Оренбуржцы отмечают два крупных творческих праздника

Оренбуржцы отмечают два крупных творческих праздника
из архива артиста

Оренбуржье отмечает Международный день театра

Театр. Древнее, можно сказать, вечное искусство. Сиюминутное. Повторяется только текст пьесы, песни, если это мюзикл или оперетта. А вот атмосферу, настрой актеров, общее впечатление здесь повторить нельзя. Меняются составы, посыл. Частенько артисты импровизируют. И каждый раз зритель видит что-то новое. В знакомой сцене он открывает какую-то доселе незнакомую эмоцию. Конечно, восприятие зависит от качества постановки и силы актерской игры. Увы, сегодня большинство режиссеров цепляется за эффекты, или вообще выезжает на эпатаже или, что еще хуже, чернухе. Но это случается в столичных храмах Мельпомены. В провинциальных пока еще чтят систему Станиславского и особо не грубят. И в репертуаре среди проходящих спектаклей можно найти сильное действо, которое цепляет. В канун профессионального праздника служителей Аполлона остановимся на рок-опере «Юнона и Авось», которая идет в Оренбургском театре музыкальной комедии, познакомимся с исполнителем главной роли.

Романтическая история на реальных фактах

«Юнона и Авось» – одна из наиболее известных рок-опер композитора Александра Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. В основе пьесы – реальная история любви знаменитого русского путешественника графа Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты. Название произведения – имена двух парусников, на которых мореплаватель отправился к берегам Нового света.

Премьера рок-оперы состоялась в июне 1981 года в Москве, в театре «Ленком». Режиссером смелого для советской эпохи эксперимента стал знаменитый Марк Захаров, а исполнителями главных ролей – Николай Караченцов и Елена Шанина.

Необыкновенная история с первого слова, с первой ноты покорила публику. И со временем разлетелась по многим территориям, вошла в репертуар театров за пределами МКАД.

В Оренбурге премьера с успехом прошла в 2016 году. Режиссер-постановщик Денис Радченко показал свое видение легендарной рок-оперы. Он сократил действие до одного акта.

Однако в этот формат вместил всю глубину той трагической истории. Спектакль смотрится на одном дыхании.

Декорации – это несколько конструкций, которые превращаются то в неприступные стены, о которые главный герой бьется, чтобы получить разрешение на покорение Америки, то  в быстроходные корабли, на которых камергер императорского двора Резанов все-таки отправился в Сан-Франциско.

Проект получился очень сильным. Конечно, сам материал благодатный. Хотя бывает и так, что классное произведение в руках постановщика превращается в пшик.

«Юнона и Авось» – не тот случай. Здесь все продумано. И режиссура только усиливает воздействие на зал.

Необычно и завораживающе решение сцены любви между Николаем и Кончитой. Герои спрятаны за большими полотнищами, которые начинают колыхаться и внезапно окрашиваются в алый цвет. Символично, сильно! И это сопровождается самым эмоциональным музыкальным фрагментом!

Рок-опера, пожалуй, самая успешная работа режиссера Дениса Радченко на сцене музкомедии. Он мечтал поставить этот материал, и его мечта сбылась.

В первых спектаклях главную роль исполнял он сам.

Спустя несколько лет после триумфа по каким-то личным причинам актер и режиссер покинул стены театра, в котором вырос.

Сейчас роль графа Николая Резанова исполняет солист театра музыкальной комедии Сергей Фурсов. Он один в этой роли, и каждый раз его игра околдовывает зал. Голос, харизма, погружение в предлагаемые обстоятельства создают ощущение, что это реально оживший исторический персонаж. Недаром в финале поется: «Аллилуйя актерам трагедии, что нам жизнь подарили вторую, повторившим нас через столетия…»

Биография самого артиста весьма любопытна. Ведь в музкомедию он попал случайно. Но, как оказалось, это была судьба.

По творческому пути

Сергей вырос в семье железнодорожников. Дед по материнской линии стал основателем целой династии. Отец тоже был машинистом. Работала в этой отрасли и мама.

Путь по стальным магистралям прочили и Сереже. Однако он с детства увлекался музыкой. В школе играл на трубе. У него тонкий слух и он легко подбирал самые трудные мелодии.

Когда пришло время вступать в профессию, Сергей честно попытался продолжить семейное дело. Но из этого ничего не вышло – не его!

Будущий солист поступил в музыкальное училище. А потом случай в виде знакомого семьи привел Сергея в хор Оренбургского театра музыкальной комедии.

Молодой человек произвел впечатление на художественного руководителя коллектива Виталия Брука. И тот без колебаний взял нового артиста.

Уже работая в труппе, Сергей поступил в ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей на отделение «Актер музыкального театра». И вот тут-то раскрыл весь свой потенциал.

Первой ролью сегодняшнего мастера стал Пес в музыкальной сказке «Бременские музыканты». Затем был Медведь в одноименном водевиле, потом Джеки Чесней и Бабс в «Здравствуйте, я ваша тетя!»... Сергей Фурсов постепенно завоевывал сердца зрителей, совершенствуя свой актерский дар и вокальное мастерство. И режиссеры стали доверять более ответственные партии. Большую долю славы принесла классика.

– Я очень люблю классику! – говорит Сергей. – В этом есть нотка ностальгии… Когда я пришел работать, в репертуаре театра была только классика и это время для меня было очень беззаботным, легким и веселым. Как и сам жанр оперетты.

Бони, а затем и Эдвин в знаменитом произведении Кальмана «Сильва» показали, насколько многогранен талант Сергея. Он может быть смешным и романтичным. В себе он совмещает сразу несколько амплуа. Неподражаем его Мориц Популеску в оперетте «Марица». Эту роль до него играли мэтры театра, но он сделал ее по-своему и каждый раз срывает овации.

Когда в театре наступила эпоха мюзиклов, Сергей стал настоящим мастером. Беня Крик в спектакле «Биндюжник и король», Атос в «Трех мушкетерах», Грей в «Алых парусах»…

В копилке наград Сергея диплом лауреата международного конкурса, «Оренбургская лира»…

Однако главной ролью своей жизни Сергей считает Николая Резанова. Больше часа он на сцене. Мучается, добивается, влюбляется, соблазняет и умирает. Бесподобен его дуэт с Кончитой (актриса Альбина Фроловская) «Я тебя никогда не забуду!..» Проникновенен последний монолог: «Мы – дети полдорог… Нам имя – полдорожье…». На его глазах – слезы! Не напускные, а искренние слезы!

– Я читал исторические материалы в Интернете, старался пропустить все через себя, – рассказывает актер о своей работе над ролью. – О сравнении с Караченцовым на тот момент не думал. Была задача сыграть Резанова, а не Караченцова.

Сергею это удалось. У тех, кто смотрел постановку, и не раз, не возникает даже мысли о том, что кто-то еще играет эту роль. У нас есть свой Резанов.

Спектакль очень тяжелый для артиста и энергетически и эмоционально. Поэтому приходится после него восстанавливаться. Сергей проводит время дома, с семьей. И это помогает ему быстро вернуться в форму.

Все-таки актерская карьера Сергея Фурсова не случайна. Его прадед работал в этом же театре, правда, заведующим постановочным цехом. Дед, будучи мальчишкой, выходил на сцену в свите заморских принцев в известных опереттах…

Сергею суждено было стал героем оперетт, и не только!

– Я всегда рад любым ролям! – с улыбкой признается актер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2020

Заголовок в газете: «Мы – дети полдорог…»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру