В Оренбурге работает общественная организация «Центр обращения граждан «Дети войны»

В Оренбурге работает общественная организация «Центр обращения граждан «Дети войны»
greenexp.ru

У войны нет возраста и национальности. Зло и смерть никого не щадят. Для детей война – это злая тетка, одетая в черное. Она забирает пап и мам. Морит голодом. Причиняет страдания. Те, кто видел ужасы тех страшных лет, могут рассказать очень много о том, что такое война. Но их, как и участников боевых действий, с каждым годом становится все меньше. Вместе с ними уходит в прошлое история. Наша задача – ее сохранить.

Вот несколько примеров того, как мальчишки и девчонки рядом со взрослыми добывали в тылу Великую Победу.

Повзрослевшие…

Истории многих детей войны схожи. Разнятся только географические данные. Тяжелее всех пришлось тем, кто жил на оккупированных территориях. Трудно передать словами то, что они пережили, будучи ребятишками… Бомбежки, расстрелы, зверства…

Оренбуржье было тылом. Здесь Победа ковалась на заводах и в полях. И здесь дети быстро взрослели.

Вот как описывает то время оренбурженка Валентина Торопова. Спортсменка, активистка. Тяготы закалили ее характер. Но главное, именно тогда она поняла, что значит беречь друг друга.

«…Деревня моя – это бескрайние хлебные поля села Красный Яр Соль-Илецкого района Оренбуржья. Весной над землей поднимался пар, а школа наша стояла на краю села и утопала в тюльпанах. Это не просто воспоминания. Я хочу, чтобы каждый ребенок запомнил свое детство, и чтобы оно у него было.

Война началась неожиданно, и мы как-то сразу повзрослели. Мужчин в деревне не осталось. Матери работали в полях и на фермах, а мы, малыши, делали все по дому: варили нехитрую похлебку во дворах на печках-мазанках, поливали огороды из речки, сидели у стен сельского магазина с хлебными карточками. И все равно детство у нас было. Вот только боялись мы слова «война», гурьбой провожали машину с теми, кого отправляли на фронт, и первыми, бегая во дворе, узнавали от почтальона о похоронках.

Мы учились, купались в речке, а хотелось сладкого – доставали корешки солодки из ее берегов. Чего-то было у нас мало, чего-то не было вовсе. Но мы этого даже не замечали. Все шло от семьи. Мы все берегли и все ценили…»

Ученик машиниста

А вот еще одно воспоминание почетного железнодорожника Оренбургской области Анатолия Анифатьева из его книги «Воспитать гражданина».

«Мы были мальчишками военного времени, вечно голодными, плохо одетыми. На всю жизнь запомнилось: проходил я практику на паровозе. Первая поездка. Стою у топки, кидаю уголь, и кажется, что этой работе не будет конца. Руки уже дрожат от усталости, пот глаза щиплет, весь – от головы до ног в угольной пыли. И, как на грех, уголь плохой, пополам с землей. В топке красно, а ни температуры нужной нет, ни пара настоящего. Шлаком, твердой раскаленной коркой покрылось топливо. Выгребать его – мучение. Тяжелой шуровкой бьешь, бьешь, в лицо нестерпимый жар. Очистишь топку – и новый уголь кидать. Тонн пятнадцать перелопатишь за поездку в один конец.

Тяжелая была работа для вчерашнего мальчишки, что и говорить. И разве забуду я, как мой машинист сказал мне в той памятной первой поездке:

– Отдохни, малец. Дай-ка мне лопату.

И молча отломил от своей краюхи, протянул мне большой кусок хлеба, а он тогда был самым желанным лакомством…»

Эти две истории рассказывают нынешнему поколению об истинных ценностях тех мальчишек и девчонок. Об их понимании слов «Родина», «Победа», «Труд»…

«Дети войны Оренбуржья»

Целое поколение тех, кто видел войну, помнит ее ужасы и лишения… Некогда разрозненные, они объединились благодаря одной уникальной передаче.

История организации «Дети войны Оренбуржья» началась много лет назад.

В 2006 году на телеканале «Регион» журналист Софья Радушина создала проект под таким названием. Это была очень трогательная программа, рассказывающая о тех, кто пережил страшное время Великой Отечественной. Их душещипательные рассказы…

Именно Софья Радушина первая заговорила о том, что детям войны необходимо установить памятник.

Совместными усилиями телеведущей и инициативной группы идея была воплощена в жизнь. Сначала был разработан проект, потом сделан эскиз. Скульптор из Челябинска исполнил замысел в бронзе. Памятник был установлен 9 сентября 2013 года.

И программа, и мемориал вызвали широкий общественный резонанс. Инициативная группа расширилась и своей наипервейшей задачей поставила добиться того, чтобы такая категория граждан, как дети войны, была признана на законодательном уровне.

Сколько бумаги было потрачено на письма в различные инстанции! Сколько кабинетов исхожено! Прошли по всей вертикали власти. И одержали победу! Правда, не совсем такую, на какую рассчитывали.

Проблемные льготы

22 октября 2014 года был принят закон «О мерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих в Оренбургской области, кому на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет».

Дети войны стали льготной категорией, но! – со множеством поправок.

Всем, кто носит этот заслуженный статус, полагается ежемесячная денежная выплата – целых! 300 рублей. Но и это не на всех распространяется!

Допустим, человек носит звание «Ветеран труда» или у него проблемы со здоровьем и у него есть инвалидность, но вместе с тем он является «ребенком войны», он уже эти 300 рублей не получает. Более того, людям предлагают отказаться от каких-то положенных добавок в пользу чего-то одного. То есть либо ты ветеран труда, либо дите войны. И то и то не пройдет!

Граждане категорически не согласны с такой постановкой вопроса. Это несправедливо! Они пережили ужасы войны, ударным трудом поднимали страну из руин. Зарабатывали стаж, жертвуя здоровьем, и таким образом стали ветеранами труда. И что-то вычеркнуть…

– Во время войны мне было шесть лет, – рассказывает одна из членов инициативной группы Людмила Лаврентьева. – Я помогала матери в поле. Когда начала оформлять документы, чтобы получить статус «ребенка войны», мне сказали выбирать: либо я ветеран, либо получаю 300 рублей! Более того, у меня попросили трудовую книжку, подтверждающую, что я в детстве работала! Какая трудовая книжка в шесть лет?!

Вот парадокс – государству жаль 300 рублей на тех, кто восстанавливал страну, экономику. Да, в годы войны они были детьми, подростками. Но стояли у станков на заводах и фабриках, работали в полях, на фермах наравне со взрослыми. Они не давали себе поблажек, ссылаясь на возраст, и несли на своих хрупких плечах бремя Великой Отечественной войны.

Такой подход к категории «Дети войны» – только в нашем регионе. В большинстве территорий, в частности в Московской и Ленинградской областях, выплаты производятся без всяких «но!».

А в Оренбуржье все пробуксовывает. Более того, даже в честь Юбилея Победы денежную дотацию увеличивать не собираются. Когда утверждался бюджет на 2020 год, фракция ЛДПР выдвинула законодательную инициативу – увеличить ежемесячную денежную выплату детям войны с 300 до 700 рублей.

– Предусмотренный в действующей редакции закона пакет льгот для данной категории минимален. Размер денежной выплаты предусматривался еще в 2014 году. С того времени значительно изменились и стоимость товаров первой необходимости и стоимость услуг ЖКХ. Поэтому, если говорить о социальной защищенности граждан, мы считаем, что необходимо увеличивать ежемесячную материальную поддержку. Ведь к этой категории относятся люди старше 70 лет, которые не пользуются иными мерами социальной поддержки. К тому же, следующий год юбилейный – 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, а это практически единственная категория, кто переносил все ее тяготы, поскольку ветеранов практически не осталось, – отметила тогда руководитель регионального отделения Татьяна Казармщикова.

Однако инициатива отклика не нашла. И сумма осталась прежней.

Здесь всегда окажут помощь

В 2018 году на территории нашего края была создана региональная автономная некоммерческая организация «Центр обращения граждан «Дети войны», избрано правление, которое возглавил Владимир Федоров.

– Сегодня на территории Оренбургской области проживает более 115 тысяч детей войны, – рассказывает Владимир Васильевич. – Из них только 38 тысяч имеют официальный статус. А все упирается в закон! Социальные службы не идут навстречу. И наша главная задача – добиться пересмотра закона и внесения поправок.

У центра есть свой устав. Сюда со своими проблемами могут обратиться все дети войны, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Прием проводится по четырем адресам: ул. Богдана Хмельницкого, 3, ул. Володарского, 5, ул. Липовая, 1, ул. 60 лет Октября, 21.

Вся деятельность АНО держится исключительно на энтузиазме ее создателей и неравнодушных спонсоров.

Продолжение следует…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 5 февраля 2020

Заголовок в газете: Дети войны. Часть I

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру