Проект длиною в жизнь

Кто стоит за улицами нашего города

В конце апреля 2014 года были подведены итоги Ежегодного конкурса муниципального образования «Город Оренбург» «Человек года». В 2013 году в номинации «Строитель года» за достижения, получившие общественное признание, победителем стал Александр Самойлов, главный инженер проектов проектного института «Оренбурггражданпроект».

Кто стоит за улицами нашего 
города

Свой трудовой путь Александр Евгеньевич начинал монтажником конструкций III разряда Минтрансстроя СССР, Главмостстроя, Мостостроя № 3, Мостостроительного отряда № 8.

В канун праздника «МК в Оренбурге» побывал в гостях у почетного строителя — 14 августа Александр Самойлов отмечает еще одну замечательную дату — 45 лет работы в своей профессии. И стоит отметить, что многие известные нам большие улицы города, такие как Чкалова, Гагарина, Туркестанская в том виде, в котором они существуют сейчас, появились благодаря опытному проектировщику.

— Александр Евгеньевич, расскажите, как начинался ваш профессиональный путь? В чем специфика вашей работы?

— После окончания школы поехал в город Саратов и поступил в Саратовский политехнический институт на дорожно-строительный факультет по специальности «автомобильные дороги». После окончания по направлению приехал в Оренбург в проектный институт «ОГП», вот до сих пор на этом поприще.

Специфика работы — проектирование автомобильных дорог. Она включает в себя полный комплекс раздела «Автомобильные дороги», а также всю дорожную систему — тротуары, освещение, озеленение, ливневую канализацию, коллекторы, подземные переходы.

Проектирование начинается с топографической съемки. Фиксируется все, что есть на поверхности и под землей, и выполняется инженерная геология. Необходимо очень точно рассчитать конструкцию дорожной одежды в зависимости от интенсивности транспортного потока. После этого мы начинаем проектировать. Запрашиваем технические условия на водопровод, канализацию, на все сети, что необходимо запроектировать. Городские организации выдают свои требования, которые мы выполняем и согласовываем с ними. Также все решения проходят согласование с архитектурой города. После того как проект закончен, к работе приступают заказчики.

Улица Чкалова, Гагарина, Туркестанская, проезд Северный, улица Гаранькина, Салмышская — появились с моих проектов. На Гагарина, например, ширина проезжей части составляет 22 метра. На Чкалова тоже. Сейчас вы видите, что они уже «задыхаются».

— Что самое сложное в вашей работе?

— Можно сказать, что сложно все. Сделать правильный проект, отвечающий всем нормам, — не главное условие. Необходимо при этом не испортить облик города. Важно, чтобы улицы смотрелись красиво, а жителям было удобно. А для этого нужно учесть все мельчайшие детали — тротуар, который не будет заливаться водой, газоны, радующие глаз, освещение, заездные карманы, знаки и многое другое.

— Остаетесь ли вы довольны воплощением своих проектов?

— Существует так называемый авторский надзор. Я слежу за тем, как выполняются работы по проектам. Практически все делается так, как хотелось. Конечно, бывают исключения, внештатные ситуации, что требует некоторых изменений.

Одно из главных требований проектов — безопасность движения для людей и водителей. За этим мы следим особенно строго.

— Почему сейчас молодежь не хочет идти в строительство?

— Я бы не сказал, что молодежь сейчас совсем не хочет идти в эту сферу. Я несколько лет работал с дипломниками и практически все они стали специалистами или в проектных организациях, или в строительстве. Хотя, чтобы найти хорошего специалиста, нам пришлось обращаться в институты.

— Какими качествами должен обладать хороший строитель?

— Первостепенно — это технические знания. В этой профессии человек должен опираться не на свои эмоции, а на строительные нормы и правила. Это самое главное.

Также он должен любить свою специальность. Если этого нет, хорошим мастером ему не стать. Своей работой нужно жить. Бывают ситуации, когда приходится доказывать, что существующее на проекте необходимо реализовать именно в этой форме, иначе необходимых улучшений не последует. Идти наперекор руководству, добиваться. Так было с кольцом на улице Чкалова. Тогда пришлось отстаивать решение о строительстве большого кольца, и не размером меньше. Чкалова — главная магистраль, которая выпускает транспорт на восток, улица с интенсивным автомобильным потоком, поэтому так нужен был проект по ее разгрузке.

— Можно ли сказать, что сейчас строительство оживает?

— Думаю, да. Спад был в 90-е годы. Начиная с 2007 года пошел большой объем работы. В 2008-м были выделены деньги на улицу Гаранькина, Салмышскую, реконструкцию Шарлыкского шоссе. Сейчас наступил небольшой спад. Но транспортный поток очень сильно увеличился и требуется новая реконструкция, а значит, впереди много работы. Планируется переобустраивать улицу Рыбаковскую, где дорожная конструкция изжила себя. Будем стремиться сделать там четыре полосы движения. Нежинское шоссе тоже включили в проект на расширение, но пока все остается на бумаге из-за отсутствия достаточного финансирования.

Крепкий дом — это крепкая семья

Верный проект — залог долгой жизни будущей конструкции. А как обстоит дело с семьей? Ведь семья — тот же дом, который нужно построить так, чтобы он не разрушился под силой любой непогоды. Отец двоих детей и дедушка трех внучек и одного внука Александр Самойлов поделился секретом крепкого дома.

— Хорошие взаимоотношения мужа и жены — это и фундамент, и стены. Только от них зависит устойчивость всего дома. Однажды сын моего друга спросил: «Вы вообще когда-нибудь ругаетесь?». Нет, мы никогда не ссоримся. И детей воспитывали не повышая голоса. Сейчас, когда они уже выросли, все равно всегда советуются с нами, прежде чем принять какое-то важное решение. А крыша — это наше материальное благополучие.

Пока шло интервью, работа не прекращалась. Александр Евгеньевич периодически давал рекомендации по телефону, а на столе красовался очередной проект, в линиях и цифрах которого под силу разобраться только мастеру своего дела. Как бы ни опирался строитель на нормы и документы, а работа его все же творческая, и без полета мысли и воображения здесь не обойтись. А значит, скоро мы увидим новые просторные улицы, которые не только облегчат жизнь водителям, но и сделают жизнь всех оренбуржцев еще комфортнее.

Справка МК

Протяженность региональных и муниципальных автодорог Оренбургской области составляет 25,5 тысячи км, из них дороги федерального значения — 1 тысяча км, регионального и межмуниципального значения — 12,5 тысячи км и муниципального значения — 12 тысяч км. Основная сеть автодорог области была сформирована в 60–80-е годы прошлого столетия на основании действующих в то время нормативных документов. В результате технический уровень существующих автодорог не отвечает современным, а тем более перспективным требованиям.

Оренбургский край по протяженности дорог занимает седьмое место по России и четвертое — в Приволжском федеральном округе. Протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения составляет почти 13 тысяч километров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру