История войны из семейного архива оренбуржцев. Военная дорога двух сестер

История войны из семейного архива оренбуржцев. Военная дорога двух сестер

Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов затронула каждую семью: кто-то вернулся домой, а кто-то остался на полях сражений, но истории об этих героических людях до сих пор живы. В преддверии 73 годовщины Великой Победы читатели «МК» в Оренбурге» рассказали историю войны из своего семейного архива. В редакцию поступили электронные и бумажные письма, к кому-то наши журналисты приехали домой. Все истории разные, но их объединяет самоотверженность и любовь к Родине.

Военная дорога двух сестер

Я бы хотела рассказать историю моей мамы, Гайдамашко Марии Антоновны, 1910 г.р. и ее сестры, Гайдамашко Елены Антоновны, 1906 г.р. Они родились в селе Дунаевцы Каменец-Подольской области Украины в семье кирпичника. После 4-х классов народной школы работали на поденных работах, потом окончили РАБФАК. Профессии сестер потом разошлись. Старшая, Елена Антоновна, окончила Одесский мединститут, поступила в аспирантуру на кафедру микробиологии при первом Киевском мединституте, по совместительству читала курс микробиологии в Киевском медучилище. Младшая, Мария Антоновна окончила Советскую партшколу в Одессе, работала редактором газеты в г.Бершадь, успела отучится три курса в Харьковском институте журналистики. А потом их вновь объединила война, на разных фронтах и в войсках, но они обе дошли до Берлина.

Мою маму, Марию Антоновну, призвали в действующую армию в Военно-дорожное управление в 1941 году. Там она стала заместителем главного редактора газеты «Боевой дорожник». Вместе с военными частями, которые строили под бомбежками и обстрелами артиллерии мосты, переправы, прокладывали дороги для армии, мама как журналист ездила по самой линии фронта. После победы над Германией их части отправили на восточные рубежы, на войну с Японией. Она была награждена медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Елену Антоновну в 1939 году как медика призвали в РККА. С самого начала войны в 1941 по ее конец в 1945 она находилась в действующей армии. По ее воспоминаниям, самым тяжелым временем была оборона Сталинграда. Вот что она написала сама:

«Вспоминаю, наверное, это был самый трудный день моей жизни. 23 августа 1942 года, в этот день фашистам ценой огромных потерь удалось прорвать оборону наших войск на участке Вертячий-Песковатка, нанося главный удар непосредственно на Сталинград, через Малую Россошку. Передовые их части прорвались к Волге в районе поселка Рынок. Примерно в 17 часов я прибыла из спецзадания в Сталинград. А в 18 часов фашисты бросили на город армаду из более 2000 самолетов и начали исключительно ожесточенно бомбить город. Солнце скрылось за тучами пыли дыма. Стаи истребителей-мессершмидтов летали над городом с включенными сиренами. С самолетов сбрасывали бочки из-под горючего с просверленными дырами, листы кровельного железа, доски - все это создавало неимоверные звуки, шум. Фашисты таким способом стремились создать панику, чтобы ворваться в город. В ночь с 23 на 24 августа рабочие батальоны Тракторного завода, Баррикады, Красного Октября и других заводов выступили на защиту города. Вскоре на помощь им подошли наши военные соединения, занявшие оборону в районе Тракторного завода. Немцы вскоре были выброшены из посёлка Рынок. 25 августа на юго-западной окраине Сталинграда  я встретила штаб 62 армии, свою часть я найти не смогла, поэтому уехала с ними в эвако-приемник, который находился в глубоком овраге примерно в пяти километрах от фронта. К вечеру 25 августа положение ухудшилось, раненые прибывали потоком. Мы получили распоряжение штаба фронта эвакуировать раненых на левый берег Волги. Снарядили 10 грузовых машин, погрузили туда 120 человек. Когда мы выехали с балки на пригорок пред нами предстала картина гигантского костра. Горел Сталинград и длинный шлейф черного дыма тянулся вдоль Волги на многие километры.  Эту страшную картину я буду помнить до конца жизни. К центральной переправе нас не пустили, так как машины наши загорались на ходу. Мы поехали на южную окраину в Бекетовку. К счастью в темноте, а был уже час ночи, мне удалось обнаружить плот, на который мы погрузили раненых, а потом найти и катер, которые отбуксировал его остров посреди Волги, где мы неожиданно нашли дежурных с различных госпиталей. Все эти часы мы плыли под кружащимися над нами самолетами, которые выбрасывали «люстры» - светящиеся ракеты. Утром 26 августа я спустилась на этом острове к Волге, помыть руки. Однако сделать это было невозможно – вся река была грязнее сточных вод, покрыта сверху мазутом, по ней плыли трупы людей и животных. Только 29 августа я нашла свою часть, там меня считали пропавшей без вести либо попавшей в плен».

Награжденная многочисленными орденами и медалями, Елена Антоновна ушла в запас с военной службы только в 1956 году в звании подполковника медицинской службы. На пенсии она больше 20 лет занималась общественной работой по линии Красного креста. Умерла в Москве на 102 году жизни.

Историю прислала Калугина Наталья Николаевна.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Военная дорога двух сестер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру