Газовые факелы, сжигающие нефтяной попутный газ, меняют климат Оренбуржья

По оценочным данным на основе дистанционного зондирования таких факелов более ста.

По оценочным данным на основе дистанционного зондирования таких факелов  более ста.
regnum.ru

Проблемы экологии зачастую имеют отложенные во времени последствия, если не случается какой-либо катастрофы. А вот прибыль от хозяйственной деятельности, той же нефтегазодобычи, имеет эффект непосредственный и на первый взгляд более привлекательный. Однако экологическая недальновидность может сильно ударить по будущему нашего региона.

В недавно опубликованном проекте государственного доклада Минприроды России отметило Оренбургскую область как регион со значительным обеднением растительного мира. Около 44 видов животных и растений причислены к находящимся под угрозой уничтожения. Но исчезающие виды – это только индикаторы гораздо большей проблемы. Ведь если окружающая среда благоприятна для растений и животных, то она хороша и для человека. И наоборот. В нашем регионе климат суровый - жаркое, засушливое лето и морозная малоснежная зима. В дополнение к этому хозяйственная деятельность, а иногда  просто бесхозяйственность ухудшают окружающую природную среду. И все более остро встает вопрос, который власти зачастую предпочитают замалчивать: насколько комфортно жить в Оренбуржье?

Не зайти на огонек

Нефть и газ чрезвычайно важны для экономики области. Это и рабочие места, и налоги, пополняющие бюджет. Однако экономика не существует в абстрактном вакууме. Для кого же в конечном счете все должно работать и давать положительные плоды? Для самих же оренбуржцев. Но далеко не у всех жизнь улучшается в зависимости от количества добытых баррелей. Недавно в селе Анатольевка Октябрьского района жители подняли бучу, когда ООО «Сакмарнефть» начало подготовку к проведению геолого-изыскательных работ в пойме реки Салмыш. В Ташлинском районе люди жалуются на разбитые нефтевозами дороги, на невыносимый запах от нефтедобычи вблизи села. А авария на нефтепроводе в селе Паника заставила понервничать не только жителей Оренбургского района, волна паники докатилась и до областного центра. Да и сам Оренбург периодически накрывает вонью, официальная причина которой – проблемы с канализацией - кажется сомнительной. Сейчас можно об этом сказать во всеуслышание, только положительного эффекта никто не гарантирует. В некоторых случаях региональная власть живо реагирует на крики о помощи от жителей. Но почему-то это делается после, а не до. Да и сам город, можно сказать, обложен горящими факелами, сжигающими нефтяной попутный газ. Неужели нет более щадящих способов избавления от чадящих и загрязняющих природу источников?

- Около 5% территории области непригодны для земледелия из-за деятельности нефтяников. Уничтожена вся степь к югу от Оренбурга. Но плата за ущерб окружающей среде сократилась раз в 10, тут идут навстречу бизнесу. Местная власть их терпит, - обрисовал сложившуюся в Оренбуржье ситуацию академик РАН Александр Чибилев. - Факелы вообще не должны гореть, это технологии 30 - 40 годов прошлого века. В Европе такого нет. Казахстан, например,  вложил средства, построил газогенераторную электростанцию и погасил значительную часть факелов на Карачаганакском месторождении.

Горящий факел дает длинный газовый шлейф. В зависимости от ветра он может накрыть обширную территорию и с населенными пунктами, и с сельхозугодьями. Можно привести в пример Покровское месторождение нефти. Расположено оно между Сорочинском и Грачевкой. И факельных установок там не одна штука. С космических снимков видно, как шлейф от факела расползается по территориям. А те, кто проезжает по этой дороге, весьма и весьма разбитой нефтевозами, могут в полной мере ощутить невыносимое амбре от газового огонька.

- Распространение дымового шлейфа от действующей факельной установки может достигать 11 километров и рассеиваться на ширину до 3 км, - пояснила старший научный сотрудник отдела ландшафтной экологии Института степи УрО РАН Ксения Мячина. - Площадь загрязнения в этом случае составит более чем 30 квадратных километров в зависимости от метеорологических условий.

Газовый шлейф одного из факелов Покровского нефтяного месторождения

Как считают ученые, уже пора бить во все колокола. Экологические нарушения в нефтяной отрасли широкой огласке не предают. В нашем регионе работает больше 50 нефтяных компаний: кто-то выполняет экологические нормы, кто-то нет. Сколько факельных установок еще горят – цифра доподлинно неизвестная. Компании ее наверняка знают, но вряд ли озвучат. По оценочным данным на основе дистанционного зондирования таких факелов в Оренбуржье более ста. Притом они не только загрязняют воздух. Наш регион засушливый, мало рек и лесов – мало и кислорода. А сотня газовых установок его сжигают очень активно. К тому же постоянный нагрев атмосферы образует так называемые «тепловые островки», которые изменяют климатические характеристики на локальном уровне. 

И опять же никто не может оценить вред от каждой установки. Это надо замерить все показатели, нужна выездная лаборатории, необходим доступ на территорию месторождения. А главное - кто-то должен быть заинтересован в выявлении этих данных.

Степь бесправная

В начале сентября область захлестнули степные пожары. Теперь вдоль оренбургских дорог на десятки километров растянулись черные, обугленные увалы и сырты. Как правило, появление этой стихии связано с обычной бесхозяйственностью и беспечностью. Однако степные пожары начинают тушить только тогда, когда огонь подходит к населенным пунктам.

ГУ МЧС по Оренбургкой области

- Степь горит без остановки, поскольку не стоит ни рубля. Тушат ее, только когда огонь к селам подходит. Масштабы пожаров намного больше, чем фиксируется официально. Количество гектаров сгоревшей степи занижается в разы. Когда степь горит, ее не тушат, пока огонь не угрожает посевам или населенным пунктам, - рассказал Александр Чибилев. - По предварительным оценкам за весенне-летний период пожарами было охвачено до 15% степных территорий. Никто не осознает ценность самих этих территорий.

Точных данных по потерям области от пожаров пока нет. Их можно подсчитать после обработки космических снимков территории. Реальные данные могут населению и не сказать, ведь если ущерб дойдет до размеров чрезвычайной ситуации, то должны кого-то наказать, а это мало выгодно тем, кто обладает точной информацией.

ГУ МЧС по Оренбургкой области

У нас есть законодательство о лесоустройстве, о землеустройстве. Есть в регионе даже министерство лесного хозяйства, получившее известность проектом «Миллионов деревьев». А вот для оренбургских степей такого внимания не нашлось - оказалась степь бесправной, хотя занимает 70% территории области. Постоянное сужение естественной, природной среды может привести к тому, что Оренбуржье станет просто непригодным для здоровой, комфортной жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру