Атеизм побеждает веру

Каждый десятый оренбургский школьник изучает православную культуру

Как-то в церковной лавке наблюдал такую картину: солидный молодой человек, стоя у витрины с серебряными иконками, серьезно спрашивал, какую обычно покупают женщинам, какую мужчинам. Хорошо, если в покупке он видел икону. А вдруг только слиток серебра?

Каждый десятый оренбургский школьник изучает православную культуру

Примерно так многие из нас видят и новый предмет, который вот уже три года, как вошел в систему школьного образования «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Рассчитан он только на получение знаний о религии, а не на приучение к вере. А именно этого боятся многие.

«Закон Божий» как предмет долгое время был в системе русского образования как в религиозных, так и светских учреждениях. В современном российском обществе вновь возникла потребность появления подобного предмета. Конечно, вернуть то, что было утрачено, уже вряд ли можно, да и в нашем светском государстве изучение религиозных предметов противоречит конституции. Поэтому появление подобного культурологического курса и стало неким связующим звеном между богатым нравственным наследием предков и современным подрастающим поколением.

Прежде воспитывать, а потом учить

В Оренбуржье новый курс в начальной школе был введен, как и во всей стране, в 2011 году. Как всегда, спешно нужно было подготовить специалистов, методическую базу, благо за многие годы экспериментов учителя научились быстро перестраиваться.

Наталья Антюфеева возглавляет МАУ «Ресурсный научно-методический центр». Именно в его стенах разрабатываются методические рекомендации, совместно с институтом повышения квалификации готовятся новые специалисты, проводится мониторинг первых результатов.

— Наталья Климовна, ОРКСЭ является своеобразной заменой старой идеологии и системы воспитания советской школы?

— Я так не считаю. Соглашусь с тем, что определенный воспитательный вакуум нужно было заполнить. Другая причина более важная. Мы живем в многонациональном государстве, поэтому важно рассказать ребенку — с кем рядом он живет.

Сразу возник вопрос: кто должен вести новый предмет — учитель начальных классов или другой преподаватель? Тут необходим культурологический подход, что более свойственно историкам, литераторам. Но потом пришли к выводу, что нужно брать всех, кто заинтересован в преподавании этого курса. И сейчас в каждой крупной школе обучено два-три человека: среди них историки, учителя начальных классов, психологи, социальные педагоги, есть даже учителя химии.

— Конкретизируйте, с какими трудностями пришлось столкнуться?

— Во-первых, родители. Их нужно было убедить в необходимости. Во-вторых, если в классе выбирают несколько модулей, а выбирали даже буддистский профиль, то каким образом распределить учебную нагрузку. Выходом стала подготовка в каждой школе нескольких учителей. В-третьих, в последние годы наблюдается тенденция, когда родители стали больше выбирать модуль «основы светской этики». Если в начале введения курса 34 % выбирали православие, 11 % — ислам и т. д., то сейчас наоборот преобладает светская этика, ей отдают предпочтение более 60 % родителей.

— Есть мнение, что руководство школ проводит прессинг родителей при выборе модуля.

— Никакого давления нет. Скорее всего, родители опасаются, что если преподается модуль «основы православной культуры», то будет постоянно приходить священник и упор будет на религиозность курса. Поэтому и выбирают чаще «основы светской этики» и «основы мировых религий».

— Значит, возникает ущерб религиозной составляющей?

— В Оренбурге и области были созданы опорные площадки, которые стали методическими центрами для реализации всего курса. Так, по православию у нас работает восемь площадок, где «основы православной культуры» ведутся с 1-го класса, а потом данный модуль включается в общую программу. Есть площадка по «основам исламской культуры» в школе № 38. Поэтому ущерба в отношении религий нет. Фактов того, что родителей вынуждают писать заявления только на светские модули, мы не отмечали.

— Как часто привлекаются представители религий в школу?

— По мере необходимости, все зависит от программы, учителей. В основном организуются экскурсии в церкви, мечети. Есть такие темы, о которых лучше, чем священнослужитель, никто не расскажет. При любой экскурсии обязательно спрашивается разрешение родителей.

— А отмечаются факты, когда родители категорически против подобного?

— Есть, но это, скорее всего, убеждения самих родителей, хотя это единичные случаи.

— Сейчас можно говорить о каких-то результатах введения данного курса?

— Итоги есть, но они малозаметны, результат отсроченный.

— Этот курс может стать целостной системой воспитания в современной школе?

— Он может только внести небольшую лепту. Теми 34 часами, которые есть сейчас, ничего заменить нельзя. Если строить воспитательную систему, то нужна целостная программа.

Родителей прессуют

После общения с педагогами возникает ощущение, что корни появления ОРКСЭ кроются именно в желании духовенства, чтобы в школе был подобный курс. Но желание желанию рознь и стараниями наших либералов к религиозной составляющей курса была добавлена светская атеистическая часть.

— Мы участвуем в реализации этого курса, в частности помогаем готовить педагогические кадры, — рассказывает Борис Воронов, заведующий сектором отдела «религиозное образование» Оренбургской епархии. — На сам процесс обучения священники не влияют. Модуль «основы православной культуры» является экскурсом в православие, религиозности в нем нет. Никто с кадилом на уроке не ходит. Россия исторически была построена на православной культуре, если ученики о ней больше будут знать, в этом плохого ничего не будет.

Мы, наблюдая процесс в течение трех лет, отмечаем, что не везде соблюдается право выбора, много нарушений. Мы встречали такие заявления, где указан только один курс «основы светской этики», и такие факты отмечаются часто. Со своей стороны мы не вмешиваемся.

— Чем хуже эти модули?

— «Основы мировых религий» для ребят 4-го класса — слишком сложный курс, логичнее было бы вести его в старших классах. А в начальной школе можно было бы оставить только один из модулей, посвященный какой-либо конфессии. «Основы светской этики» является атеистическим курсом и воспитывает детей в духе, что Бога нет. Мы хотим, чтобы был добровольный выбор и против насаждения какого-либо курса, в том числе и в пользу православия.

— Количество верующих прибавится с введением такого курса в школах?

— Такая надежда есть.

— До революции в школах преподавали «Закон Божий», есть сходство с современным модулем «основы православной культуры»?

— Это совершенно разные дисциплины, тот курс был посвящен религии, а здесь только культура. Введение «Закона Божьего» сейчас невозможно, даже при введении нынешнего предмета было сломано много копий.

— Кто же против?

— Есть желание сверху и снизу, но, к сожалению, у нас еще остались островки коммунизма, которые оказывают сопротивление.

Мнение мусульманского духовенства несколько иное, оно не против введения нравственного воспитания в школах, но собственно сам курс ОРКСЭ у них восторга не вызывает.

— Религиозное воспитание должно начинаться с семьи, за морально-нравственное развитие ответственность лежит на родителях, — считает муфтий Абдул-Барый. — Мы всегда говорили, что в школе нельзя делить детей на православных, мусульман, буддистов и так далее. Важно дать общее знание обо всех религиях, рассказать в историческом аспекте о том, кем были Будда, Моисей, Иисус, Мухаммед. Историю религии важно знать каждому человеку, а основы религии должны преподавать в мечетях и церквях.

Лишних знаний не бывает

На восемь четвертых классов в лицее № 5 города Оренбурга только один учитель, который имеет право вести новый предмет. Единогласным решением родителей в этом учебном заведении были выбраны «основы светской этики». Темы уроков по этому курсу мало чем отличаются от ранее существовавшего предмета «граждановедение». Мне довелось посетить занятие, на котором темой урока стали добродетели и пороки. Ребята сов-местно с учителем вели бурное обсуждение, что такое меценатство, альтруизм, эгоизм. За все время урока ни учитель, ни ученики не упомянули ни одного религиозного термина.

— У родителей было очень много вопросов, поэтому большинство решило, что первый год пусть будет нейтральный модуль. Если родители в дальнейшем выберут несколько модулей, то для нас это станет проблемой — нет кадров, — рассказывает Татьяна Самсонова, преподаватель основ светской этики.

Совершенно другая картина на уроке в школе № 38, здесь ребята изучают «основы исламской культуры» и «основы мировых религиозных культур». Ведет оба курса учитель истории Лариса Аглиуллина, которая дополнительно прошла обучение в медресе.

В ходе урока дети в игровой форме разбирали мусульманские понятия и сравнивали их с христианскими. Для лучшего понимания исламской культуры в школе изучается арабская графика, термины указаны на доске в арабском варианте.

Меня удивило то, что ребята разных национальностей с легкостью разбирались в понятиях как исламской, так и христианской культуры. Могут сравнивать, находить отличия.

— Ребята у нас разделены на две группы, но бывает так, что проводим сов-местные занятия. В итоге они дополняют друг друга. Как среди ребят, так и среди родителей нет недовольных, все с интересом ходят.

Бывают темы сложные, я сама иногда думаю, как же им все объяснить. А на уроке выясняется, что дети воспринимают это по-другому, но самое главное — понимают! Ребята уже сейчас не делятся по нациям, а наоборот, как можно больше узнают о другой культуре. Никаких молитв или обрядов мы здесь не изу-чаем. Сам же предмет у нас является составной частью воспитательной системы в школе. У нас школа с углубленным изучением культурологического направления, — говорит Лариса Рафкатовна, учитель истории.

Создавать новое всегда сложно, тем более в такой сфере, как воспитание. Мое глубокое убеждение: лишних знаний не бывает, тем более знаний, которые направлены на воспитание молодого поколения. А стойкость и актуальность ОРКСЭ покажет время.

 

 

Сергей Ломакин, ученик школы № 38:

— Мне нравится изучать арабские буквы, на уроке я каждый раз открываю для себя что-то новое. Много узнал о том, какие праздники отмечают христиане, мусульмане. Еще мне понравилось посещать церковь и мечеть, теперь знаю, как себя вести там.

Марат Азибаев:

— Традициям исламской религии мы сына и сами обучим, а вот узнать, что такое православие и какие там существуют обычаи, он может только в школе, поэтому мы и выбрали данный курс.

Элена Рахимбердина:

— Сын у меня этим предметом интересуется, приходит домой, рассказывает иногда такие вещи, которые я даже не знаю. Потом, это ведь воспитание, и пусть оно будет в школе. Дома, конечно, мы тоже рассказываем, но если это будет в школе, то, думаю, больше толка для ребенка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру