В Оренбурге в сфере пассажирских перевозок много месяцев зреет конфликт

Перемены в сфере общественного транспорта города ожидаются, но к чему они приведут?

Перемены в сфере общественного транспорта города ожидаются, но к чему они приведут?
Анна Калугина

Муниципалитет и частники никак не поделят рынок пассажирских перевозок: конкурсы отменяются, затеваются судебные тяжбы, водители устраивают стихийные митинги. При этом пассажирам приходится довольствоваться разбитыми пазиками и радоваться, если удалось добраться на общественным транспорте живым и невредимым. С начала года под колесами маршрутных автобусов погибло два человека.

Оренбуржцы хотят ездить на комфортабельных, часто ходящих автобусах. Перевозчики хотят заработать. Что хочет администрация – ясно не очень. Но как показывают события последних месяцев, тем, что происходит в «транспортном цехе» недовольны все. Еще с конца того года сферу оренбургского общественного транспорта стало лихорадить. «Первой ласточкой», после которой заговорили о переделе рынка стал конкурс на 7 маршрутов регулярных перевозок, объявленный в сентябре прошлого года. Только торги так и не состоялись. «Ассоциация перевозчиков Оренбурга» пожаловалась в антимонопольную службу на выдвинутые муниципалитетом условия конкурса.

- Конкурсная процедура в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок №№ 14, 28, 54, 55, 57, 107, 118, не завершена по причине приостановления конкурса Оренбургским УФАС России и не завершившими судебными спорами в арбитражных судах в первой и апелляционной инстанциях, - пояснил состояние тянущихся около полугода тяжб первый заместитель главы города Сергей Николаев. - В этой связи по муниципальным маршрутам регулярных перевозок №№ 14, 28, 57, 107, 118 до сентября 2018 года выданы временные свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок и временные карты маршрутов регулярных перевозок.

Критике со стороны антимонопольного ведомства подвергся и сам порядок проведение конкурсов на получение свидетельств на перевозку по городским маршрутам, утвержденный постановлением №3640. В этих правила горадминистрация устанавливала требование участникам принять на себя обязательства по покупке автобусов еще до того момента, как на конкурсе будут вскрыты конверты.

- В силу действующего законодательства участие в торгах вправе принять хозяйствующие субъекты, не обладающие транспортными средствами на дату проведения торгов на каком-либо праве – утверждали в региональном УФАС.

И суд с ними согласился, оставив в силе решение антимонопольного органа о необходимости внесения изменений в нормативный акт муниципалитета. Прошло несколько недель и 23 апреля УФАС вносит предостережение в адрес Евгения Арапова все опять же по этому постановлению. Причина - администрация опубликовала проект изменений в правила, в которых ведомство опять усмотрело признаки нарушения закона о конкуренции.  Большие надежды возлагала городская администрация на нового руководителя МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» Артема Сафиуллина. Не оправдались. Начиналось его директорство с обещаний навести порядок, сократить работников, вытянуть предприятие из долгов, продолжилось публичными скандалами, а теперь подходит к бесславному финалу. Как уже заявил Евгений Арапов на недавнем заседании горсовета 27 апреля, назначенный только 11 января этого года новый директор ушел на длительный больничный с последующим увольнением. Обязанности руководителя казенного предприятия исполняет Сергей Касьянов. Время его прихода на предприятие легким не назовешь. Общая задолженность МКП «ОПП» перед  предпринимателями по исполненным ими муниципальным контрактам на поставку автомобильных шин, моторного масла, запасных частей на автобусы и троллейбусы составляет около 50 млн. рублей. При вмешательстве прокуратуры задолженность сократили на 5 миллионов, однако остальная сумма будет погашена далеко не сразу.

Автобусы не для всех

А как эти «бумажные войны» сказываются на горожанах, довольны ли они общественным транспортом? Если спросить желающих уехать, к примеру, в будний день от 14 мкрна в восемь утра, то можно услышать отнюдь не благодарности. Конечно, есть горожане, которые помнят график движения советского транспорта и тамошние давки, а потому машут рукой – пусть хоть так. Но принцип развития, о котором мы регулярно слышим, предполагает ориентир на лучшее. Как быть с разговорами о комфортной городской среде и доступности инфраструктуры для маломобильных граждан? Ведь если здоровому человеку нелегко ехать, поджимая спиной дверь, то некоторые в тот же пазик и зайти-то не смогут. Как знамя того, что можно и в Оренбурге ездить цивилизованно, ходят на парочке маршрутов низкопольные автобусы большой вместимости.

- В Оренбурге имеется городской пассажирский транспорт, предназначенный дл перевозки маломобильных групп населения и оборудованный специальными выдвижными пандусами, - такую информацию дал начальник управления пассажирского транспорта города Оренбурга Дмитрий Анисимов. - Это 21 единица троллейбусов марки 5298-0000010-01 и 24 единицы автобусов марки VOLGABUS.

К слову, в настоящее время на городские линии выходит порядка 1000 единиц пассажирского транспорта. На скольких из них могут проехать инвалиды-колясочники и мамы с колясками, вопрос риторический. И, как показали майские праздники, низкопольных автобусах на городских линиях стало и того меньше. На том же 20-м маршруте неожиданно стала курсировать классика оренбургских дорог – пазики. Видимо, с наступлением тепла, потянулись VOLGABASы на природу, за дачниками, а на город удобного транспорта просто не осталось. Хотя, как говорят сами дачники, и они ждут на остановках долго, уехать труднее. Видимо, дело в том, что дачные и садовые маршруты в этом году обслуживает только МКП «ОПП», и сил у них на все не хватает.

За субсидии бьются все

Может показаться, что между перевозчиками и администрацией развернулись какие-то информационные войны, в которых противоборствующие стороны выступают против друг друга единым фронтом. Отнюдь. Среди самих частных перевозчиков кипят свои конфликты, с выступлениями и открытыми письмами.

Вот, например, возмутились перевозчики позицией Максима Мыгкалова, директора ООО «Орентрансгрупп». Некоторые даже обвинили его в воровстве миллионов бюджетных средств на маршрутах №156 и 158. С похожим мнением выступает и Сергей Каменев, председатель Союза пассажиров. Как выяснили общественники, когда обладатель социальной транспортной карты проезжает на этих маршрутах, то с карты списываются не привычные 17 рублей, а свыше 64. На что сам перевозчик в открытых письмах возразил, что если такие суммы и складываются, то все это происходит по закону.

Мы направили запрос в региональное минэкономразвития с просьбой подтвердить такую немалую для бюджета стоимость проезда в пригородных маршрутках. Как нам пояснили, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №170-п расчет субсидий един для всех перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров с использованием социальной транспортной карты, и составляет не более 17 рублей на перевозку одного пассажира в городском сообщении и 1,66 рубля на перевозку одного пассажира на каждый километр пути в пригородном сообщении. ООО «Орентрансгрупп» осуществляло перевозку с использованием СТК по маршрутам №№158, 156, 102, 142, 111, 147, 130, 155а, 125. По конкретному маршруту нам здесь стоимость не назвали, как и стоимость наименьшей и наибольшей суммы субсидии за одну поездку. Однако озвучили другие, не менее интересные цифры.

- В соответствии с соглашением о предоставлении субсидий, обществу было выплачено в 2017 году 13,2 млн. рублей, за первый квартал 2018 года – 2,7 миллиона, – такой ответ редакции о затраченных средствах дал заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Сергей Липаткин. - В 2017 году жителями области на субсидируемых маршрутах, обслуживаемых ООО «Орентрансгрупп», было совершено более 180 тысяч поездок.

Путем нехитрых арифметических вычислений получается, что средняя сумма субсидии за одну поездку льготника по маршрутам этой компании обходится региональному бюджету более, чем в 73 рубля! И тут неважно, проехал ли человек по СТК одну остановку или от конечной до конечной. Если это и есть тот самый законный расчет, то может что-то не так в методике вычисления? Ведь субсидирование должно покрывать недополученные доходы, а не обогащать за счет государственной казны перевозчиков. Как указало министерство, всего за прошлый год тридцати трем перевозчикам было выплачено 130 млн. рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 9 мая 2018

Заголовок в газете: Поехали - и приехали

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру