Молодежь Оренбуржья боится заниматься бизнесом

Молодежь Оренбуржья боится заниматься бизнесом
Алексей Меринов

Почему оренбургская молодежь боится идти в бизнес

Для того чтобы быть богатым, нужно иметь особое мышление. Подобными теориями кишит интернет. Их внедряют в умы граждан различные коучи и акулы маркетинга. Конечно, 21-й век – время возможностей. И с этим очень трудно спорить. Только вот все ли могут этими возможностями воспользоваться? И особенно в Оренбургской области. Найти себя в регионе практически нереально. Слишком мало условий у нас для самореализации. И примеров нет.

Недавнее высказывание одного из оренбургских общественников о воспитании молодежи, Тик-Токе и реалиях заставляют всерьез задуматься о будущем. И с сожалением оглядываться на прошлое...

Реалии капитализма

– Мама! Я миллион заработал! – ребенок, восторженно сияя глазенками, протянул «пачку» зеленых листьев, – я Сашке грузовик с песком продал! – гордо добавил юный предприниматель. Ругать дитя за то, что променял довольно дорогую игрушку на гербарий, не хотелось. Невольно вспомнилось свое, беззаботное, детство, пришедшееся на предперестроечный период, когда так же играли в магазин. Только тогда торговали бутонами цветов, камешками и бабочками. Все стоило копейки. Потому что мир вокруг был иным.

Как объяснить современному ребенку, который осваивает гаджеты раньше, чем начинает говорить, что такое социализм в его экономической составляющей? Сейчас, в эпоху потребления, молодые люди признают исключительно рыночные отношения. А тогда, в советском прошлом, когда все были равны, а образование, здравоохранение и прочие аспекты жизни были бесплатными, и ценности были другие. Да, и тогда было престижно быть лидером в классе, в группе института, в комсомольской ячейке. Личностный рост поощрялся. Активисты продвигались к успеху, неся в общество светлые идеи коммунизма. И сейчас, глядя на реалии этой жизни, те мысли не кажутся таким уж абсурдными. Тогда в почете был труд. И этот труд давал всем равные возможности. Если человек хотел, он ставил рекорды на заводском станке. Являлся лидером. Его уважали. Он получал достойную зарплату. Даже если зарплата была среднестатистической, простые семьи рабочих могли на нее съездить на море. Посмотреть страну. Но, собственно, сейчас не об этом. Хотя стало трендом вспоминать советское прошлое и дискутировать в соцсетях с защитниками прошлого и настоящего.

О взглядах на труд советской молодежи очень выразительно рассказывает фильм «Королева бензоколонки». Героиня мечтает о красивой профессии, а рядом с ней ее ровесницы радуются, что нашли работу на заводе. Да и сама Людмила Добрыйвечер меняет свою мечту и в финале хочет строить заправочные станции.

Нынешняя молодежь, имеющая перед глазами яркие примеры коммерческих успехов, особо в мир предпринимательства не стремится. Про труд простых рабочих и говорить нечего. Это не престижно!

Тик-Ток против народного творчества

Журналисты «МК в Оренбурге» провели несколько опросов среди школьников старших и выпускных классов на тему будущей профессии. Космонавтом стать никто не пожелал! Очень большой процент делает ставку на блоги. У современной молодежи (увы и ах) примеры успеха не рабочие, а блогеры. Люди без образования и права на «давать советы», умеющие хорошо кривляться перед камерой смартфона. Тик-Ток – наше все!

Недавно на пленарном заседании Общественной палаты Оренбургской области ректор института искусств имени Л. и М. Ростроповичей Борис Хавторин, подводя итоги работы комитета, который он возглавляет, коснулся темы патриотического воспитания молодежи. И противопоставил псевдокультуру соцсетей настоящей, народной культуре. Это хорошо, что один из лидеров Тик-Тока – оренбуржец. Но это не тот кумир, за которым стоило бы идти.

Поколение, воспитанное на традициях, будет более духовно одаренным. А сейчас мы имеем то, что имеем.

Интернет предлагает поколению будущего легкие деньги. Чем глупее и смешнее видео, тем больше шансов заполучить рекламодателя. И в борьбе за лайки обитатели Всемирной сети идут на многое. Зачем трудиться, когда можно наступить на грабли, получить ими по голове, набрать тысячи просмотров и получить за это неплохие деньги.

Еще одна часть опрошенных пойдет учиться на менеджера. Менеджмент – это управление. И в представлении нынешних школьников это – элита. Белые рубашки, дорогие костюмы. Особенно топ-менеджеры. Это очень престижно! На деле выпускники вузов, обучающиеся на менеджеров, в Оренбуржье работают потом в торговых сетях. В лучшем случае рассказывают покупателям о преимуществах той или иной продукции, консультируют...

Самый маленький процент хочет найти себя в медицине и педагогике.

Несколько опрошенных по окончании школы поедут покорять просторы шоу-бизнеса и отечественной фабрики грез.

Из всех респондентов ни один не поделился планами создать свое дело. Оренбургская молодежь далека от идей бизнеса.

Отголоски 90-х

Опрос «Хотите ли вы открыть свое дело и почему?» проводили и оренбургские общественники. На волне указа президента о развитии малого и среднего бизнеса во всех территориях страны начали пропагандировать предпринимательскую деятельность. И ориентировать на нее подрастающее поколение.

Данные опроса расстроили экспертов. Из 10 человек только один проявляет интерес к своему делу. Остальным больше по душе либо «легкие деньги» интернета, либо работа по найму.

Что же мешает развитию предпринимательской жилки у оренбургской молодежи? Этим вопросом задались не только общественники, но и специалисты по бизнесу и экономисты.

Одна из причин, названных экспертами, – страх перед своим делом, оставшийся в наследство от лихих 90-х. Нынешние школьники – дети тех, кто рос в ту страшную эпоху. Яркая, но короткая жизнь «малиновых пиджаков», разборки, опасность – все это ассоциируется с бизнесом. Рэкет, громящий ларьки предпринимателей, крыша и т. д. А еще бюрократические проволочки и налоговое законодательство.

Другая причина – отсутствие наставничества. Нет в Оренбургской области достойных примеров успешного бизнеса для молодежи. Те, кто добился успехов в предпринимательской деятельности, не стремятся передавать свой опыт и делиться успехом.

Попытки были и есть. Одним из показателей наставничества в своем деле был проект «Бизнес-класс». Успешные люди (а их не очень много в нашем регионе) учили тех, кто недавно открыл свой бизнес, увеличивать прибыль и закреплять свой бренд на территории края. Предпочтение отдавали производственным компаниям, которые были перспективны для региона. Победитель получал десять миллионов рублей на дальнейшее развитие.

Просуществовав три сезона, проект был закрыт. По причине прекращения финансирования.

В правительственных аккаунтах постоянно говорится о поддержке малого и среднего бизнеса. Однако на деле предприятия закрываются пачками. Пандемия коронавируса наглядно показала истинное состояние бизнеса в нашей области. И отношение к нему. Поэтому немудрено, что молодежь относится к этому направлению деятельности с недоверием.

Проще укрыться в соцсетях, погрузиться в виртуальную реальность и развивать свою личность, собирая лайки под фото и видео. Ну или слушать сомнительных коучей, неумело пиарящих успех и пропагандирующих теорию денежной недостаточности.

Продолжение следует...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 3 марта 2021

Заголовок в газете: Теория денежной недостаточности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру