Аттестат для коммунальщика

О том, как погасить задолженность по коммуналке, какие проблемы являются приоритетными, что изменится в сфере жилищно-коммунальных услуг, рассказали специалисты ООО «Оренбургская управляющая компания».

Аттестат для  коммунальщика

Экономно — значит эффективно

В августе этого года ООО «Оренбургская управляющая компания» исполнилось пять лет. «Оренбургская» — крупнейшая управляющая организация областного центра, была создана в 2009 году. Территория ведения жилищной организации раскинулась из одного конца города в другой, от поселка Самородово до поселка Нижнесакмарского.

В последние два года компания активно участвует в различных программах и месячниках благоустройства, общегородских субботниках, открываются благоустроенные дворики, проводится капитальный ремонт домов по программе Фонда содействия реформирования ЖКХ. Здания оборудуются общедомовыми приборами учета, что требуется законодательством. Проводится капитальный ремонт с участием долевого финансирования. В этом году планируется капитально отремонтировать около тридцати домов.

Современные реалии подталкивают жилищников к продуманной работе по экономии ресурсов. Экономия ресурсов — одно из перспективных направлений для деятельности любой жилищной организации. В этом направлении в УК «Оренбургская» ведутся масштабные работы.

— В связи с изменением законодательства (вступлением в силу 354-го Постановления Правительства РФ с 1 сентября этого года) у жителей возникает много вопросов об оплате общедомовых нужд, — отметил директор компании Константин Ремнев. — Поэтому одно из важных для нас направлений — работа по установке индивидуальных приборов учета воды.

Приходится объяснять жителям, для чего это необходимо. Малейшая утечка — капающий кран, подтекающий бачок — в конечном счете вылетает для дома в копеечку. А уж тем более ощутимы потери в связи с перерасходом воды или занижением показаний счетчиков. Устанавливаются антимагнитные пломбы. Огромной проблемой для компании остается вопрос незарегистрированных жильцов, расходующих и воду, и электроэнергию. Но действующее законодательство, к сожалению, не позволяет принимать эффективные меры. Обязанности возложены на управляющие компании большие, а права практически ничем не обеспечены. Как попасть в квартиру к жильцу, который не пускает контролеров? Так называемые «резиновые» квартиры, где очень часто проживают без регистрации десятки людей и тратят ресурсы, стоимость которых потом приходится оплачивать и жильцам дома, и управляющей компании. Работа в этом направлении не прекращается, но все жилищники с нетерпением ждут изменений в законодательстве, позволяющих конструктивно поменять существующее положение дел.

Ведутся работы по оборудованию подъездов светильниками с датчиками движения, светодиодными светильниками. В первую очередь это будет сделано в многоэтажных домах. Круглосуточно горящие на каждом этаже лампочки приносят большие затраты на электроэнергию. Освещение одного подъезда четырехэтажного дома обходится в месяц в 500–600 рублей. Поэтому современные светильники должны окупиться в течение нескольких месяцев.

Особые условия для истории

Центр города характерен не только историческими зданиями, архитектурным наследием, возрастом строений, но и несоответствием эксплуатационных характеристик современной действительности. Большая часть зданий строилась с учетом печного отопления. С переходом на центральное возникла проблема — равномерное распределение тепловой нагрузки. Так как дома по большей части малоэтажные и разбросаны далеко друг от друга, регулировать распределение тепла нелегко. Отсюда у одних в квартире так тепло, что открыты форточки, а у других не выключаются обогреватели.

— Компания активно ищет пути решения проблемы, сотрудничает с организациями, поставляющими подобное оборудование. Думаю, в ближайшем будущем нам удастся урегулировать подачу тепла. В домах будет одинаково комфортно, а оплата за отопление снизится. Пока же используются ограничительные шайбы, — пояснил технологию главный инженер управляющей компании Андрей Безбородов. — Несколько домов уже оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами элеваторного типа.

— Конечно, любое новшество сегодня стоит немалых денег, — продолжил мысль директор компании Константин Ремнев. — Технически можно сделать все, что душе угодно, установить любое современное оборудование на любом доме. Но у нашего фонда совсем другой уровень. Платежи за услуги ЖКХ жителей центральной части города не могут покрыть требующиеся затраты. Необходимо дополнительное финансирование, так как Фонд содействия реформирования ЖКХ, согласно законодательству, выделяет средства только на многоэтажные дома. Поэтому ведется диалог с администрацией Оренбурга по поводу разработки программы «Центр», так как для исторической части города необходимы особые условия. Достаточно учесть то, что лишь специализированные организации могут заниматься проектированием и исполнением работ на этих домах. Данный вопрос для нас очень важен, ведь культурное наследие Оренбурга, его историческая часть должны выглядеть достойно.

Под опекой «Оренбургской» находится сердце города — его исторический центр, 167 домов из жилого фонда компании являются памятниками архитектуры, 908 домов достигают векового возраста, так как построены еще до 1917 года. Около 360 признаны ветхими, еще более 250 — аварийными. Все внесены в реестр Фонда ветхого и аварийного жилья.

— В прошлом году было отремонтировано 32 здания в центре города. В текущем планируется еще 14. Самое главное, если в прошлом году жители должны были платить 15 % от общей стоимости ремонта дома, то в этом году от 4 до 6 %, — уточнил Владимир Скрынников, заместитель директора ООО «Оренбургская управляющая компания».

Некоторые здания исторической части города датируются 19 веком. По скромным подсчетам, порядка двух млрд рублей необходимо, чтобы привести все памятные постройки в порядок.

Но это не единственная сложность. Не совсем понятно, для чего некоторые дома признают памятниками. Например, дом на улице Богдана Хмельницкого признали памятником сталинского классицизма. А если это памятник, возникают дополнительные задачи и проблемы. Для того чтобы сделать элементарный проект ремонта и посчитать сколько это будет стоить, необходимо обратиться в единственную в нашем городе лицензированную фирму, которая ведет работу с такими домами. Но стоимость их работы в четыре раза превышает стоимость обычной сметы. То есть население такие деньги не потянет.

Немало забот со зданием бывшего Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища на улице Советской, 1. Здание принадлежит разным собственникам, но крыша одна, и ее необходимо ремонтировать, а взаимосвязанной работы со всеми владельцами пока не удается добиться.

В списках должники

Не менее актуальная проблема, с которой сталкиваются жилищные организации города и области в целом, — задолженность населения по оплате коммунальных услуг. Для «Оренбургской», обладающей достаточно «тяжелым» фондом, эта проблема особенно актуальна. На фоне постоянной критики в адрес жилищно-коммунального хозяйства, звучащей на всех каналах телевидения, радиостанциях и статей в прессе, все больше потребителей перестают платить за услуги.

— В 2009 году около 25 % жителей нашего фонда числились в должниках, — рассказал заместитель директора по сбыту Андрей Гомонов. — Без этих средств компания не сможет качественно выполнять свою работу и удовлетворять потребности населения. Ситуацию нужно в корне менять, поэтому с 2012 года нами проводится огромная работа по погашению долгов населения. В первую очередь мы стараемся добиться от людей понимания того, что брешь в бюджете компании, возникающая по причине неоплаты недобросовестными жильцами, касается не их одних, а всех жителей дома. Без достаточных средств на обслуживание и содержание здания эта работа будет выполняться ненадлежащим образом. Сегодня все мы ответственны не только за собственную квартиру, но и за весь дом в целом.

Проблему дебиторской задолженности нужно решать сообща. Для этого в подъездах домов вывешиваются списки с номерами квартир, за которыми числится долг. Помогают и старшие по дому, активно подталкивая неплательщиков рассчитаться за оказанные услуги. Однако они практически не реагируют. Порой приходится применять твердые меры. Свыше тысячи судебных приказов передано службе судебных приставов. Около тысячи предписаний об оплате долга направлено жителям неприватизированных помещений совместно с управлением жилищной политики Оренбурга. Более трех тысяч претензий разослано от имени управляющей компании. Напоминания о необходимости погашения задолженности от компании нарушители получают каждый месяц. Списки с должниками регулярно публикуются на сайте компании. Задуматься об этом стоит серьезно, ведь законодательство допускает за неуплату даже выселение неплательщиков в менее комфортное жилье.

Ресурсы с последствиями

Огромной проблемой для всех управляющих компаний является вопрос расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Жители не всегда вовремя оплачивают счета за потребленную воду, электроэнергию, тепло. Если тепловики и энергетики сами организовали сбор денег за потребленные ресурсы, то за воду — расплачиваются управляющие компании и ТСЖ. В соответствии с действующим законодательством оплата за потребленную воду и общедомовые нужды должна поступать в размере ста процентов. А откуда взять эти средства жилищникам, если непосредственные потребители ресурсов — жители, ежемесячно не доплачивают до 15–16 процентов от начисленных платежей.

Решение данной проблемы возможно только на законодательном уровне. Еще совсем недавно организации, поставляющие ресурсы, получали платежи непосредственно от жителей, т.е. потребителей воды, тепла, электроэнергии. Но в последнее десятилетие все изменилось. Монополистам, коими являются ресурсоснабжающие организации, удалось пролоббировать законы, которые работают исключительно на них.

Если бы «ресурсники» стали работать напрямую с населением, заключая договоры непосредственно с потребителями, то все управляющие компании облегченно бы вздохнули и начали нормально функционировать. Ведь прекращение деятельности управляющих компаний может привести к очень серьезным последствиям, о которых можно только догадываться. Груды мусора в подъездах, на детских площадках и вокруг домов, аварии на сетях, которые некому будет ликвидировать, сосульки и сугробы на карнизах крыш, — все это будет только первым звеном в цепочке домино, за которым обрушатся, перестав получать платежи, подрядные организации, обслуживающие жилой фонд, затем и ресурсоснабжающие организации.

Лицензия для УК

В конце июля Президент Российской Федерации подписал федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты, регулирующие сферу ЖКХ. Документ, вызвавший немало споров на стадии законопроекта, вводит лицензирование деятельности управляющих компаний.

В первую очередь закон направлен на защиту собственников от управляющих компаний, злоупотребляющих полномочиями при управлении многоквартирными домами.

Лицензия будет бессрочной и станет действовать на территории выдавшего ее субъекта. В приложении к ней укажут адреса домов, которыми компании будет разрешено управлять. Всем руководителям УК предстоит получить квалификационный аттестат, а значит, сдать квалификационный экзамен. УК может не получить лицензию, если находится в процессе банкротства или ликвидации, если глава компании фигурирует в списке дисквалифицированных лиц либо если у компании или ее должностного лица имеются административные наказания и невыполнение трех и более предписаний с одного дома за предыдущий год. В то же время у собственников жилья появится право-вето на отзыв лицензии, если, несмотря на нарушения, работа управляющей компании их устраивает.

— К чему приведет лицензирование и как изменит ситуацию на рынке жилищно-коммунальных услуг, пока не ясно, — прокомментировал заместитель директора Владимир Скрынников, — вопросов по лицензированию возникает очень много, в частности, кто его будет проводить, не будет ли определенных бюрократических проволочек. Большинство управляющих компаний сводится к единому мнению — это совершенно не нужно. Ведь в жилищно-коммунальном хозяйстве существует саморегулируемая организации (СРО), как и во многих других отраслях, которые призваны заниматься регулированием в данных вопросах, следить за деятельностью компаний и ТСЖ.

Люди, создающие комфорт

Свыше пятисот человек дворников, уборщиц, слесарей, электромонтеров выполняют ежедневно свое дело, для того чтобы жильцы домов чувствовали себя комфортно.

Спрос с сотрудников теперь абсолютно другой. И если кто-то недобросовестно выполняет свои служебные обязанности, то и зарабатывает, естественно, меньше. Наказание рублем — пожалуй, лучшее воздействие. С теми, кому безразлично отношение жителей, приходится прощаться.

Жители домов, обслуживаемых компанией, с благодарностью относятся к дворникам ООО «Ремстройсервис» Татьяне Кульше и Ольге Сесюре, слесарям Юрию Пухальскому и Сергею Дедюнину, к дворнику ООО «Золушка» Владимиру Белогурову, уборщице Раиле Магзяновой, слесарю Николаю Аникину, мастеру Юлии Кубляковой; работнику по комбинированному обслуживанию ООО «ЖЭУ-9» Валерию Маркову, дворникам Людмиле Грачевой, Ирине Чернобай, Наталье Малушенковой, электромонтеру Фариту Тухватулину, слесарям Виктору Дорошкову, Владимиру Воробьеву; дворникам ООО «Яик» Юрию Кульбажному, Елене Масловой, уборщице Елене Масловой; дворникам ООО «ЖЭУ-4» Даюлю и Алие Сакиповым, Дмитрию Колузанову, Алие Джаламановой, Владимиру Макхе, уборщице Рашиде Осиповой; мастеру по благоустройству ООО «Центр» Галине Столяр и многим другим профессионалам своего дела.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру