном уровне в Трудовой кодекс прорабатываются поправки, вводящие единую модель, по которой будет формироваться структура оплаты труда.

Гарантии зарплаты будут прописаны на федеральном уровне, в среднем 70 % фонда оплаты труда должно уходить на оклады и только 30 % – на стимулирующие и другие надбавки.

В Оренбургской области для привлечения специалистов в образовательные организации на муниципальном уровне решаются вопросы по возмещению расходов коммунальных расходов на проживание педагогов и их семей, выплачиваются подъемные молодым кадрам, начисляются различные стимулирующие выплаты.

В этом году в области стартовала программа «Земский учитель», в рамках которой молодой педагог будет получать единовременную выплату в миллион рублей.

В проекте принимают участие 19 территорий. Таким образом планируется закрыть 34 вакансии.

Учитель – все-таки звучит гордо. Этот человек дает знания, закладывает основу будущего своих подопечных. Главное – надо любить свое дело, своих учеников. И тогда можно рассчитывать на благодарность потомков. И удовлетворение от того, что жизнь прожита не зря.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 12 февраля 2020

Заголовок в газете: Учитель - это звучит гордо!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру