«Дурак» и «бардак»

Некультурный обмен, или Приключения оренбуржцев в Турции

В начале 2013 года власти решили поучаствовать в организации отдыха оренбуржцев. С предложением о «Неделе культурного отдыха на юге Турции» обратились зарубежные коллеги из министерства культуры и спорта Турции и анталийское туристическое агентство. Проекту оформили поддержку главы города Оренбурга, и запустили в массы. Отдыхать предложили вне сезона — ранней весной и осенью. Желающие нашлись, ведь турецкая сторона заинтриговала богатой культурно-экскурсионной программой и большими скидками. Весенние отдыхающие вернулись, а текст сей представляет собой советы для тех, кто решил воспользоваться программой в сентябре — декабре, чтобы не ехать вслепую.

Некультурный обмен, или Приключения 
оренбуржцев в Турции

Розыгрыш якобы весьма выгодных путевок объявили в январе 2013 года. Значимые должности в рекламе тура вызвали доверие, и оренбуржцы дружно начали регистрироваться на сайте. Оплатить турист должен лишь перелет — 450 долларов. Три экскурсии и проживание в отелях 4* и 5* с завтраками якобы предоставляются бесплатно. Сразу заметим, что аналогичный тур по программе «все включено» обошелся бы всего на сотню-две долларов больше.

500 счастливчиков должны были отправить в тур абсолютно бесплатно. Полной «халявы» не перепало никому, да и первый вылет из нашей губернии перенесли на 5 мая. Причина проста — желающих оказалось не так уж и много. Турфирма обзвонила несколько сот человек, а вот до оплаты дело дошло только у 18 оренбуржцев.

День первый

Наша группа приземляется на самолете компании «Когалымавия» в аэропорту Анталии и, предвкушая культурный отдых, знакомится с встречающим гидом. По программе обещан комфортабельный автобус, отель 5*. До Сиде 40 минут пути мимо небольших деревушек, садов и парников. Знакомство с турецкой культурой наш гид решил начать со словарного минимума. По его мнению, в первую очередь нам пригодятся слова стакан — «бардак» и остановка — «дурак». Кто бы мог подумать, что все последующие шесть дней пройдут под знаком этих двух лексем.

Первое впечатление о гостинице было испорчено номером корпуса, в котором нам предложили поселиться — шестой. Это далековато от главного, первого корпуса. Обойдя цветник, автобусную остановку, откуда каждые 15 минут микроавтобус отправляется на пляж, бассейн с горками, мы наконец нашли здание. Как потом оказалось, днем здесь еще сносно, а вот ночью в коридорах и холлах не горит ни единого светильника и единственным источником света является лифт с одной стеклянной стеной.

Осваиваем систему открывания дверей номера магнитной картой (она срабатывает через раз) и приступаем к изучению комнаты. В ванной мыла нет, но мы не гордые, несмотря на то, что гости 5* отеля. У нас балкон — это приятно, он выходит на стройплощадку — и это ужас. Возвращаться, ругаться, менять номер — нет сил, хочется наконец-то увидеть море. К тому же строители вряд ли станут работать ночью, а днем нас здесь не будет, у нас же экскурсионный тур. И тем не менее вывешивать сушиться пляжное полотенце пришлось под свист и улюлюканье местных рабочих.

День второй

На 8.45 был намечен выезд в Анталию. Программой тура предусмотрено два дня на изучение курортной местности; нам обещали объединить экскурсии в одну поездку, так как расписание авиарейсов сокращает наше пребывание в Турции на полдня. Вот что указано в программе: «После коктейля вы сможете совершить бесплатную увлекательную экскурсию… будет возможность полюбоваться цитрусовыми садами, лично сорвать экзотические фрукты (мандарины, лимоны, апельсины, гранаты) и отведать сделанный при вас сок-фреш… Вас ждет посещение крупного ювелирного центра, а также фабрики кожи и меха».

Про приветственный коктейль наш гид благополучно забыл (или сделал вид, что забыл). Казалось, что в голове у него включилась программа отъема денег у неместного населения. 40 минут пути сопровождались рассказом, что только в Турции самое лучшее золото, а в том магазине, в который нас везут — самое настоящее и недорогое. Прогуливаться по торговому центру было интересно: блеск драгоценных камней и металлов завораживал, а бесконечные переводы из валюты в валюту заставляли путаться в ценах. На изделии указана цена в лирах, с которой делает скидку продавец-консультант, он же переводит в доллары. Потенциальный покупатель в уме пересчитывает на рубли, но не успевает определить даже порядок цифр, как подходит менеджер зала и называет цену со своей скидкой, с фантастической скоростью пересчитывая что-то на калькуляторе. Если вы заинтересовались товаром и торгуетесь, то будьте готовы к появлению директора, который будет созваниваться с самым главным директором и говорить по-турецки. При этом он продолжит мило шутить с вами и жаловаться, что вы, выпрашивая еще большую скидку, его семерых детей оставите без мороженого. Отмечу, что изначально за грамм изделия из желтого золота просят около 14 тысяч рублей, но отдадут и за четыре, если покупатель стоит на своем.

В рассказе нашего гида Хусейна есть и история о том, почему в жаркой Турции так много производят и продают шуб. Оказывается, все дело в религиозном и национальном обычае приносить жертву. Шкуры убитых баранов якобы сдают в мечеть, а оттуда — на фабрики. Только вот в меховом центре нам не показали ни одной шубы из овечьего меха — все больше натуральный питон, норка, шиншилла. Кстати, в этом торговом центре, как и в золотом, покупательскую способность туриста оценивали по внешнему виду — есть ли золотые кольца, серьги, цепочка, а на плече — сумка, в которой могут быть деньги, а не только купальник и солнцезащитные очки. Русскоговорящие консультанты были весьма учтивы с одними, а вот других отказывались вести в ВИП-зал. Отойдя лишь на шаг, делились с коллегами: чего этих вести — они все равно не купят. Между тем некоторым турецкое золото и шубы (пошитые, кстати, из канадского меха) пришлись по вкусу, и ради тех, кто оформлял кредит на свою недешевую покупку, группа вынуждена была ждать.

О том, что наш гид получает определенный процент с каждой покупки, сделанной его группой, не трудно догадаться. Уже перед отъездом в разговоре с хозяином одного небольшого магазинчика, мы узнали, что процент этот не так уж и мал — порядка трети стоимости товара. Отсюда совет: перед покупкой чего бы то ни было не поленитесь взять калькулятор и внимательно несколько раз без навязчивых подсказок продавца пересчитать цену, перевести в удобную валюту и сравнить с собственными финансовыми возможностями. Вернуть купленную в Турции вещь можно, но сделать это труднее, чем отказаться от ненужной покупки сразу.

Обед нам предстояло оплатить отдельно. Цена — 10$ без напитков, чашка обычного черного чая — 2$. Дороговато, но мы решили попробовать. Правда, отказались быстро: в качестве одной из холодных закусок подали макароны в каком-то красном соусе. Смутил запах — их явно держали со вчерашнего обеда в тепле.

Вторая половина дня оказалась гораздо приятнее первой — мы посетили обещанный водопад, старый центр Анталии, древнюю мечеть и даже загадали желание у старинной оливы, которая служила громоотводом и несколько раз горела, пораженная молнией. На обратном пути дружно просили гида заехать на фруктовый базарчик, где мы могли бы приобрести клубнику и арбузы. Молчаливый отказ был особенно неприятен на фоне отсутствия прогулки по садам. Но мы в общем были довольны первым экскурсионным днем, и старались не замечать деталей.

День третий

У группы был выбор: провести время на пляже у отеля или отправиться за дополнительную плату в яхт-тур по реке Манавгат. Стоимость — 55$. Мы были в предвкушении шикарного круиза. Должны были посетить живописные острова и уютные бухты анталийского побережья. Поднимаемся на яхту, где хотелось занять место на солнце, но никаких лежаков и специальных площадок для этих целей не нашли. На верхней палубе, так же как и на нижней, были лишь столы и лавки. При этом почти все они были под навесом. Кто устроился на лавке, обитой клеенкой, а кто прям на столе. В это время мы на своем потрепанном временем «корабле» проходили мимо пришвартованных «пиратских» яхт, шикарных парусников, где все удобства были видны сразу.

Ничего, смирились и с этим. Ждали выхода в море, которое уже показалось на горизонте, но в микрофон объявили: «Температура воды в реке +10, в море +19, лежаки на пляже платные — 1$, ждем вас на обед в начале второго». Спускаемся на песчаный берег и идем пешком к морю… Оплачиваем лежак и радуемся, что нам он достался так дешево — с лежащих рядом немцев предприимчивый турок взял пять евро. В море между тем проплывали красивейшие яхты, где туристы купались прямо с палубы. Мы же лежали на пляже и ждали хотя бы вкусного обеда: обещали жареную на гриле форель.

День четвертый

В шесть утра покидаем отель и отправляемся в главный пункт нашего путешествия — местность Памуккале. Специально для нас заказали завтрак на 5.30. Это было вовсе не трудно для персонала гостиницы: они подали то, что осталось от ужина. Простокваша и вялые огурцы — все, чем мы довольствовались в то утро. Даже взбодриться напитком из кофе-машины не удалось — ее еще не заправили. Настроились на долгий путь — около четырех часов с двумя техническими остановками. Но первый «дурак» случился уже через 15 минут. Из нашего автобуса лилась вода. Причину такой протечки водитель объяснить не смог. Переместились мы вместе с багажом в другой автобус через полтора часа, а пока коротали время в придорожном кафе и сувенирной лавке.

Программа обещала «снежно-белые полукруглые бассейны, заполненные минеральной водой, и террасы, спускающиеся вниз по горе». На пути к этому великолепию и чуду природы мы посетили текстильный центр в городе Денизли, а также винный погреб. К тому, что наш гид расхваливал именно эти магазины, мы уже привыкли, но разумные покупки все же совершили. Вторая половина дня прошла просто шикарно, потрясающие впечатления от экскурсии в Памуккале дополнил бассейн с термальной водой, который был в свободном доступе для всех гостей нашего отеля.

День пятый

Путешествовать по залам и этажам коврового центра, посещение которого было предусмотрено программой, хотелось только босиком. Шелковые, шерстяные, однотонные, цветные, с причудливыми узорами, с изображениями животных и даже людей. Просить меньшую цену, чем называют в центре, за ручную работу не представляется возможным — мы собственными глазами видели, насколько это сложный и кропотливый труд.

Наш путь в новый отель в Кемере пролегал по горной трассе, которая местами еще не была достроена и представляла собой достаточно узкую однополосную дорогу. После очередной технической остановки в салоне почувствовался запах дыма. Мы обратили на это внимание гида и водителя, на что последний ответил: обгорает масло, которое он случайно пролил мимо. Но масло не обгорело даже через 15 минут, и случился второй вынужденный «дурак». К этому моменту терпение лопнуло. Решили обратить внимание туроператора на наши сплошные неудачи. В Москву дозвониться было невозможно — там тем временем шел Парад Победы, а анталийский номер с российского сотового упорно не набирался. Оставили сообщение на электронной почте, но ответа на него не последовало до сих пор. Часть туристов — восемь человек — подобрал попутный туристический автобус. Остальные ждали, пока приедет мастер и починит автобус. Вторая группа прибыла в отель через час после первой. За это время мы уже успели выяснить, что нас вновь поселили в самом дальнем корпусе, да еще и дали номер на первом этаже с не закрывающимся балконом.

День шестой

70$ отдали за историческую экскурсию в древний город Демре, основанный в V веке до н. э. Рано утром отправились осматривать скальные гробницы эпохи Ликийского союза, греко-римский театр и церковь Св. Николая. Проезжая по улицам города Финики, послышался странный металлический скрежет. Остановку и включение аварийного сигнала группа восприняла с нервным смешком. Это был третий автобус, который ломался во время нашего тура. Все оказалось просто: отвалилась металлическая защита днища. Водитель ослабил галстук, закатал рукава белой рубашки, залез под автобус, оторвал железяку до конца, и мы снова двинулись в путь. Перед посещением церкви нас сопроводили в иконную лавку, сказав, что у самого храма магазинов вовсе нет. Цены там несколько удивили — уж слишком высоки, а вот лукавство нашего нового гида Алены — не удивил. У храма Св. Николая магазинов было несколько десятков с ценами поприятнее.

День седьмой

Хотели провести последний день на пляже, но планы испортила погода — было прохладно, и время от времени шел дождь. Номер мы покинули в 12.00, а автобус до аэропорта должны были подать только в 18.30. При этом полгруппы были уверены, что в 16.30 — наш гид не смог на нормальном русском объяснить время. Он вообще потерял к нам интерес сразу после того, как закончились посещения всевозможных магазинчиков и лавок, а однажды вечером на нашу просьбу разобраться в платности и бесплатности напитков в ресторане отеля вовсе ответил: вы не даете мне отдыхать. А отдыхал он с очаровательной спутницей Светланой, которая присоединилась к нашей группе на второй день. Объяснять, кто она и почему везде путешествует вместе с нами, но по программе «все включено», никто не просил. Наш Хусейн лишь согласился, что это его спутница. Возможно, и в этом есть частичка турецкой культуры, с которой нас знакомили семь дней и шесть ночей.

В аэропорт мы выехали лишь в 12 ночи — вылет перенесли на пять часов без объяснения причины. В нашей группе были дети, да и не все взрослые могли выдержать 12 часов подряд в фойе гостиницы. Требовали компенсации и комфортного ожидания, на что наш гид предложил ужин за 7$, а после всеобщих возмущений разрешил достать разрезанные браслеты и пройти поужинать бесплатно. В начале первого часа ночи мы расстались в аэропорту. Прощание гид закончил фразой: «Надеюсь, вам понравились мои услуги». Каждый ответил по-своему…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру