Муниципальный земельный контроль в Оренбуржье не работает

Далеко не все собственники сельхозземли, которые должны на ней сеять, пасти скот либо косить сено, занимаются положенной законом деятельностью. Сотни гектаров простаивают без дела, зарастая сорняками.

Далеко не все собственники сельхозземли, которые должны на ней сеять, пасти скот либо косить сено, занимаются положенной законом деятельностью. Сотни гектаров простаивают без дела, зарастая сорняками.
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области

В 90-е годы с развалом колхозов и совхозов огромные площади сельхозземель потеряли своего хозяина. Участки разделили на паи между работниками сельхозпроизводства. Однако далеко не все из них пошли в фермеры или сдали свою землю в аренду. И на тысячах гектарах оренбургских сельхозугодий вместо пшеницы заколосился ковыль да бурьян. Постепенно землю начали скупать, прибирать к рукам, но всей проблемы необрабатываемых участков это не решило. Областной бюджет теряет земельный налог, на соседние поля разлетаются семена сорняков, охватывая все большие площади. Заросли сухой травы возле лесополос создают дополнительную опасность пожаров. Некоторые поля под пашню и сенокос поросли даже не травой, а деревьями и кустарником.

Управление Россельхознадзора по Оренбургской области

В конце 2016 года региональный заксоб принял закон о муниципальном земельном контроле. Однако одно дело - нормы на бумаге, а совсем другое - в реальном воплощении.

- Муниципальный земельный контроль бездействует. В сельсоветах и районах за ним закреплено более 300 человек, но ни одного материала за это время от них не поступило, - рассказала начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Ольга Серикова. – Мы проводили с ними и совещания, и рабочие встречи. В муниципалитетах на местах знают факты правонарушений, они ближе и видят все. Но относительно зарастающих земель закон не работает никак.

На территории области 10 млн. 470 тысяч га земель сельхозназначения. Это и пашня, и сенокос, и пастбища. А земли, которая простаивала почем зря, было достаточно. К примеру, в ООО «Светлый АгроИнвест» заросло сорняками 3000 га, в ООО «Лабазы» в Курманаевском районе - больше 2000 га, в ООО «Александрия» в Оренбургском районе – 1400 га.

Управление Россельхознадзора по Оренбургской области

В 2016 году федеральные законодатели, видимо, решили так: если собственники не хотят вводить землю в сельхозоборот, пусть платят штрафы. И суммы эти немалые. На физических лиц финансовые санкции начинаются от 20 000 рублей. Если поле принадлежит, к примеру, сотне пайщикам, то по штрафу в круглую сумму получит каждый. Для юридических лиц наказание еще выше: от 400 до 700 тысяч рублей. Оно и понятно. За штраф в 500 рублей кто будет выводить в поле трактор, тратиться на оплату работника и солярку? Проще было бы штраф заплатить. Сейчас же санкции с пятью нулями. Дело может дойти и до изъятия земли, если собственник уклонятся от ее обработки в течение трех лет после первого предписания о нарушениии и привлечении к административной ответственности. Ко всему прочему, если участок не используется как положено, в пять раз вырастает сумма земельного налога.

Дело пошло: из 70,5 тысячи неиспользуемых сельхозземель обследовали 70% площадей. За неполных три года сумма штрафов, наложенных региональным Управлением Россельхознадзора на нерадивых землепользователей, вылилась в сумму 7 миллионов рублей. Некоторые нарушители получили миллионные штрафы. Например, ЗАО «Дружба» в Новосергиевском районе за поросшие сорняком поля задолжало государству 1,24 млн. рублей, но у него есть право на обжалование.

Часть сельхозземель оказалась в собственности у промышленных предприятий, которые сеять и косить не собираются.

- В этом году выявили в ПАО «Оренбургнефть» много объектов, которые находятся на землях сельхозназначения с видом разрешенного использования для сельхозпроизводства, - пояснила Ольга Геннадьевна. - По кадастровым номерам их достаточно много. Предприятие мы привлекли к административной ответственности. Решения могут обжаловать, пока они не вступили в законную силу. 

Финансовые санкции возымели успех. В сельскохозяйственный оборот в Оренбуржье вернулось 15 тысяч га сельскохозяйственной земли, меньше на полях амброзии, больше зерна, да и что-то от налогов в казну перепадет. 

А вот что делать с невостребованными землями, пока ясно не до конца. По данным регионального Минсельхоза на весну этого года площадь невостребованных земельных долей в Оренбуржье составила 1, 2 миллиона га, или пятую часть от всех паевых земель сельхозназначения! Муниципалитеты должны ставить на кадастровый учет и оформлять эти земли в собственность, но пока что площадь выделенных земельных участков в 12 раз меньше, чем площадь невостребованных. А привлечь к административной ответственности за амброзию и клен вместо подсолнечника тут некого. Нет собственника или арендатора – нет и штрафа.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: Поле непаханное

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру