Шило в мешке не утаишь: какие есть тайны у оренбургского следствия

Как распознать в себе следователя, стать им и получать от этого нужный результат

Как распознать в себе следователя, стать им и получать от этого нужный результат
СУ СК РФ по Оренбургской области

Расследовать убийства, изнасилования, похищения – задача не из легких. Здесь на помощь следствию приходят современные методы и техника. Только если не знаешь, что искать и где, вряд ли что-то найдешь.

25 июля следователи отмечают свой профессиональный праздник. День этот привязан к дате образования Петром I следственной канцелярии еще в 1713 году. Сейчас же раскрывать самые сложные преступления поручено молодой структуре – Следственному комитету РФ. Однако попасть на работу сюда может далеко не всякий.

– Мы не ищем работников, это они должны заинтересовать нас своими качествами, тем, насколько могут быть полезны, – рассказал старший инспектор отдела кадров СУ СК РФ по Оренбургской области Дмитрий Семенов. – На год у нас есть кадровый резерв и 30 общественных помощников. В резерве люди стоят по 2 – 3 года.

Если считать вместе со студентами, приходящими на практику, то трудоустройством в СК интересуются в среднем 40 человек в месяц. Минимум один человек в день звонит по этому же вопросу. Но 80% отсеиваются на телефонном интервью. Не подходит образование, или личные качества, или люди не готовы стоять в резерве. К тому же кандидатам надо пройти психологический отбор, проверку на полиграфе, не вызвать вопросов у службы безопасности. И на каждом из этапов может последовать отказ. В общем, путь к этой должности тернист и сложен. Работать сможет лишь тот, кто на это способен. Понять это можно еще в школе.

– Следователь работает с людьми, поэтому профессия больше подходит экстравертам, настроенным на общение. Это качество можно заметить у ребенка уже в средних классах по тому, как он проводит свое время, – поясняет Дмитрий Владимирович. – Интроверты быстро от нас уходят, ведь тот же допрос – это диалог. И, к примеру, сегодня следователь его ведет с асоциальным элементом, задержанным за убийство в «малине», а на следующий день общается с человеком с двумя высшими образованиями, подозреваемым в миллионных махинациях, в сопровождении адвоката.

Если ребенок активно смотрит фильмы о следствии – это уже показатель. Школьники могут примерить на себя будущую профессию в день открытых дверей или в подшефной у СК школы на занятии. Главный же кадровый потенциал СК – студенты-юристы, которые приходят на практику, и общественные помощники. Стать общественным помощником может тот, кто достиг 18 лет, имеет склонность к следственной работе и не привлекался к административной ответственности.

Всех претендентов ждет плотный комплекс проверок. Начинается все с психолога. Через тесты, задачи, ребусы и логические построения оценивается стрессоустойчивость, конфликтность, лидерские и интеллектуальные качества кандидата. Часто претенденты заваливают тест по интеллектуальному развитию. А проверяют его простыми, но эффективными методами. Например, просят объяснить смысл поговорки «Шило в мешке не утаишь», а потом смотрят, ограничивается человек описанием о торчащем из мешка инструменте либо понимает абстрактный смысл выражения. Используются проективные методики – нарисовать несуществующее животное, а иногда проводят интервью, где с пришедшими не церемонятся в обхождении, зато проверяют стрессоустойчивость и способность думать под психологической нагрузкой. Потом психолог дает рекомендацию, подходит ли претендент.

– Все приходят с социально одобряемыми качествами: мы сильные, мы готовы служить. Тут только психолог с экстрасенсорными способностями определит с порога, подходит кандидат или нет, – смеется Дмитрий Владимирович. – Но у нас таких нет. Смотрим по методикам и общению. Если, к примеру, звонит мама и спрашивает, может ли сын у нас трудоустроиться, это тоже о чем-то говорит…

Проверят родословную и фото в Инстаграм 

После психолога идет проверка службы безопасности. Судимости родственников или их фигурирование в уголовных делах рассматриваются в каждом случае индивидуально, ведь если брат кандидата когда-то в юности украл велосипед, а сейчас добропорядочный гражданин – это один случай, а если он рецидивист со стажем – другое дело. Отказать могут даже тем, кто попал в поле зрения ГИБДД, проехав на красный свет, непристегнутым или пьяным. Такие факторы говорят об уровне правосознания человека. Был случай, когда отказали молодому человеку, которого за последние три месяца 8 раз привлекли к ответственности за тонировку.

Проверяется и активность в соцсетях: в каких группах состоит, какие фото выкладывает. Например, снимки охотников с оружием на фоне убитого животного считаются некорректными. Отдельный вопрос – модные нынче татуировки. Одно дело, армейские или небольшие и не на виду. Однако современный тренд – тату-рукава и даже рисунки на лице – может свести на нет другие положительные качества. Разрисованному татуировками кандидату могут указать на дверь, ведь к следователю люди приходят с большими проблемами, здесь не то место, где человек может самовыражаться напоказ и давать повод себя спровоцировать.

На полиграфе претендент попадает под проверку автобиографии, наличия вредных привычек, пристрастия к алкоголю и наркотикам, причастности к криминальной среде и к уголовным правонарушениям, ответственности за которые кандидат каким-то образом избежал. После успешного прохождения проверок следует назначение общественным помощником. Теперь он может получать практический опыт, а у его куратора появляются свободные руки.

Для трудоустройства кандидаты приходят на отборочную комиссию, где с них спрашивают не только теорию, но и практику. Следователей не так много, иногда один на весь район. Новоприбывшего в ряды СК могут сразу назначить за сотни километров от Оренбурга. Он должен правильно собрать и зафиксировать доказательства, назначить нужные экспертизы. Как рассказал наш собеседник, в коллективе очень мало пришедших «с улицы» и не побывавших общественными помощниками либо не работавших следователями в системе МВД.

СУ СК РФ по Оренбургской области

А вот на вопрос, обучают ли следователей СК каким-то особенным психологическим техникам, старший инспектор хитро улыбнулся.

– Есть рекомендации на общение с людьми, например, действия в конфликтных, нестандартных ситуациях, – пояснил Дмитрий Семенов. – Работник следствия должен быть устойчивым к любому эмоциональному фону при расследовании убийств, изнасилований, других тяжких преступлений. Давление заинтересованных лиц, особенно в экономических преступлениях, когда много людей завязано и идет поиск, не должно повлиять на следователя, поэтому его готовят работать в экстремальных ситуациях – дефицит времени, большое или, наоборот, малое количество информации.

Пополняется СК не только людьми, но и новейшей техникой. Только, конечно, работает она не сама по себе, автоматически разыскивая преступника. Руководят ею следователи-криминалисты, на 100% погруженные в профессию. Другие здесь просто не задерживаются. А интерес в обществе к работе следователя высок. Сколько сейчас на экранах сериалов, которые открывают зрителям завесу тайны над работой сотрудников. Только какие из них близки к правде?

– Никакие! – таков ответ старшего следователя-криминалиста Арсения Дмитриева. – Слишком там все преувеличено – и наши возможности, и преступников, а сюжетная линия изощреннее.

Хотя, как говорит Арсений Александрович, и по некоторым оренбургским преступлениям можно снимать фильм. Сами следователи-криминалисты не ходят с кисточкой на месте преступления и не ищут «пальчики», как обычно представляют обыватели. Этим занимаются эксперты. А дело криминалиста – понять, где преступник мог оставить следы. Иногда приходится и в земле покопаться. Несколько лет назад похитили женщину, и преступник получил за нее выкуп – 35 миллионов рублей. Злодея поймали и впоследствии осудили. Деньги он спрятал в разных местах, в том числе закопал, а искать и выкапывать их пришлось криминалистам и сотрудникам полиции.

СУ СК РФ по Оренбургской области

Следы есть везде

Иногда на злоумышленника выводит случайность. Был однажды случай: обнаружили завернутый труп мужчины в лесопосадке. Его личность установить не смогли, а вот преступников – запросто. Дело в том, что из-за небрежности они завернули вместе с трупом чек на оплату сотового телефона, а уж по номеру телефона на них вышли очень быстро.

СУ СК РФ по Оренбургской области

Специальная аппаратура может извлекать из средств связи много нужной информации. Иногда злоумышленники сами фотографируют совершение преступления или его место.

С приходом новых методов и развитием техники расследуются старые дела. Чаще всего это связано с проведением генетических экспертиз. У СК уже есть база биоматериала. Конечно, там образцы генотипа далеко не всех жителей страны, а только осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, людей, которые пропадали и были найдены.

Криминалистический свет позволяет найти следы крови и биологических жидкостей, даже давние. Пропала женщина, следов не оставила никаких. Стали осматривать ее комнату и увидели следы замытой крови. Стали задавать вопросы сыну, который жил с ней, он признался: мать не пропала, а он ее убил.

Зафиксировать следы на предметах помогает цианоакрилатовая камера. В прибор помещается предмет с отпечатками. Потом он окуривается парами цианоакрилата, по сути суперклея. Отпечатки становятся видимыми и фиксируются.

Труднодоступные местности криминалисты осматривают при помощи квадрокоптера. Спрятанные микросхемы, аппаратуру и сим-карты поможет найти нелинейный локатор.

СУ СК РФ по Оренбургской области

Апробируется следователями вместе с психиатром методика гипноза, точнее «методика установления информации на фоне релаксации». Свидетель или потерпевший здесь могут вспомнить подробности событий десяти-, пятнадцатилетней давности. Так произошло при расследовании убийства 2002 года. Подруга потерпевшей через 15 лет под гипнозом вспомнила мельчайшие подробности того рокового дня вплоть до предметов, лежавших в сумке. По новым данным преступник был осужден на 20 лет лишения свободы.

Опасная сеть

Данные из соцсетей тоже могут вывести на чистую воду.

– Больше года назад произошло убийство преподавательницы ВУЗа, а из ее квартиры была похищена крупная сумма денег, – рассказывает Арсений Дмитриев. – Заглянули в Инстаграмм подозреваемого и увидели, что его материальное положение заметно улучшилось. Мы сделали вывод о его причастности к преступлению.

А иногда именно соцсети помогают злоумышленнику вершить свои дела. Лавинообразно распространяется в соцсетях детская порнография. К примеру, заходит дядечка на страницу несовершеннолетней девочки, не под своим логином, а под видом другой девочки. Различными обманными путями он старается получить ее фото в обнаженном виде, а затем под угрозой распространения фото среди ее друзей начинает либо вымогать деньги, либо требовать новых фотографий. Сейчас расследуется большое дело в отношении мужчины, который в течение пяти лет склонял девочек присылать ему фото порнографического содержания.

- Одна девочка отказалась присылать новые, и он исполнил свои угрозы, – рассказывает следователь-криминалист. – По этому следу на него и вышли, задержали. Сейчас он в СИЗО рассказывает о своей «деятельности». География – от Беларуссии до Дальнего Востока, сотни потерпевших. Он оренбуржец, и большинство пострадавших девочек тоже оренбурженки.

Как поясняет наш собеседник, если местной техники не хватает, то ее «вызывают» из Москвы. Приезжают из столицы психолог и художник, которые помогают вспомнить внешность преступника. Все-таки фоторобот иногда выдает совсем нечеловеческое лицо – работа художника точнее. В оренбургской практике уже есть два случая раскрытия преступления этим способом. В подъезде дома в отношении девочки было совершено половое преступление. По фотороботу нападавшего никто не опознал, а по нарисованному портрету узнали.

Техника техникой, но все же большинство преступлений раскрывается «мозговым штурмом». Если не знаешь, что искать и где, то вряд ли что-то найдешь. Криминалист должен поставить себя на место преступника и думать, как он. Как говорит наш визави, когда на месте преступления видишь труп, брызги крови, то в уме уже всплывают картинки, как все происходило.

– Много существует методик, которые предавать огласке не надо, из тактических соображений не хотим раскрывать все наше оружие, ведь кто владеет информацией – владеет миром, – завершил на таинственной ноте Арсений Александрович. – Это и в ваших интересах тоже.

СУ СК РФ по Оренбургской области

Не как в кино: как работают оренбургские следователи СК

Не как в кино: как работают оренбургские следователи СК

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: Тайны оренбургского следствия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру