Полет с замиранием

Александр Наумов: «У меня нет кумиров»

Призер Кубка Европы в Польше, победитель Тихоокеанских игр в США и первенства Европы в Дании, неоднократный призер чемпионатов России, чемпион России в синхронных прыжках на батуте, чемпион Европы в 2012 году. В его планах еще стать чемпионом мира и покорить Олимпийские игры. Ну а пока в этом году оренбургский спортсмен получил звание «Человек года».

Александр Наумов: «У меня нет кумиров»

Путь к успеху

— Александр, с чего начинался твой путь в этот вид спорта?

— В спорт привела меня мама, было это в семь лет. В то время тренировочный зал располагался рядом с домом. Друзья, когда узнали, что я занимаюсь прыжками, стали пугать: «Вдруг порвется сетка или случайно вылетишь, сколько уже было трагических случаев». На меня это вначале сильно подействовало, я со своими сомнениями к маме, она мне: «Ничего страшного, попробуешь. Понравится — останешься, а нет, так уйдешь». Так я попал к тренеру Ильдусу Фатыховичу Фаизову, у которого занимаюсь до сих пор. После первой тренировки я пришел домой — шея болит, спина ноет. Мама с расспросами: пойду ли я снова на тренировку, я в ответ: конечно же, пойду.

— Что самое сложное в прыжках на батуте?

— Сложность в умении настроиться на прыжок. У батутиста должна в первую очередь очень хорошо работать голова. Важно первоначально в уме представить все то, что ты будешь делать. Особенно сложно психологически настроиться перед соревнованиями, там еще накладывается ответственность за команду. Тут и появляются мысли: вдруг не получится, вылечу или что-то не так сделаю, — вот с этим и приходится бороться. У меня был момент, когда я вообще не хотел ездить на соревнования, так как просто не мог справиться с волнением и переживаниями.

— Каким же образом переборол себя?

— Все пришло с опытом. А волнение преодолел внутри себя силой воли. Начал думать и относиться к неудачам по-другому.

Доля риска

— Расскажи о своем первом выступлении, что испытывал, чем оно закончилось?

— Для себя самым крупным считаю выступление в Канаде на первенстве мира в 2007 году. Как только нас отобрали, тренер нам сказал: «Вы не представляете, куда попали и в какие условия. Вам теперь нужно много заниматься. Прыгать придется и ночью, чтобы привыкнуть к другому часовому поясу». Когда приехали туда, то моим первым впечатлением было ощущение того, что попал я не на какие-то соревнования, а на праздник (смеется)! Чувство было такое, что нас собрали попрыгать ради нашего удовольствия. В такой раскованной обстановке проходят соревнования во всех странах, кроме России. Плюсом в этом является то, что ты чувствуешь себя свободней, уменьшается волнение. Но есть и минус, можно просто расслабиться и не выполнить программу. Тогда выступление для меня завершилось успешно, я попал в финал.

— Неудачные выступления свойственны спортсменам в любом виде спорта. Как часто они случаются в твоей карьере, как их переживаешь?

— Да, без этого не обходится. Обидно, когда очень плотно готовишься к соревнованиям, а потом случается падение. Но понимаешь, что в спорте бывает разное. К тому же не всегда результат зависит только от нас, тут влияет еще и оборудование, на котором приходится выступать.

— Ты сказал, прыжки на батуте связаны с определенной долей риска. А сам не боишься рисковать?

— Сейчас я уже чувствую себя в своей тарелке, потому что занимаюсь этим пятнадцать лет. И к тому же мы не сразу начинаем прыгать на большую высоту и выполнять тройные сальто. Если не будешь рисковать в спорте, то ничего не получится.

— Самый главный страх для прыгуна — боязнь высоты?

— Нет. Вот когда вылетаешь из батута, то возникает чувство страха. Сложно потом некоторое время преодолеть себя. Ты получаешь такую дозу адреналина, что начинают ноги трястись (улыбается). Если такое происходит, то в этот день я уже стараюсь не прыгать.

Полет в синхроне

— Александр, прыжки на батуте — этот вид спорта больше индивидуальный?

— Это не совсем так, у нас есть несколько видов: индивидуальные, синхронные и командные прыжки. В синхронных прыжках должен быть постоянный партнер. Я, к примеру, уже много лет прыгаю с Ильей Добровольским. Кстати, в синхроне больше шансов получить призовые места, так как пар выступает не очень много. Здесь если ошибся один, то все выступление насмарку. А в командных соревнованиях все друг друга поддер живаем, да и вообще у нас коллектив очень дружный. Но в целом упор, конечно, делается на индивидуальные прыжки.

— На твой взгляд, чего сейчас не хватает оренбургским батутистам для того, чтобы добиться более высоких результатов?

— Я бы так не обобщал, результат зависит от каждого спортсмена. Важно, какую он поставит перед собой цель и как он к ней будет идти. Просто нужно не давать слабину, особенно не поддаваться влиянию окружающих факторов, когда охота подольше погулять, поспать. Но всегда нужно помнить, что раз ты встал на этот путь, значит, нужно тренироваться и тогда будет результат. А условия сейчас у нас в Оренбурге отличные, в сравнении с тем, что было, когда я только пришел. Тогда и зала толком у нас постоянного не было, зимой прыгали в холоде, чтобы согреться надевали куртки, несколько штанов. Сейчас у нас один из лучших залов в России.

О конкурентах и соперниках

— Вспомни самое трудное выступление в твоей карьере?

— Такого у меня еще пока не было (улыбается)! Сложно бывает только тогда, когда идет отбор на выступления в первенствах Европы и мира. Так как ты знаешь, что у тебя есть шанс туда попасть и это психологически на тебя давит.

— Спортсмены каких стран для тебя являются большими конкурентами в этом виде спорта?

— Из российских регионов сильные школы в Краснодаре, Воронеже, Тольятти. На международном уровне конкурентами в первую очередь являются китайские и японские батутисты, неплохо прыгают американцы.

— Как ты себя оцениваешь за этот год — прогресс или регресс?

— В этом году я начинаю отрабатывать новую программу, она еще только прошла несколько проб. Поэтому последние несколько выступлений были для меня неудачными. Но все впереди, полностью программу покажу на предстоящем в августе чемпионате России, он пройдет у нас в Оренбурге.

— Кроме того что ты спортсмен, тебе еще приходится быть инструктором. Это накладывает дополнительные обязанности и вообще насколько ты разный, когда сам тренируешься и когда еще кого-то учишь?

— На работу инструктора у меня остается мало времени, все уходит на тренировки. Если есть свободная минута, то уделяешь внимание младшим ребятам. Но работа инструктора отличается от деятельности тренера, есть время — подсказал, помог!

Без суеверий, но с верой

— Есть у тебя в жизни то, чем ты уже гордишься, — или все еще впереди?

— Своими достижениями я, конечно, горжусь, но приятнее то, что мной восхищаются близкие и друзья. Здорово слышать, когда говорят: «Вот у меня есть такой знакомый, мастер спорта международного класса по прыжкам на батуте» (улыбается). А те звания и призы, которые я выиграл, скорее всего, вызывают просто чувство радости.

— Веришь ли ты в приметы, ритуалы, и есть ли те, которые ты обязательно соблюдаешь перед прыжком?

— Единственный мой ритуал перед выступлением — хорошо размяться и настроиться психологически на выступление. Еще обязательно стараюсь перед соревнованиями хорошо выглядеть, потому что по опрятности судят о спортсмене. А так я верующий человек, суеверий не придерживаюсь!

— Получение звания «Человек года» для тебя было неожиданностью или скорее ты считаешь это закономерностью?

— Я не знаю, по каким параметрам выбирают людей для этого звания. Когда я выступаю на соревнованиях, то делаю это не для того, чтобы получить звание. Во-первых, прыгаю ради своего удовольствия, во-вторых, чтобы радовались за меня родители, друзья. Поэтому и звание «Человек года» пришло как следствие моего труда.

— Изменилось ли в твоей жизни что-то, после того как ты стал человеком года?

— Честно говоря, особых изменений нет, кроме того, что висит моя фотография на доске почета (улыбается)! Наверное, в будущем, когда у меня будут свои дети, то это звание будет иметь вес и значение. Я смогу им сказать, что в свое время был человеком года.

— Случались ли казусы или курьезы в спортивной жизни у тебя?

— Случай из разряда казусов со мной произошел в городе Новогорске (Подмосковье). Там у нас были тренировочные сборы, после которых мы должны были улететь в Италию. Накануне отлета пошел в спортзал и решил сделать сальто на акробатической дорожке, ну, в общем, решил подурачиться. Но не подрассчитал, этот вид спорта не мой, здесь нужно, чтобы у спортсмена гораздо сильнее были развиты ноги, спина. Я делаю сальто и неудачно приземляюсь всей массой тела на обе ноги. В итоге нестерпимая боль в суставах, мышцах. Я подумал, что все, перелом или порвал связки. Меня сразу к врачу, сделали укол. Но, как оказалось, все обошлось, отделался надрывом связок. За три дня до отлета ноги расходил. Это пока у меня самая серьезная травма.

— На кого ты равняешься как спортсмен?

— Кумиров у меня нет, наоборот стараюсь делать так, чтобы равнялись на меня (улыбается)! Хотя люблю наблюдать за людьми и стараюсь брать те качества, которые их делают счастливыми.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру