Как оренбуржцам встречать Пасху: традиции и заблуждения

Как выйти из суеты и порадоваться самому светлому празднику в году.

04.04.2018 в 11:00, просмотров: 1365
Как оренбуржцам встречать Пасху: традиции и заблуждения
kto-chto-gde.ru

До Пасхи осталось несколько дней. Оренбуржцы дома наводят порядок, покупают куличи, красят яйца. Это ли самое главное? В преддверии важного христианского праздника "МК" в Оренбурге" встретилась с  отцом Артемием Лифинцевым, клириком храма преподобного Сергия Радонежского.

Анна Калугина

Священник рассказал, как в предпраздничной суете и рутине не потерять глубокий духовный смысл этого дня.

- Отец Артемий, уже подходит к концу Великий пост. Как правильно пост завершить? Нужно ли подойти к празднику с каким-то результатом?

- Если брать богослужения в пост, то там есть поворотный момент. Сначала он много говорит о покаянии, об изменении, борьбе с грехами, вредными привычками. Но в определенный момент, в пятую неделю поста, когда читается Канон Андрея Критского, пост все больше внимания начинает уделять уже не человеку с его грехами и трудностями, а больше Христу и его крестному пути. Сначала пост призван человека очистить, чтобы в этом свете он мог лучше увидеть страдания Христа. Когда мы сами меняемся, когда осознаем свою греховность, то становится понятно, для чего нам нужен Христос, зачем он пришел в этот мир – помочь нам победить зло. Мы постимся эти шесть недель, стараемся, но все равно есть такое чувство, что, сколько бы ты не сделал, многое не получилось, что это трудно, это не так просто. Только в осознании этого становится ясно, почему Христос – это «хлеб насущный».

- То есть не должен человек к концу поста подходить с таким мнением: «Я молодец, я выдержал шесть недель»?

- Да, это неправильно. Правильно наоборот. Если человек объективно к себе относится, то у него будет ощущение, что он мог бы больше, лучше. Что той высоты, к которой призван человек, он еще не достиг. И этой высоты трудно достигнуть без участия Бога в моей жизни.

- Кто не держал пост, как-то по-другому праздновать Пасху должен?

- Смысл Пасхи в том, что это предельный момент, когда человек отрывается от самого себя, сосредотачивается на Христе. В богослужении есть такие слова «постящиеся, непостящиеся, грешные, праведные..». Пасха - это радость. Все наши бытовые трудности отходят на задний план. Эта радость настолько высока, что в этот момент неважно, постился кто-то или нет.

О традициях и заблуждениях

- Случается, люди отмечают Пасху так: пославили, потом надо сесть за стол, разговеться, выпить, закусить. Но ведь это не единственная сторона праздника…

- Считаю, для того чтобы понять праздник, нужно выйти из привычных рамок противопоставления внешнего и внутреннего. Необходима гармония, когда внешнее становится раскрытием внутреннего. Можно привести аналогию любви матери к ребенку. Она проявляет свои чувства тем, что заботится о нем, целует, обнимает. Своими действиями она раскрывает внутреннюю любовь. Церковь говорит на всех языках. Кому-то проще проявить свою любовь, выразив словами, а кому-то действием. Так и в богослужении есть внешняя сторона, есть слово, есть то, что мы слышим, видим - облачение, яйцо, кулич… На каждом языке, который мы воспринимаем, праздник пытается до нас что-то донести, рассказать, показать, раскрыть, как глубже все воспринять. Однако если оставить только внешние атрибуты, они станут никчемными, мертвыми. Когда теряется связь с внутренним, это страшно, это лицемерие.

- Скажите, отец Артемий, обязательный ли атрибут Пасхи кулич и яйцо?

- Это традиция. Но традиция живая, естественная. Праздник всегда в чем-то проявляется. Как уже говорил, нет мелочей. В жизни так бывает, что-то кажется мелочью, но если оглянуться назад, то видим уже все по-другому. А праздник проникает во все сферы жизни - и внешнюю, и внутреннюю, но, естественно, все только внешним не должно ограничиваться. Кулич, яйцо – это атрибут, но он помогает сделать все ощутимее, лучше прочувствовать. Можно на это смотреть скептически - всего лишь еда, продукты. Тут дело в смысле, который мы вкладываем. К примеру, когда ухаживаем за могилами родных, мы любим не могилу, а самих родственников наших. Мы все-таки люди, у нас есть душа и есть тело, нам надо выразить, сказать, что внутри. А традиции – это способ проявить свои чувства. Главное, не потерять связь со смыслом, чтобы эти проявления не стали чем-то дешевым и поверхностным. Ведь когда есть что-то на сердце, а ты не можешь выразить, это тоже плохо.

- В чем смысл освящения куличей? Можно ли освящать другие продукты: яйцо, конфеты?..

- Освящение - это как раз то, как найти дорогу между внутренним и внешним. Освящение – это нахождение связи с Богом. Этими действиями мы увязываем трапезу с праздником Пасхи.

- То есть неправильно считать, что кулич неосвященный – это «нелегитимный» перед Богом, а освященный – правильный, хороший?

- Понимаете, раньше церковь воспринималась не как какой-то институт, куда можно прийти и что-то сделать. Церковь - это ведь не камни, а люди, которые ощущают себя ее частью. Прежде чем разделить еду, они пытались ее с Богом соотнести, направить. Сейчас мы живем в суете, в гонке за одним, за другим. Праздники теряются, становятся рутиной. Воскресенье становится не выходным, а днем, когда мы переключаемся с одной работы на другую. Теряется важность самого момента. В суете становится все плоско, а освящение трапезы - это возможность увидеть все в пасхальном свете, увязать с Богом этот момент своей жизни. Человек должен сам понимать для себя, зачем ему это нужно. Силой, конечно, никто не давит, чтобы сказать «надо идти и освящать». Это должно идти изнутри. Когда освящаешь куличи, видишь людей, детей праздничных, все наполняется каким-то глубоким смыслом.

- Алкоголь на Пасху приветствуется или запрещается?

- Нет, запрета на алкоголь нет. Но надо понимать, что он, как и все вещи на земле, может стать чем-то страшным. Как ножом можно резать хлеб, так им же можно и причинить вред. Если нет радости изнутри, люди создают ее искусственно, с помощью того же алкоголя. Конечно, хочется, чтобы радость в праздник была не от алкогольных возлияний, а оттого, что Бог измученного злом и грехом человека не оставил.

- Как готовиться к празднику в предпасхальную неделю? К примеру, нужно ли обязательно убираться в Чистый четверг, заранее переделать все дела, чтобы все успеть?

- Опять же нельзя разделять внутреннее и внешнее. Идет Страстная седмица, идут службы, где человек проходит последние дни вместе со Христом: вместе с ним входит на Вербное воскресенье в Иерусалим, вместе с ним проводит первые дни, присутствует на Тайной вечере, вместе со Христом встречает страдание, распятие и погребение, а потом и Пасху. Внешние вещи не должны мешать внутренним. Все-таки Чистый четверг предполагает чистоту духовную. Суета не должна съесть: очень легко увлечься готовкой, уборкой и потерять суть праздника.

- Про занятость в православные праздники в народе есть присказка, что до обеда работать нельзя, после обеда – можно. Так можно ли работать в Пасху?

- Пасха – это день покоя. Как и в днях творения, должен быть день седьмой, когда человек должен вырваться из трудностей, забот, из чреды дней. Это некая возможность вспомнить, что надо трудиться, но и должно заботиться о душе, о той стороне жизни, на которую обычно мало времени. Это не призыв к лени – давайте в этот день не будем ничего делать. И фарисейский подход здесь немыслим, когда, как в Евангелии говорится, люди боялись лишнее движение сделать, чтобы что-то не нарушить. Если что-то нужно, то люди делают, за это никто не карает.

- Правильно ли ходить на кладбище в пасхальное воскресенье?

- Это советская традиция. Многие храмы были закрыты, а съездить на кладбище - это как раз и было проявлением веры. Но обычно призываем в Пасху на кладбище не ездить. В этот праздник лучше сходить в храм, поскольку в эти дни мы прославляем Христа. Пасха связывает нас с Христом, а через него со всеми родными и близкими. Здесь всегда есть память и об умерших родственниках, поскольку для Бога все живы. На кладбище лучше идти на Радоницу. Это никакое не предательство почивших родных, ведь на Пасху мы радуемся вместе с ними победе Христа над смертью.

- А на Радоницу приветствуется ли есть-пить на кладбище? Обязательно ли это делать?

- Эта традиция, если глубоко разбираться, имела другое значение. Единственный способ помянуть близких - помолиться и сделать добро. Раньше на кладбищах ходили нищие, их кормили, оставляли еду. Накормить голодного - доступный способ сделать добро. Столы, которые собирали на девятый, 40-й день, - столы милосердия.

- Некоторые возмущаются тому, что с могилы уносят еду. Дескать, пусть лучше птички съедят…

- Ничего не имею против кормления птичек. Но оставление еды на могилах - это тот случай, когда внешний атрибут есть, а внутреннее наполнение потерялось. Сейчас таких нищих уже и нет, которые бы приходили на кладбище, ели, смотрели на могилу, молились о том, кто там лежит. Как-то выветрилась эта традиция. На мой взгляд, лучше нуждающимся сделать добро и помочь. В этом будет больше смысла, чем просто отнести еду на кладбище. Так наша любовь к человеку будет жить и дальше.

О скорбных днях

- После недавней трагедии в Кемерове людям нужно было выразить боль, траур. Они несли цветы, свечи, игрушки к стихийному мемориалу на Советской. Как Пасха, праздничные события могут помочь пережить эту скорбь?

- Смерть - это всегда торжество зла, это не то, что задумал Бог. Бог не создал человека для боли, страданий. Смерть - погружение во зло, это всегда трагедия, что-то страшное. Но в том аду, которым человек сделал свою жизнь, Бог нас не оставил. И Пасха говорит именно об этом: Христос прошел вместе с нами через все муки, злость, зависть, испил эту горькую чашу до дна. Мы не можем ему сказать: ты не знаешь, что такое терять родственников, не знаешь, что такое боль. В этой беде он стоял с нами рядом, перед лицом этих скорбей.

- В эти трагические дни многие задавались вопросом, почему умирают дети…

- Это сложный вопрос, на него трудно ответить. Если что-то плохое происходит, очень часто мы спрашиваем Бога: почему, за что, как, где Ты был? Но единственное, в чем мы можем его обвинить, это в том, что он доверил человеку свободу. А человек ею так распорядился, что изуродовал этот мир, что страдаем мы, страдают и наши дети. Это вовсе не значит, что если ребенок умер, то он был грешный. Это доверием Бога, своей свободой мы так распорядились, что в мире есть такие страшные вещи. Тут надо искать причину в себе. То, что случилось – показатель нашего подхода к безопасности, ко всему…

- Можно ли молиться, ставить свечи за погибших в Пасхальную неделю?

- Никто никому не запрещает. Но если вдуматься в сам смысл Пасхи, то в этот день все ниточки собираются, все слезы утираются. В Пасху дается нам знание, что смерть не навсегда. С Христом умирают, с Христом воскресают. Это не просто надежда, это знание, что не будет конца. Если сравнить жизнь с книгой, то именно земная жизнь - предисловие, а основной сюжет, настоящая жизнь с Богом идет после той черты, которую мы называет смертью. Пасха не противопоставляется поминовению усопших, это центр, собирание всего. Вопреки всему, утраченная с Богом связь восстановлена, и смерть человека не является концом.

О настроении

- С какими мыслями, настроением надо встречать этот праздник?

- Для христиан это праздник праздников, победа над смертью, торжество жизни, верх любви Божьей. Человека Бог в беде не оставил, он разделил ее с нами, встал рядом. Разделил и смерть, разрушил ее изнутри, сделав Пасхой. Если перевести слово «пасха» на русский язык, это «переход». Смерть сделалась не крахом жизни, а какой-то чертой, которая завершает лишь один этап. Мы можем прожить с Богом жизнь здесь, мы продолжаем жить ее там. Мы красим яйцо как символ чуда и понимания, что все возможно. Смерть делает нашу жизнь бессмысленной, все обесценивает, а Пасха помогает увидеть жизнь не как дорогу к смерти, а как дорогу к Богу. Мы должны увидеть Пасху так.

blogs.voanews.com

- Если нет возможности идти на ночную пасхальную службу, можно ли прийти в другие дни недели?

- Если есть любовь к Христу, то человек переживает вместе с ним эти события, они имеют отношение и к его жизни. Служба совершается не раз, службы идут в течение недели, многие люди не просто приходят, а стараются участвовать, причащаться. Человек, который хочет разделить радость с Христом, придет в ночь. Но если по каким-то причинам не получается, можно прийти в течение недели, утром в воскресенье.

- Какие пожелания перед великим праздником вы хотели бы передать нашим читателям?

- Пожелать пасхальной радости. Чтобы в этом мире, где мы часто сталкиваемся с тьмой, мы никогда не забывали, что есть и свет. Что этот свет побеждает, чтобы с этим светом жили внутри, несли эту радость в своем сердце и другим людям. Чтобы то, отчего страдал Христос (гнев, зависть), нас не касались, чтобы мы не были источником их. Чтобы Пасха стала воскресением для нашей души, чтобы мы жили для добра.

Провела и подготовила Анна КАЛУГИНА.




Партнеры