Оренбургские дети войны поделились своими воспоминаниями

В преддверии 72 годовщины Великой Победы мы обратились к оренбуржцам, чье детство выпало на военные и послевоенные годы, попросили их поделиться воспоминаниями. Благодарим вас за ваши душевные отклики

В преддверии 72 годовщины Великой Победы мы обратились к оренбуржцам, чье детство выпало на военные и послевоенные годы, попросили их поделиться воспоминаниями. Благодарим вас за ваши душевные отклики
davno.ru

Сквозь поколения до нас доходят рассказы о самом страшном времени для всего советского народа – о Великой Отечественной Войне. Одни защищали Родину на полях сражений до последней капли крови, другие помогали в тылу, работая без сна и отдыха. Младшее поколение трудилось наравне со взрослыми. Авторы этих материалов - наши читатели. Дети войны, вам слово!

Диана Черникова

Берегите человека

Война началась неожиданно, и мы как-то сразу повзрослели. Мужчин в деревне не осталось, матери работали на полях и фермах, а мы, малыши, делали все по дому: варили нехитрую похлебку во дворах на печках-мазанках, поливали огороды, сидели у стен сельского магазина с хлебными карточками. И все равно детство у нас было. Вот только боялись мы слова «война», подбегали к черным  круглым репродукторам на столбах и вместе со взрослыми слушали вести с войны. Мы учились, купались на речке, а хотелось сладкого – доставали корешки солодки из ее берегов. И часто слышали: «Берегите!». Оно звучало  для нас призывом. Чего-то было у нас мало, чего то не было вовсе. И мы не замечали даже этого слова, все шло от семьи. Мы все берегли и все ценили. Берегли единственную куклу в доме, сшитую из старых лоскутков и набитую шерстью. Ваты не было. А кусочек розового земляничного мыла, полученный мамой за хорошую работу в поле, долго лежал в сундучке, а она говорила: «достанем, когда будет праздник -  берегите!»  Я и сегодня люблю покупать мыло и ученические тетради – не было у нас этого. Но особой гордостью был букварь. Мама приобрела его в городе на толчке, обменяв на хлебные карточки, и к нам шли соседские ребятишки. И еще запомнилось: в годы войны нам привозили из города рыбий жир для детей, дома на нем даже картошку жарили. Не очень нам это нравилось, но нас берегли от цинги и болезней. Масла и в деревне не было, все отправляли на фронт. Жили между собой мирно и как-то незаметно берегли соседство. У соседей, как и у всех, отец был на фронте, а дома трое ребятишек. «Ленька, - говорила их мама младшему, - пойдете на улицу, когда все дела сделаете дома. Да не деритесь там, тебе уже десять. За малышами приглядывайте, вон Валюшка – самая маленькая, и братья у нее на фронте». Все сумела сказать в одной фразе: и что драться нельзя и обижать малышей – не дело, и о войне напомнила.  А братья мои с фронта писали: «Мама, берегите себя и сестренку нашу». Сколько тепла и доброты вложила в каждого из нас наша первая учительница Нина Сергеевна. Писали на старых газетах, но она учила нас писать 86-м пером красиво и с нажимом. Случалось так, что у кого-то и газетного листочка не было, карандаша, а чернила замерзали в стеклянных чернильницах. Дети начинали волноваться. А учительница, замечает это, не отрывая правой руки от доски, поворачивает голову, смотрит на нас через левое плечо и тихо говорит: « Не волнуйтесь, дети, я долго с доски стирать не буду, а вы смотрите и запоминайте». И такое спокойствие посылала в класс… Она берегла нас. 

Валентина Торопова

P.S. 

Несмотря на детство, в котором каждый день был тяжелее другого, Валентина Ивановна смогла добиться отличных результатов в своей профессиональной деятельности. Валентина Торопова  много лет проработала в системе управления спортивным движением. Была заместителем председателя облспорткомитета, возглавляла Оренбургский городской спорткомитет, более 30 лет преподавала на физкультурном отделении педучилища № 1, имеет звание «Отличник народного образования СССР». Валентина Ивановна была инициатором создания Зала спортивной славы Оренбурга. 

 

Фото автора

Чтобы не голодать, мы много трудились

Я родилась за год до войны. К тому моменту старшей сестре Зулайхе, было четыре года, а средней Флюре - 3 года, младшенькая Фируза родилась через пару месяцев после того, как папа ушел на фронт. До того, как началась война, наша семья была очень счастлива.  

Отец очень трепетно относился к своим дочерям и супруге, делал все, чтобы мама нам могла уделить внимание, не позволял ей работать. Сам отец трудился на меховой фабрике, шил на заказ разные вещи. Его работу высоко ценило руководство, в конкурсах он не раз занимал призовые места. Но обо всем этом я узнала потом от мамы. С фронта отец не вернулся. В 1942 году нам пришла похоронка, где говорилось, что папа умер от пулевого ранения. Мама долго не верила, надеялась, что это ошибка, ждала его до мая 1945, приходила на станции, вглядывалась в лица…Но чуда не произошло. Четырех девочек маме предстояло поднимать в одиночку.  Ей было очень сложно. Чтобы прокормить нас, она шила телогрейки и кепки. Когда бегала продавать изделия на рынок, нас запирала дома.  Мы с сестрами помогали ей, чем могли. На хрупкие детские плечи мы водружали мешки с дровами, что удавалось найти на улице. Мы собирали по улицам  бутылки, сдавали, а потом несли маме копейки. Мама садилась за шитье – и мы брали в руки ножницы. Может толку от нас было мало, но нам так хотелось помочь. Зулайха работала с мамой больше нас. Но денег все равно не хватало. Ведь нужно было платить за квартиру.  По соседству с нами жила бездетная семья. Помню случай, когда они умоляли мою маму отдать меня им на воспитание. «У тебя без того много голодных ртов, - уговаривали они ее, - а мы воспитаем твою девочку в сытости и чистоте». Но мама меня не отдала, лишь крепко прижала к себе.  Военное  и послевоенное время было самым тяжелым в моей жизни. Не дожив до Дня Победы, от воспаления легких умерла наша младшая сестренка. Фирузе было 3 с половиной года. Несмотря на тяжелое детство, мы с сестрами смогли в дальнейшем выучиться, получить профессию. Флюра работала на дезостанции. Мы с Зулайхой продолжили швейное дело. Устроились в цех по пошиву курток, перчаток и других изделий из кожи. За добросовестный труд получали знаки отличия. Праздник 9 мая – это самый почитаемый день в году в нашей семье и по сей день.

Мухтарова Насима. 

Детство со слезами на глазах 

Война заставила нас рано повзрослеть.

Я помню все и никогда не забуду, сколько бы лет не прошло со Дня Великой Победы моя память навсегда  сохранит каждый прожитый день моего военного детства.

Я родилась в 1938 году в одном из сел Шарлыкского района Оренбургской области. Мое детство, как и у других детей не было безоблачным. Я до сих пор с содроганием вспоминаю все, через что мы прошли: тяжелый труд, голод, страх. Своего папу Николая Григоренко помню смутно. Сначала он прошел финскую войну, а по возвращению домой был отправлен на фронт, с которого уже не вернулся. Я знаю, что он воевал не просто так -  отец сражался за мирное небо над нашими головами, боролся за светлое будущее всего советского народа. И я до сих пор храню его последнее письмо, которое он прислал нам с фронта. Эта война забрала многих родных и близких. И я помню каждую горькую утрату. Мой дядя, например, дошел до самого Берлина, выстоял во всех сражениях. Только вот в Германии скончался от ангины. Нелепая смерть после таких подвигов! Когда закончилась война, все были счастливы. Наконец-то мирное небо над головой.Однако легче нам жить не стало. Даже спустя много лет я с болью вспоминаю о том времени, которое мне пришлось пережить. Мы продолжали трудиться с ранней зари до поздней ночи. В 8 лет я собирала в полях колоски с другими детьми, возила ведра с хлебом, вела домашнее хозяйство. У нас не было скидок на детство. Мы помогали взрослым в любой работе, даже в самой тяжелой. Ведь старшие из-за большой загруженности приходили домой только ночевать. А мы росли самостоятельными. Окончив 7 классов, я пробовала поступить в медицинское училище. К этому времени мы с мамой и младшей сестрой уже переехали в Оренбург. Однако мне не хватило одного бала, и я не прошла в группу. Хотя меня должны были зачислить без конкурса, ведь я потеряла на войне отца. Так, в 16 лет мне пришлось идти работать. Устроилась на мебельную фабрику, где трудилась моя мама. В этой организации я проработала до самой пенсии. В моей трудовой книжке только 2 записи: в 1954 году «принята на работу», а в 1994 году «вышла на пенсию». Итогом моего труда стало звание  «Ветерана труда». Единственное чего сейчас хочется – немного внимания, чтобы о нас не забывали. Нам же многого не надо, просто открытку поздравительную и пару ободряющих слов в День Великой Победы. 

Елена Григоренко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру